Меню

Срочно!!! Про смерть отца

AD
25 июл 2005, 21:06
У знакомой умер муж:( Сынуле 6 лет. Мальчик очень впечатлительный. Как ему объяснить, что папа умер? Завтра похороны:(
Мама малышу сказала, что папу ударило током и он в больнице и наверное умрет:((( На, что сын нервно засмеялся и сказал, что это не правда и она все врет! И теперь ходит грустный и к маме не подходит:( Что делать? Как объяснить?
25 июл 2005, 21:22
Сейчас вывешу подборку статей
25 июл 2005, 21:23
Все умрут? А я? Как разговаривать с ребенком о смерти?

Психолог Виталия Шебанова

“Недавно в нашу семью пришло горе — неожиданно умер мой отец. И вот тогда я впервые поняла, что не знаю, как надо разговаривать с ребенком о смерти. Что следует, а чего не следует говорить? Допустимо ли брать с собой малыша на кладбище или лучше избавить его от этого печального ритуала прощания? По совету моей мамы, на период подготовки к похоронам я отправила свою шестилетнюю Иришку к родственникам мужа. Мама приказала всем ничего не рассказывать ребенку о смерти — это якобы пугает и глубоко травмирует его психику. Но неделю назад Иришка сама подняла эту тему. Она спросила меня: “Мама, ты говорила, что дедушка уехал, а девочки в садике мне сказали, что он больше никогда за мной не придет, потому что дедушка умер...”. Мои жалкие попытки вывернуться из вранья привели ее к истерике. А сквозь слезы я слышала горькую “истину”, которую она открыла для себя: “Он обещал поехать со мной на море, обещал всегда брать меня с собой. А сам уехал.... Он предатель... Я больше не буду его любить!”
Хотелось бы знать, как следует разговаривать с ребенком на столь трудную тему? Я поняла, что наш вариант — это ошибка. Мне хотелось бы ее исправить. Кроме того, скоро у меня появится второй ребенок, поэтому я хочу подготовиться к столь нелегкому разговору заранее...”
Анастасия Лебедева, г.Симферополь
Дети и смерть... Само сочетание этих слов противоестественно. Возможно поэтому, в нашей культуре существует мнение, что это явление нужно скрывать от ребенка как можно дольше. Причём такой позиции придерживаются не только “безграмотные” родители, но и “грамотные” педагоги. Тема смерти избегается, замалчивается в семье, она не поднимается и в педагогической литературе.
Однако существует альтернативный опыт. Например, в дошкольных учреждениях и начальных классах школ Японии предусмотрены занятия, на которых с детьми говорят о смерти. При этом малыши посещают кладбище, где им читают надписи на памятниках, предлагают почтить память умерших, вспомнив все хорошее, что они делали при жизни ради других людей ...
Как говорить с ребенком о смерти близких людей?
Однозначного ответа на этот нелегкий вопрос не существует. Слишком много факторов необходимо учесть: возраст ребенка, особенности его восприятия, взаимоотношения в семье, религиозные установки и т.п. Поэтому мы остановимся лишь на двух версиях объяснения смерти, которые наиболее губительны для неокрепшей психики ребенка.
Умер — это значит “уехал далеко и надолго...”. Такая версия разъяснения исчезновения любимого человека из окружения ребенка является, пожалуй, самой распространенной. Почему она неудачна? На мой взгляд, это вполне очевидно из приведенного выше письма нашей читательницы. С одной стороны, ребенок продолжает ждать и надеяться на встречу, он живет совместно с умершим построенными планами и обещаниями. С другой, малыш начинает вдруг понимать, что он единственный, с кем дедушка “забыл” попрощаться, поскольку все, кроме него, знают о том, что дедушка “уехал далеко и надолго”. Вывод у ребенка напрашивается сам собою: “Если уж дедушка, мой любимый дедушка, меня предал, то больше никому верить нельзя”. Вот и получается, что, оберегая ребенка от тяжелых переживаний, связанных со смертью близких людей, мы в то же время разрушаем его веру в надежность и прочность человеческих отношений, преданность одного человека другому.
Вторая версия объяснения смерти близкого человека “рождается” у ребенка как бы самостоятельно. Но даже легкий анализ его переживаний позволяет понять, что горестные мысли ребенка возникают под влиянием взрослых. И происходит это примерно так. Бабушка, пытаясь утихомирить не в меру расшалившегося внука, который и ухом не ведет на ее замечания, в сердцах восклицает: “Если ты не будешь меня слушаться, я умру от огорчения!”. Или мама, болезненно реагируя на что-либо (например на то, что соседский Петька уже свободно читает, а ее “горе луковое” — едва по слогам) заявляет: “Ну почему у всех дети как дети, только у меня не ребенок, а наказание Господне! Ты меня в могилу сведешь. Я из-за тебя больная на работу хожу”.
Опасность таких высказываний вполне очевидна. В случае смерти, независимо от ее истинной причины, такой ребенок будет считать виновным только себя. А жить под давлением этой ноши невероятно трудно... Многие взрослые, потерявшие близких, знают, как тяжело преодолеть прессинг чувства вины. Их долго мучают мысли типа: “если бы я вовремя...”, “если бы мы обратились к другому врачу”, “если бы я была рядом”. А представьте, каким грузом ложится смерть на хрупкие плечи ребенка, который еще не умеет толком устанавливать причинно-следственные связи! Поначалу у него возникает ложное ощущение, что если бы он себя хорошо вел, то этого могло бы и не случиться. Затем отчаяние сменяется чувством вины. Через некоторое время чувство вины на основе механизмов психологической защиты начинает искать выход, перерождаясь и преобразуясь либо в психосоматические заболевания (например, язву желудка), либо в агрессию (как внешнюю, так и внутреннюю).
Вот почему очень важно вовремя обьяснить ребенку причину смерти близкого человека, даже, если вам кажется, что малыш внешне спокоен и не испытывает отрицательных эмоций. Окружите его вниманием и заботой, поскольку у ребенка, понесшего утрату, обостряется потребность в любви, привязанности, нежности и ласке. Однако помните, что здесь, как и во всем, нужна мера. Малыш не должен становиться центром заботы всей семьи. Его также необходимо научить выражать сочувствие и оказывать поддержку другим членам семьи, которые тоже переживают горечь утраты.
Надо ли говорить с ребенком о смерти до потери
кого-нибудь из близких?
Опираясь на свой собственный опыт и на данные японской педагогики, я считаю, что нужно. Ведь заранее подготовленный ребенок легче перенесет боль утраты, особенно если ему растолковали само понятие смерти.
Как объяснить ребенку сущность смерти?
В возрасте шести-семи лет ребенок начинает задумываться о смерти и его может посетить страшная мысль: “Все умрут? И мама тоже умрет? А я?”. Однако у большинства детей подобные мысли постепенно отходят на задний план. И все же, как помочь ребенку принять мысль о том, что он тоже когда-нибудь умрет?
Лучше всего говорить о смерти, как о переходном состоянии, беря за основу различные явления природы. В качестве примера может быть такая история “жизни и смерти” ручейка: “Видишь этот маленький ручеек. Сейчас лето, очень жарко, и скоро он полностью высохнет, как бы умрет. Но на самом деле с ним происходит чудесное превращение из воды в пар: вода, которая испарилась под солнцем, превратилась в пар. Помнишь, мы видели, как пар после дождя подымался вверх? Там, в небе, пар собирается, становится холодно, и он превращается в грозовое облако, дарящее Земле воду в виде дождика. А капли дождя снова наполняют пересохший ручеек, и жизнь в нем продолжается!”.
Подобные истории для ребенка можно сочинять о чем угодно: об осетре, который, преодолевая множество препятствий, отправляется на нерестилище, чтобы отложить икринки и умереть; о засохшем дубе, который умер, но зато рядом из желудя начал расти новый дубок — и все опять повторится сначала...
Приняв мысль о том, что все в природе живет для того, чтобы радоваться самому и радовать других, а смерть — это как бы превращение в новое состояние, ребенку будет несомненно легче перенести смерть близких людей.
Должен ли малыш принимать участие в похоронах?
На этот счет существуют разные мнения. Позиция первая. Детям до девяти — десяти лет (особенно нервным и ранимым) — лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Ребенка надо избавить от этих неприятных переживаний и позаботиться о том, чтобы в его памяти сохранился живой образ любимого человека: глаза, теплые и ласковые руки.
Позиция вторая. Похороны — это обряд прощания с близким человеком, могила — его последняя обитель, а способность переживать горе делает человека человеком. Поэтому детей не зависимо от возраста нужно брать на похороны близких. Это поможет понять случившееся. Ведь ничто так не объединяет людей, как общее переживание горя. Память об этом позволит поддержать у ребенка чувство преемственности между поколениями и сохранить “память сердца” (чувство привязанности) к тем, кого он любил. Главное при этом, чтобы ребенок ни на минуту не оставался наедине со своими переживаниями. Рядом с ним обязательно должен быть взрослый, который мог бы при необходимости отвлечь его внимание от излишних, ненужных разговоров, увести в сторонку, ответить на вопросы, приласкать.
Как же поступить? Руководствуйтесь, прежде всего, особенностями психики конкретного ребенка. Если ваш малыш раним, чувствителен, впечатлителен, подвержен страхам, то лучше оставить его дома. Помните: ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, в частности, над страхом смерти (кладбища, покойников, скелетов и т.п.). Малыш замкнется в себе и перестанет доверять взрослым. Особенно это относится к мальчикам. Мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым как бы в двойные тиски, поскольку его мучает не только сам страх, но и стыд за него.
Когда страх смерти не дает ребенку покоя?
Если осознание человеческой смертности производит на ребенка настолько тяжелое впечатление, что он не в состоянии от него оправиться, то лучше всего обратиться к специалисту (по принципу: если ломаются часы, люди обращаются к часовщику, если ломается телевизор — к телемастеру, а если нарушилась душевная гармония — к психологу). Кроме того, родителям необходимо проанализировать свое поведение: может они сами чрезмерно тревожатся, зациклены на болезнях (своих и детских), постоянно говорят о тяжелой и опасной жизни?
25 июл 2005, 21:24
Татьяна Карниз.

НЕ ХОЧУ НИКОГДА УМИРАТЬ! ЧТО ТАКОЕ СТРАХ СМЕРТИ?

(Статья была опубликована в журнале "Лиза. Мой ребенок" январь 2002 года.).

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, то есть те, что несут угрозу жизни. Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: "Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?" Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СТРАХ СМЕРТИ У ДЕТЕЙ?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях , как время и пространство, и следовательно понимает , что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.
ВСЕ ЛИ ДЕТИ БОЯТСЯ СМЕРТИ?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по-разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих, не имеющих мужского влияния - защиты и эмоционально - чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики. Но есть дети, которые не испытывают страха вообще. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства - мимолетны, интересы - неустойчивы. Иногда страх может отсутствовать и у детей, без каких - либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь "где есть страх, там места нет любви".
ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ.

Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:
1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.
2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.
3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях, и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.
4. Говорить ребенку: " Не бойся того-то - того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым". Эти слова пустые для малыша.
5.Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова "смерть" и "болезнь" в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.
6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.
7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.
8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельность.
9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.
10. Брать на похороны ребенка до подросткового возраста.

КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ.

1. Родителям необходимо помнить, что детский страх - это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.
2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.
3. Уделить ребенку побольше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.
4. Создать в доме такую обстановку, чтобы малыш без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.
5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.
6. Расширить круг интересов и контактов, так как чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.
7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой осторожной форме. Лучшее оправдание смерти - это старость или очень редкая болезнь.
8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время "поправить здоровье" в санаторий.
9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может "заразиться" взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постараться преодолеть свои недостатки и страхи.
10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.
Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справится со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА.

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревне. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по "наследству" детям.

СНЫ ПОД ЗОНТИКОМ ОЛЕ - ЛУКОЕ.

Детям в этот возрастной период могут сниться кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если "плохие" сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также- у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след , которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать "зонтик Оле - Лукое". Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле - Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним "волшебный" зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

ХУДОЖНИК, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СТРАХ.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно "зациклен" (застревает) - на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся "ужастики" из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка. Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное - нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом - сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще - выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи! При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

СКАЗКОТЕРАПИЯ.

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок - это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки - это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка. "Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?" об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. "Русалочка", " Ангел", "Девочка со спичками", "Красные башмачки", " Дочь болотного царя", "Девочка, наступившая на хлеб", "Кое - что", "Анне Лисбет"- в этих сказках затрагивается тема смерти. Когда Вы будете читать Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя, его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты. Причину этого он видел в глубоких корнях православного воспитания и культуры, которые не в силах была изъять у людей за 20 с небольшим лет новая советская власть. "У воцерковленных детей нет страха смерти", - сказал мне староста одного московского храма. Я с ним почти согласилась. Когда ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что смерти нет, душа бессмертна, а Бог - это любовь, там действительно нет места страху смерти, но … при условии, что родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет - каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол, рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент, рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в радостные.
25 июл 2005, 21:31
Спасибо большое, сейчас позвоню и объясню, как себя вести с деткой.
25 июл 2005, 21:24
Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996.
Сколько лет жил мой дедушка, или этюды о детских страхах
"И что это тебя дедушка интересует? Ты же его почти не видел. Жил, сколько положено. А бабушка и сейчас живет, сам знаешь. Когда она умрет? Что ты заладил: умрет, умрет. Все мы умрем когда-нибудь, а теперь никто не будет умирать. А как же дедушка? Дедушка болел, поэтому умер. Ты тоже болеешь? Да разве это болезнь - ОРЗ? От него не умирают, так что не волнуйся. Вот подумай, что ты сказал дяде: "Не хочу вырастать, а то я умру". Жизнь надо прожить вначале. А ты чуть что и в слезы. Вспомни, последний раз из-за чего плакал - поранил палец и вообразил, что вся кровь вытечет. Не вытечет, ее много. Сколько? Ну, уж это врачи знают, на то они и врачи. И ты хочешь врачем стать? Зачем? Чтобы лекарство от смерти придумать? Ну и фантазер же ты! И что вы у меня все такие чувствительные? Сестра твоя тоже в 5 лет, спрашивала, помню : "А я не умру?" А однажды, когда промочила ноги и мы ее ругали, сказала: "Жизнь моя кончилась!" Как видишь живет, большая стала и с тобой ссорится. А мысли свои выбрось из головы и успокойся. Мало ли в жизни твоей будет неприятностей. Да, совсем забыла, через 2 дня тебе аденойды удалять будут. Да не бойся, это совсем не больно. Чик-чик - и готово. Дышать сразу легче будет. А то вон как плохо спишь, кричишь, говоришь, что падаешь куда-то. Значит, растешь, да и аденойды виноваты, вот удалим их и все в порядке будет."
Ежедневно многие родители ведут подобные разговоры с детьми, пытаясь каждый раз по своему отвечать на интересующие их вопросы. Некоторые просто отмахиваются от детских проблем, как от назойливой мухи, будучи вечно занятыми, спешащими и эмоционально неглубокими. Страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста, но далеко не у всех он проявляется в чем-либо конкретно. А есть дети, которые от этого страха, как и многих других страхов, не испытывают вообще. Обычно у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства поверхностны и мимолетны, интересы неустоичивы, и звезд с неба, как говорится, они не хватают. Это обычно дети родителей с хроническим алкоголизмом.
Страхи исключаются и при выраженном органическом поражении центральной нервной системы, когда имеет место расторможенность влечений - отсутствие дистанции со взрослыми, импульсивное поглощение большого количества пищи, несвойственные возрасту сексуальные интересы и т.д.
Но страх может отсутствовать и у детей без каких-либо отклонений, родители которых общительны, контактны, являются примером уверенного в себе, адаптивного поведения и т.д.
В большинстве случаев страх смерти носит перманентый, невидимый внешне характер и проявляется от случая к случаю, в особых, драматически заостренных жизненных ситуациях, например при болезни, разлуке с близкими, испугах и конфликтах. В большей степени страх смерти представлен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей и, как многие другие страхи, носит переходящий, возрастной характер, т.е. его надо пережить, осознать как часть своего жизненного опыта.
Почему же возникает этот страх? В нормальном варианте он возникает не вдруг, не внезапно, постепенно, как отражение особой фазы развития самосознания - осознание своего "Я" во времени. Это было бы невозможно без понимания в общих чертах таких категорий, как время и пространство, начало и конец жизни как таковой, поскольку с 5 лет интенсивно развивается абстрактное мышление и возрастает активность в познавательной области. В тоже время ребенок уже довольно эмоционален, чтобы переживать волнующее его открытие - то, что он умрет в конце концов, как и все остальные люди. До этого он наивно верил, что будет жить всегда, как и в постоянство окружающего мира и себя как его неотъемлимую часть. Однако подобная потребность все больше вступала в противоречие с реальной действительностью, поскольку его ближайшее окружение постоянно подвергалось изменению. Кто-то прибывал, кто-то уходил навсегда, да и отношение к заболеваниям, несчастным случаям стало иным. они стали осознаваться как конкретная опасноть, как угроза жизни, как ее возможный конец.
Еще раньше ребенок постиг значение начала: он появился на свет, когда-то его не было - и вот он есть. Тут бы и радоваться жизни6 а она, оказывается, должна когда-то кончиться. Возникающий страх смерти и есть осознание этого события, своего рода эмоциональный протест против рациональной необходимости умереть. Даже при своей максимальной выраженности он не находится в центре сознания и не беспокоит ребенка, если не спросить его об этом прямо. Тем не менее страх смерти находит свое отражение во всех страхах, типичных для детей 5-7 лет (у каждого второго): нападения, животных, глубины, огня, пожара и войны. Ничего удивительного - все они символизируют опасность для жизни, пусть и на уровне воображения. причем девочки боятся значительно чаще, чем мальчики, т.е. у них более вывражен лежащий в основе страха смерти инстинкт самосохранения. То же относится и к характерной для этого возраста боязни крокодила и Змея Горыныча, более присущее девочкам. Это и понятно. Интенсивно, во многих поколениях закрепленный страх чудовища-дракона, прилетающего, согласно народному эпосу, всегда внезапно и сжигающего все вокруг, забирающего в неволю беззащитных, присущ в наибольшей степени именно представителям женского пола.
Если обратиться к более раннему возрасту, то можно заметить, что дети, впоследствии обнаруживающие страх смерти, отличались известной осторожностью и боязливостью во всем, что касалось новых, непредвиденных событий. От них не надо было прятать острые предметы, спички, они никогда не играли с огнем и в прямом, ни в переносном смысле, опасались боли, высоты (испытывали напряжение, когда их поднимали на руки, не взбирались сами на горку, лестницу). И в той или иной степени боялись Волка, Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. Если вначале сказочные образы Бабы Яги и кощея символизировали, прежде всего, угрозу разлуки с матерью, похищения, то с 4-х лет они ассоциируются непосредственно со страхом физической расправы - смерти как со стороны мужского (Кощея), так и со стороны женского (Бабы Яги) пола.
Проходит еще год, и ребенок перестает верить в существование этих персонажей, поскольку он стал менее наивным и более критичным, понимающим безжизненный характер Бабы Яги и Кощея. Их место занимает огнедышащий Змей Горыныч, его "младший брат" - крокодил и житвотные, способные нанести непоправимые увечья, а то и смерть причинить. В свою очередь, все эти страхи отмирают у младших школьников, но страх смерти перманентно продолжает звучать и здесь, выражаясь конкретными страхами пиковой дамы (у девочек), Скелета и Черной руки (у мальчиков). Нетрудно увидеть в этих образах возрастную трансформацию Бабы Яги и Кощея. Скелет, это все,что осталось от Кощея, его внутренняя сущность, безжизненность, "кости", но все еще способные прийти в движение и напомнить о том, что ужизни еще есть альтернатива - смерть. А Черная Рука - это вездесущая рука мертвеца, опять же, своего рода фрагмент, деталь от целостного прежде Кощея. Ну а Пиковая Дама - это "роковая женщина", способная околдовать, трансформировать личность и, в конечном счете, уничтожить ее. Данный образ отражает свойственную младшим школьникам повышенную внушаемость и склонность к вере в необычные, необьяснимые, загадочные явления, то, что можно обозначить как магический настрой.
В возрасте, о котором идет речь, в старшем дошкольном возрасте, дети боятся не только своей смерти, но и смерти родителей, если напомнить об этом или спросить. Доказывает это, что страх смерти как абстрактная категория не ностит эгоистического характера, а сопряжен с беспокойством по поводу судьбы родителей. У младших школьников страх смерти уже заме но преобладает над страхом своей смерти, указывая на развитие чувства долга, обязанности, ответственности, всего того, что означается понятием совесть.
Страх смерти и связанные с ним страхи проявляются в большей степени у часто болеющих детей, не имеющих к тому же адекватного мужского влияния - защиты. Прежде всего это относится к мальчикам, испытывающим в старшем дошкольном возрасте острую потребность в идентификации себя с родителем того же пола, то есть отца. Тогда мальчик чувствует себя более уверенно в общении со сверстниками, может лучше постоять за себя. Наоборот, в семьях с отсутствующим отцом для мальчика характерна беззащитность, неумение защитить себя, робость и нерешительность, эмоциональная неустойчивость. Эти проявления ярко выраженны, когда мать чрезмерно опекает и беспокоится, будучи одновременно и строгой, и наказующей, как бы заменяющей собой отца. В результате ребенок теряет не только отца, но и, психологически, мать, ее доброту, отзывчивость, любовь, что еще больше усиливает его чувство беззащитности и возрастные страхи, включая и страх смерти.
И в полных семьях страхи могут приобретать и подчерунутое звучание, если отцы уделяют мало внимания детям, резки и непоследовательны в обращении, много угрожают и прибегают к физическим наказаниям. Тогда матери, наоборот, стремятся больше идти на встречу, окуржая детей избыточным беспокойством и опекой, предохраняя их от малейших опасностей и трудностей жизни. Достаточно часто в этом случае можно увидеть скрытый или явный конфликт, к которому дети особенно чувствительны в старшем школьном возрасте, когда они теряют уверенность в безопасности ближайшего окружения и не могут развить в себе навыки поведения, соответствующие полу. Неблагоприятная роль нередко в этом случае принадлежит бабушкам, избыточно предохраняющим часто болеющих детей от общения со сверстниками. А как отмечалось, общение с ними - одна из самых насущных потребностей в рассматриваемом возрасте. Поэтому, неуверенно чувствуя себя в общении со сверстниками, эти дети более подвержены страхам, ощущая себя изолированными и непонятыми, лишенными поддержки окружающих.
Без особой нужды не следует отправлять эмоционально чувствительных, впечатлительных и тем более нервных детей, плохо переносящих разлуку с родителями, в санаторий, на детские дачи, на попечение родственников. Здоровее они не будут, а более нервными, боящимися - да, потому что длительное состояние стресса, испытываемое ими, ослабляет защитные реакции организма, сопротивляемость угрозам извне и особенно страхам, возникающим в воображении. А страх смерти как раз и является таковым. Как и прочие страхи, он должен быть переработан сознанием к семи годам, что указывает на более высокий уровень психического развития, возрастание роли самосознания, где главное - ценность и прочность "я" в динамике свершений, приобретения все новых и новых знаний о себе и окружающем мире.
У некоторых детей присущие старшему дошкольному возрасту страхи не только не уменьшаются, но возрастают, фиксируются, приобретают драматический характер, а то и болезненный оттенок, искажая нормальное самочувствие, неблагоприятно влияя на уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Обычно в этих случаях речь идет о так называемых невротических страхах, если и имеющих вначале какую-то реальную подоплеку, то затем оторванных от нее и поражающих воображение, психику детей.
Наряду с большим количеством страхов, не подчиняющихся волевому контролю, можно обнаружить и другие проявления невроза: склонность к беспокойству, непереносимость ожидания, неустойчивость настроения, повышенную утомляемость, расстройство сна, легкую обидчивость и беспричинную капризность. Тогда нужно серьезно задуматься: все ли у вас благополучно дома, живем ли мы в согласии друг с другом и с детьми, хорошо ли мы их понимаем, не слишком ли мы строги, требовательны и бескомпромиссны, не подвержены ли сами чрезмерному беспокойству и мнительности, способны ли обеспечить необходимую психологическую защиту и являться примером адаптивного, уверенного поведения?
Даже если ребенок и перенес сильный испуг, например при нежелательной в этом возрасте операции по удалению аденойдов, помещении в больницу, болезненных медицинских манипуляциях, падениях, нападениях животных, то многое будет зависеть от поведения родителей. Если они своим беспокойством и волнением усилят страх ребенка, то он может стойко зафиксироваться в сознании, приобретая навязчивый, непроизвольный характер. Ребенок не может освободиться от него, и чем больше стремиться это сделать, тем больше страх овладевает его сознанием. Необходимо как никогда показать свое спокойствие, уверенность, наряду с доброжелательным отношением, сочувствием переживаниям детей, реальной и конструктивной помощью в преодолении страхов.
Полезно и отвлечь детей, заполнить их жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в кино6 на концерт, посетить аттракционы, поиграть с ними, то есть дать возможность эмоционально активно отреагировать на неприятные чувства и переживания.
Если же родители не способны пойти на это, невосприимчивы к внутреннему миру детей, усиливают моральное давление, вместо того, чтобы ослабитть его, и сами испытывают много неразрешимых для себя личных проблем, то невроз страха может продолжаться в школе. Тогда он неблагоприятно отражается на творческих возможностях детей, порождает излишнее напряжение и скованность, утомляемость в приглтовлении уроков, чувство пессимизма и отчаяния, проявляющихся во вспышках беспокойства и раздражения, неверии в свои силы и возможности.
Обычно родители начинают беспокоиться по поводу этих нежелательных проявлений слишком поздно, как правило, в подростковом возрасте, когда видно, что отрок не такой, как все, проигрывает по многим статьям и, главное, сам мучительно ищет и не находит выхода из создавшегося положения. Настроение неважное, доверие к себе подорвано, он бросается из одной крайности в другую и ни в чем не может найти золотой середины, то есть стать самим собой. Будущее страшит своей неизвестностью, непредсказуемостью, он уже заранее обрекает себя на неудачу, поражение. Экзамены не сдаст, никто его не полюбит, он изгой, отверженный, всегда без вины виноватый. Это у него внутри и, как потом оказывается, во многом лишено реального смысла, то есть у страха глаза велики.
Когда мы анализируем истоки подобных пораженческих и тревожно-мнительных настроений, мы видим, что они вырастают на почве многочисленных страхов, перешедших границы возраста, приобретших неправомерно большое звучание в психике.
В свою очередь, страхи - продукт ряда обстоятельств или факторов, которые мы сейчас перечислим. Чем их больше, тем более выражен невроз страха и сопутствующие ему изменения характера.
Начинать будем издалека - с прародительской семьи, то есть с родителей родителей ребенка. Прародительская семья не отличалась особой прочностью, часто была неполной, не столько из-за развода, сколько из-за преждевременной смерти (гибели) одного из родителей, как по линии матери, так и особенно по линии отца. Но и в полных прародительских семьях до согласия было далеко. Типичны не только конфликты, но излишнее психологическое давление властной бабушки, не терпящей возражений, чрезмерно требовательной и принципиальной. Поэтому мать будущего ребенка и не стала собственно личностью. Будучи подавленной в детстве, она испытывает противоречивые чувства к ребенку, относясь к нему то слишком строго и принципиально, то слишком мягко и потакающе. А отец ребенка играет роль "бумажного тигра", в глубине души оставаясь мягким и добрым, в чем-то даже мнительным, но внешне - подчеркнуто неприступным и наказующим.
В немалой степени это - следствие отсутствия или крайне недостаточной роли его отца в детстве и избыточной опеки со стороны матери. Отметим, что мать боязливого в будущем ребенка обладает высокой тревожностью, а отец - мнительностью. В целом это порождает тревожно- мнительную констелляцию, или сочетание черт характера родителей, неблаго- приятно отражающееся на отношениях с детьми и их воспитании. Типично, что будущая мама много волнуется при беременности из-за неустойчивости быта и не совсем еще определенных отношений с мужем. Волнения возникают и в связи с экзаменами, зачетами, защитой диплома, поскольку она часто студентка последнего курса технического вуза. К тому же беременность протекает с различного рода осложнениями: токсикозами, угрожающим выкидышем. И после родов мать находилась в состоянии эмоционального стресса - нервного напряжения и беспокойства, незримо передающегося малышу.
Можно даже сказать о своеобразном "неврозе матери", когда действия матери непоследовательны, ей постоянно кажется, что с ребенком обязательно случится что-то плохое, она часто выходит из себя, эмоционально неустойчива, раздражительна, беспокойна. Все это усугубляется некоторой исходной, рано проявляемой нервностью у самого ребенка (влияние волнений матери при беременности), отсутствием достаточной помощи со стороны мужа, а то и конфликтом с ним, поскольку "обделенный вниманием" супруги, он ревниво воспринимает ее безоговорочное переключение на ребенка.
К тому же ребенок появился на свет не совсем кстати, когда его еще не ждали, и уже самим фактом своего появления перечеркнул на время многие надежды честолюбивых родителей. Поэтому первые годы его жизни заметна тенденция матери как можно раньше выйти на работу, отдать малыша в ясли, на попечение своих родителей и родственников. Этим и обусловлен некоторый недостаток ранней материнской заботы, включая и более выраженную проблему - грудное вскармливание. А потребность в эмоциональном контакте с матерью у этих детей выражена, как ни у каких других. Обладая повышенной эмоциональной чувствитель- ностью, впечатлительностью и ранимостью, будучи не очень крепкими физически от природы, они плохо переносят разлуку с матерью, им необходима более продолжи- тельная связь с ней, создающая чувство привязанности, защищенности и уверенности в безопасности ближайшего окружения. Только тогда их психическое развитие пойдет нормальным образом. В рассматриваемых случаях этого не происходит. Нервное состояние самой матери оставляет желать лучшего, она слишком аффективна и непоследовательна в обращении с ребенком, стремится как можно раньше передать его на воспитание кому-либо. Любовь у нее заменяет беспокойство, нежность - принципиальность, она мало играет с ребенком, держа его постоянно на некоторой эмоциональной дистанции от себя. Потом она поймет многие издержки своего отношения к ребенку, испытывая чувство вины и окружая его чрезмерной опекой, но все это произойдет, когда уже сформировались, а то и вовсе повредились эмоции малыша, и прежде всего - чувство безопасности, уверенности, эмоциональной отзывчивости - откликаемости.
О том, насколько дети, заболевающие неврозом страха, нуждаются в эмоциональной поддержке и защите, говорит ряд наблюдений за их психическим развитием. Так, они заметно успокаивались, если матери брали их на руки, слегка качали, напевали, и, наоборот, проявляли выраженное беспокойство и плакали при ее отсутствии уже со второй половины первого года жизни. Научившись ходить, еще долго держались за опору, боясь ее отпустить, затем просились спать вместе с родителями, на что те, как правило, отвечали отказом.
Уже в первые годы заметна не только выраженная и длительная существующая привязанность к матери, но и настореженность к всему новому, неизвестному, в результате чего помещение в ясли, больницы, всегда являлось эмоциональным потрясением для этих детей, создавая в последующем длительное состояние заторможенности, плаксивости и боязни. Они начинали без конца болеть, их и без того невысокая общительность, еще более уменьшалась, иногда в такой степени, что возникал страх в дальнейшем и перед сверстниками, несмотря на все желание взаимодействовать с ними.
Обращают на себя внимание и беспокойный сон, страшные сновидения, преследующие детей, а также разнообразные навязчивые привычки, такие, как сосание пальца, края одеяла, грызение ногтей, ковыряние, постоянное верчение чего-либо в руках. Все это, как и плаксивость, беспокойство, нарушение сна, часто аппетита, - проявление невропатии: общей нервно-соматической ослаблен- ности, имеющей своими истоками отклонение в течении беременности и стресс у матери, ее нервное состояние в последующем.
Развитие у детей, заболевающих неврозом страха, отличалось и тем, что они мало играли и в играх почти всегда оставались сами собой. В силу частых заболеваний и опеки со стороны взрослых они недостаточно общались со сверстниками, не могли представить себя на месте других, и все это - на фоне повышенной эмоциональной чувствительности и обидчивости, ранимости и беззащитности. Эти дети, которые не могут, постоять за себя, легко теряются, плачут, обижаются на весь свет и часто испытывают гипертрофированное чувство вины. Результат того, что их слишком рано лишили материнской заботы, а в дальнейшем - стабилизирующего и направляющего влияния отца, что им навязывали общение тогда, когда они были к нему не готовы, а потом изолировали от него при уже достаточно развитой возрастной потребности.
Оставляет желать лучшего и воспитание этих детей в последующие годы. Часто оно носит контрастный характер, когда чрезмерно строгие отцы не воспитывают, а муштруют детей, а матери, с их беспокойством и опекой, во всем потакают детям.
У обоих родителей много трений с детьми, они не могут найти к ним оптимальный подход, и часто камнем преткновения в их отношениях являются проблемы эмоционального реагирования, дисциплины и приготовления уроков. При ближайшем рассмотрении все эти проблемы - следствие уже развившегося заболевания - неврозы страха, когда прогрессирующая заторможенность нервных клеток, страхи, беспокойство, блокируют активность детей и их способность давать быстрые и адекватные ответы. В этих условиях достаточно дополнительного, но не всегда выраженного психотравмирующего воздействия, чтобы возник невроз, развитие которого было предуготовано рассмотренной цепью неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Проиллюстрируем сказанное двумя наблюдениями. В первом из них мальчик 5-ти лет производил впечатление какого-то заморыша, у него часто болела голова в области лба, весь он был вялым, понурым, легко устающим и спящим на ходу. Все делал медленно, будучи неловким и несобранным. Нередко он впадал в состояние задумчивости и печали, повышенной обидчивости и слезливости, и весь он был какой-то потерянный, робкий и забитый, неуверенный в себе и не способный выразить свои чувства и желания. Из 29 страхов он обнаруживал 29, панически боялся людоедов-разбойников, Бабу-Ягу, Кощея, Змея-Горыныча, страшных снов: "Пришел к людоеду, а он меня хотел щипцами отщипнуть". До сих пор помнит сон, когда потерялся. Он действительно потерялся, как мальчик, как индивидуальность, как активная и созидающая в будущем личность.
Что же привело его к этому, трагичномув пять лет, жизненному состоянию? его мать забеременела, будучи студенткой, от сверстника, который категорически отказался регистрировать брак. Беременной она досрочно сдавала экзамены, одновременно продолжая почти до конца работать, так как училась на вечернем факультете. Конечно, до спокойствия было далеко.
Ребенок родился синим (в состоянии гипоксии), с обвитой вокруг шеи пуповиной. Поскольку мать стремилась во что бы то ни стало работать, она с трудом докормила грудью до 2-х месяцев (действие происходит в наши дни), а потом, выйдя на работу, отдала сына в детский дом, где он пробыл с2-х до 6 месяцев жизни. У мальчика были частые отиты. Тем не менее мать в 11 мес. пеместила его в ясли, где он часто плакал и боялся теть, что, как мы знаем, типично для этого возраста. Вследствие ранних испугов и недостатка эмоциональных стимулов его психическое развитие затормозилось: позже, чем сверстники пошел и стал говорить. Но на этом его злоключения не кончились. С года до 2-х лет с небольшим он жил с родителями матери в другом городе, на попечении авторитарной, все и всех подавляющей бабушки, и в тот период лежал по поводу пневмонии в больнице один, без матери и близких. Когда на 3-м году его привезли домой, к матери, он не узнал ее, словно она была чужим человеком. Мать за это время вышла замуж и жила с суровым, не терпящим возражений, эмоционально нечувствительным к состоянию души мальчика мужчиной. Вскоре от этого брака появилась девочка, на которую перешло все внимание матери. Отчим же постоянно был в разъездах.
Так наш страдалец превратился в своего рода сироту при существующих родителях. И дом стал для него не домом, а холодным казарменным учреждением. К несчастью, ему еще не повезло с молодой, только что окончившей училище воспитательницей, которая не любила детей, будучи еще незрелой и неопытной, постоянно кричала на них и наказывала. Мать же сама от перегрузки - работа, 2 детей и строптивый, требовательный муж - заболела неврозом, что повысило ее возбудимость и беспокойство. Все в сыне раздражало: что не такой, каким хотела его видеть, что слаб, беспомощен, капризен и боязлив. В минуты раздражения била его ложкой, а отчим, по ее жалобам - ремнем. Стоило ли удивляться, что мальчик терял свою активность, затормаживался, был плаксивым, боящимся, приставучим, по мнению матери, то есть требовал к себе внимания и ласки, которые в семье никто не мог оказать. Напротив, взрослые начали "войну" с его грызением ногтей и сосанием пальца, а мы уже знаем, что ребенок пытается таким образом снять избыток внутреннего напряжения и беспокойства. В 4 года ему удалили аденойды, перенес он это крайне болезненно, как своего рода наказание со стороны взрослых. Теперь нам понятны его страхи и то, что скрывается за образами Бабы Яги, Кощея, как и его судьба в целом.
В другом наблюдении мальчик 7 лет, также с неврозом страха, был нервно ослаблен до такой степени, что непроизвольно мочился и днем и ночью. У отца тоже был энурез в детстве. Несмотря на свой меланхолический темперамент, отец мог временами вспыхивать и быть жестоким к окружающим. Мать, наоборот, холерик, по темпераменту, обладает гиперсоциальными чертами характера, сугубо рациональна и практична во всем, как сейчас говорят, деловая женщина, по профессии инженер. Рожала она также студенткой, во время беременности сдала две сессии, о самой беременности узнала случайно по кровотечению, думая вначале, что это месячные. Оказался угрожающий выкидыш. Мальчик оказался недоношенным, крикливым и беспокойным, перепутавшим день с ночью. Еще до года перенес операции по поводу панариция и пупочной грыжи. Но развивался быстро, хотя и говорил косноязычно. В 1 г. 8 мес. перенес сильный аффект, потрясение при попытке отдать его в ясли, сразу заболел, а в 2 года был произведен парацентез - крайне болезненный прокол барабанной перепонки при очередном отите.
Мать и отец постоянно ссорились между собой, мать отдала бразды правления и уход за сыном уже достаточно пожилой и больной бабушке. Сама же мать была повышенно , если не сказать психопатически, требовательной и принципиальной к сыну, помыкала им как хотела. Развод родителей произошел, когда ему было 6 лет, встречи с отцом были запрещены, и тут же мальчика отдали в английскую школу, чтобы "был при деле". Не успел начать учиться, как в семье появился строгий и не терпящий возражений отчим. Все принялись дружно контролировать уроки и "выжимать" оценки, наказывая за невнимательность и заторможенность, то есть по существу, за признаки заболевания.
В итоге мальчик боялся отвечать в школе, подымать руку, по ночам вскакивал в страхе, часто плакал и расстраивался, легко смущался и терялся в новой обстановке, не мог постоять за себя. Утром вставал в плохом настроении, со словами: "Я устал, не хочу". Ночью же ему снились страшные сны: ходячие телевизоры хотят его уничтожить. Телевизоры - это источники информационно- негативного программирования со стороны матери и отчима, которые уничтожили "я" мальчика, его самобытность. Временами у него опускались руки от неудач: "Я не умею, я не буду" - и появлялось отчаяние: "Мое детство кончилось, у меня все было, а дальше я буду уже взрослым и умирать пора". Недаром он очень боялся Скелета. У него пропало детство, которого не было, и вернуть его - наш долг и наша задача.
Так что страхи - это очень серьезно, и нам, взрослым, нужно как можно более чутко относиться к переживаниям детей, особенно при их повышенной ранимости, беззащитности и нервности. Не все родители могут измениться, но хотя бы покаяться и меньше травмировать детей - нет ничего более святого на этом свете.
25 июл 2005, 21:25
Марина Аль-Рабаки
14.10.04

Большинство детей очень интересуют вопросы рождения, жизни и смерти. Но о смерти родители часто воздерживаются говорить с ребенком, им не хочется (или кажется преждевременным) открывать ребенку грустную сторону жизни. Тем не менее, если ребенок начинает задавать вопросы о смерти, то всегда лучше осторожно сказать ребенку правду. Не стоит удивляться, если ребенок возьмет игрушку и будет играть в ее смерть. Через игру дети постигают реальную жизнь и применяют к себе новый опыт и эмоции.

Если же внезапно умирает близкий ребенку человек, или даже любимое животное, то это может оказаться для ребенка большим ударом. Причем его понятия о смерти и последующая реакция напрямую зависят от его возраста. И задача родителей – помочь ребенку справиться с потерей.

Меньше 3 лет:
Что они чувствуют: Хотя очень маленькие дети и не могут в полной мере осознать, что же случилось, они могут чувствовать грусть или беспокойство, в основном из-за изменения семейной атмосферы вокруг них, а также нарушения повседневного порядка. Их беспокойство может привести к потере аппетита, раздражительности, плаксивости или проблемам со сном, у ребенка могут возникнуть также расстройство кишечника или проблемы с мочевым пузырем.

Как поступить: По возможности старайтесь поддерживать привычный для ребенка распорядок дня. Демонстрируйте ребенку больше своей любви и проводите с ним больше времени. Если ребенок начнет задавать вопросы, вы можете объяснить, что умерший человек больше не вернется, что он умер, то есть его тело перестало работать, он не сможет больше разговаривать или играть. Вы также можете сказать, что это случается со старыми и больными людьми.

От 3 до 6 лет:
Что они чувствуют: Детям этого возраста часто кажется, что смерть носит временный или обратимый характер – они не могут постичь до конца, что тот, кто умирает, никогда не возвращается назад. Ребенок может задавать множество вопросов о том, что такое смерть, или когда близкий человек или животное вернутся к нему. Наряду с огорчением ребенок может испытывать потерю аппетита и проблемы со сном.

Как поступить: Как и в предыдущем случае, очень важно поддерживать привычный для ребенка распорядок дня и проводить с ним больше времени. Честно, но осторожно, отвечайте на его вопросы о смерти. А если вы не знаете ответа на какой-либо вопрос, то так прямо и скажите ребенку. Избегайте лжи, вроде: «Бабушка крепко заснула.» - это только запутает ребенка, и возможно приведет к тому, что ребенок будет бояться ложиться спать. Если ребенок спрашивает, может ли умерший вернуться, не лгите ему. Если он спросит, может ли умереть он сам или вы сами, объясните ему, что ваши тела молодые и сильные и поэтому они еще долго не перестанут работать.

О 6 до 9 лет:
Что они чувствуют: Некоторые дети этого возраста уже начинают понимать, что такое смерть, но не в полной мере. Они могут беспокоиться о специфических вещах, таких, например: как умерший будет есть или дышать, у них также может возникнуть страх потерять другого близкого человека, особенно родителей. Кроме того, детям в этом возрасте часто кажется, что именно они виноваты в потере. Им трудно также понять такие абстрактные понятия, как небеса или рай.

Как поступить: Честно отвечайте на вопросы ребенка о смерти, объясните ему разницу между болезнью и смертью, поскольку дети в этом возрасте часто путают смерть с болезнью. Убедитесь также, что ребенок не чувствует себя виноватым в смерти любимого человека или питомца. Успокаивая ребенка, не прибегайте к таким расхожим фразам, как «Все будет хорошо. Не беспокойся.» Объясните ребенку, что чувствовать грусть или боль вполне нормально, и что вы сами это чувствуете. Не бойтесь вспоминать вместе с ребенком какие-то хорошие вещи, связанные с умершим.

От 9 до 12 лет:
Что они чувствуют: Дети этой возрастной группы обычно испытывают гнев и чувство вины после потери любимого человека. Чувство горечи может проявляться запоздало. Они хорошо осознают окончательность смерти, в отличие от детей младшего возраста, и часто беспокоятся о том, как изменится в связи с этим их дальнейшая жизнь. Дети начинают бояться смерти, как своей, так и кого-либо из близких, но могут неохотно делиться своими чувствами.

Как поступить: Мягко побуждайте ребенка открыто говорить о его чувствах, переживаниях и страхах. Делитесь хорошими воспоминаниями об умершем. Ребенок может захотеть иметь фотографию умершего человека или будет его рисовать. Не препятствуйте ему, это может помочь ему разобраться в своих чувствах и справиться с ними. В этом возрасте как никогда важен ваш собственный пример в том, как вы справляетесь со своими переживаниями
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325