Меню

Обеднение детских рисунков

AD
20 фев 2008, 06:38
Заинтересовала меня одна статья, решила выложить здесь на обсуждение. Длинновато, наверное, но сокращать... только испортить... Если кого-то заинтересует, поделитесь, как рисуют ваши дети. Меня например "зацепило" о том, что рисунки становятся более "бедными", глядя на дочь меня и саму это волновало. Шишова Т. Л. Версия для печати Страницы: 1 2 >> В своей профессиональной деятельности я еще застала то время, когда большинство наших родителей считало детские игры и рисование простой забавой, не видя в них никакой особой пользы, в отличие от серьезных занятий: обучения чтению, счету, письму. От психолога, как от врача, ждали некоего быстро действующего средства, этакой чудодейственной пилюли. И недоумевали, с какой стати взрослый человек придает значение всяким детским глупостям. Мало ли что ребенок все рисует коричневой краской? Может, ему так хочется?! Причем тут депрессивное состояние? Да и про ревность навыдумывали с три короба. Ну, забыл Дениска изобразить в рисунке семьи младшего брата. Так малыш всего полгода назад как родился, Денис к нему еще не успел привыкнуть. А тут сразу такие далеко идущие выводы. Лучше бы объяснили, почему мальчик вдруг стал упрямиться, кривляться, спорить по пустякам... Новое поколение родителей знает о детской психологии гораздо больше, чем предыдущее. Слова "арттерапия", "рисуночные тесты" уже не вызывают у них недоумения или скептической усмешки. Очень многие понимают, что научиться рисовать дошкольнику не менее важно, чем выучить буквы, и с трех-четырех лет водят малышей в изостудию, где с ними занимаются профессиональные художники. Существуют даже специальные школы раннего эстетического развития. Но тогда почему педагоги и психологи все настойчивей выражают озабоченность, указывая на обедненность фантазии современных детей, на примитивность рисунков, на их монотонность? Признаться, я даже не подозревала, как худо дело, пока моя выросшая дочь не обнаружила при уборке комнаты папку, которую ей семнадцать лет назад торжественно вручили на утреннике, устроенном в честь окончания детского сада. В этой папке были собраны ее детсадовские "художества", бережно сохраненные воспитательницами и отданные нам на память. Тогда каждый ребенок получил такой подарок, ценность которого он смог осознать лишь много лет спустя. "Как я, оказывается, хорошо рисовала! Не то, что твои дети, - изумилась Кристина, подразумевая под "моими детьми" тех, с которыми я провожу психокоррекционные занятия. - Смотри, вот здесь мне было три года. А здесь четыре. Разве твои так нарисуют? А ведь я не отличалась особыми способностями. У нас в группе были ребята, которые рисовали гораздо лучше". Я посмотрела и не поверила. Три года? Не может быть. Когда ко мне на консультацию приводят трехлеток, я им обычно даже не предлагаю порисовать, понимая, что скорее всего это будут просто "каляки-маляки". А если кому-нибудь особо развитому и предлагаю, то почти никогда не задаю тему, говорю: "Нарисуй что хочешь". Но на рисунках стояли даты, поэтому сомнения были неуместны. Я принесла работы "моих детей" и положила рядом с Кристиниными. Что тут скажешь? Это надо видеть. Из рисунков, сделанных дошкольниками, мы не нашли практически ни одного, сопоставимого даже с простенькой ее картинкой. Она так изображала людей или животных года в два. "Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек..." Школьники рисовали, конечно, уже не так примитивно (и то не все!), но ведь им было на несколько лет больше. А в детском возрасте даже полгода - это, по выражению одного грибоедовского героя, "дистанция огромного размера". Как раз неделю назад я брала интервью у известного детского психиатра проф. Г.В. Козловской. Мы с ней беседовали о задержках психического развития, рост которых наблюдается врачами в последние годы. Вот и наглядное подтверждение ее слов... Еще раз подчеркну, что в Кристинкином садике с ребятами занимались самые обыкновенные воспитательницы, а вовсе не художники. Детей никто там не обучал ни композиции, ни подбору цветовой гаммы, ни применению различных техник, как делают сейчас во многих студиях, а лишь следили за тем, чтобы было аккуратно и по заданию. Но, пожалуй, больше всего меня поразило разнообразие тем и обилие подробностей. Очень часто воспитатели - то ли чтобы не ломать себе голову, то ли развивая таким образом творческие способности - поручали детям самим придумать, что они будут рисовать на сей раз. Мы на консультации тоже "заказываем" пару рисунков на определенную тему и один - на свободную. Но довольно редко (опять-таки, обычно уже в весьма солидном школьном возрасте, лет в 10-12), получаем какие-то более или менее интересные сюжетные картинки. Гораздо чаще это бывает некий предмет или фигура. Мальчики рисуют роботов, танки, оружие. Девочки - принцесс, зверюшек, птиц, домики, цветы. Окружающий мир если и нарисован, то очень бедно и схематично: травка, деревце или грибок. Рисунки по большей части контурные, а если и раскрашены, то наспех, тяп-ляп. Скорее, тут не сам мир, а символ окружающего мира. Разве можно сравнить это убожество с тем, сколько выдумки, наблюдательности и реальных познаний о жизни отражалось в рисунках дошколят предыдущего поколения? А какое многотемье было! Чувствовалось, что ребенку все интересно, все привлекает его внимание. Тут и космонавты, и пограничники, и герои любимых сказок, и дед Мороз со Снегурочкой, и зимний лес, и прогулка под дождем, и катание на санках, и неваляшка с Чебурашкой. Вот две девочки коротают вечер дома. Почему вечер? Да потому что под потолком горит люстра. А на то, что дело происходит зимой, указывает масса снежинок на окнах. Одна девочка сидит на стуле, держа в руках книжку, другая стоит у стола. На столе цветастая скатерть. На полу - разноцветный половичок. Учтено все до мельчайших деталей, до пуговок на платье и помпончиков на домашних тапочках. Все ясно без объяснений; бережно, с любовью раскрашено. А вот другая картинка: красавица с голубыми волосами (наверно, Мальвина) стоит на дорожке, ведущей к дому. Перед домом - фонтан, брызги которого летят на траву. Дом с крылечком, окна со ставнями, рядом дерево, по небу летит птичка, в траве ползет ежик, чуть поодаль, возле других деревьев цветут колокольчики и ландыши, алеет земляника. Нарисовано, конечно, наивно, по-детски, но ведь и автору всего пять лет. По старым временам, рисунок обычный, ничего особенного, а по нынешним - настоящий шедевр. ПОЧЕМУ ЭТО ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ? "Ваше сравнение неправомерно! - возмутится какой-нибудь дотошный читатель. - Одно дело - рисунки больных детей, и другое - здоровых". Конечно, на это нужно сделать поправку. К психологам действительно приводят детей с некоторыми отклонениями от нормы. Но те дети, с которыми работаем мы, не являются пациентами психиатрических клиник. Они посещают детский сад, учатся в обычных (а то и элитарных!) школах, у них не нарушен интеллект. Таких детей сейчас множество - трудноуправляемых, возбудимых, со страхами. Короче, нервных. Но ведь и раньше дети бывали нервными. Мой старший сын, например, детстве был очень плаксив, часто закатывал истерики. А рисовал лучше Кристины. Так что дело, думаю, не в невротизации - творческие люди, наоборот, сплошь и рядом невротики - а чем-то другом: в отсутствии интереса к миру, в убогости представлений о нем. О чем-то (например, о динозаврах или о компьютерах) современные дети знают даже чересчур много, но это как бы знания узкого специалиста. Однако по-настоящему хорошим узкий специалист бывает тогда, когда сначала он получит достаточно широкое фундаментальное образование и лишь потом выбирает специализацию. Если же перешагнуть через первую ступень и сразу "специализироваться", то так и останешься невеждой, толком ни в чем, даже в своей узкой специальности разбираться не будешь. Вот и личность человека правильно, гармонично формируется лишь тогда, когда сперва заложен прочный фундамент, который без интенсивного освоения окружающего мира, увы, не закладывается. Память, внимание, воля, мышление развиваются у ребенка постепенно, и занятие рисованием очень помогает развитию этих функций. Ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Такое рисование, по словам психологов, требует очень ясного представления, упорного припоминания и сложного сопоставления определенных движений. Чем подробней будут рисунки ребенка, тем большую тренировку получит память. А параллельно будут развиваться усидчивость, вдумчивость, способность к анализу, внутренняя дисциплина - качества, совершенно необходимые для успешной учебы и дальнейшей творческой самореализации. Еще в начале XX века специалисты, изучавшие "душевную жизнь детей" - так тогда называли детскую психологию - заметили: дети, в основном, рисуют то, что представляет для них интерес, воспроизводя образы, которые им хорошо известны. Если дать ребенку возможность рисовать то, что ему хочется, то в рисунках будет много повторений. Следовательно, чем больше тем, сюжетов, образов, тем шире кругозор ребенка, тем лучше он развивается интеллектуально и эмоционально. Отгораживание от мира, зацикленность на чем-то одном может свидетельствовать о нарушении развития или даже быть симптомами серьезных психических отклонений. Но к сожалению, многих родителей сейчас не настораживает монотонность детского творчества. Они считают, что ребенок просто ничего другого рисовать не умеет, и начинают волноваться только, если он упорно рисует драки или что-то шизофренически-странное: бесконечные туннели, лабиринты, таинственные иероглифы, железные дороги, ведущие в никуда... КСТАТИ О ДРАКАХ Нельзя сказать, что военная тематика не присутствовала в рисунках предыдущих поколений. Скорее, наоборот, она была еще более популярной. По крайней мере, у меня сейчас родители частенько спрашивают, нормально ли, что их сынишка обожает рисовать былинных богатырей или солдат времен Великой Отечественной войны. А уж если девочка вдруг начнет проявлять подобные интересы, ее могут и к психиатру повести, не то, что к психологу. Моя же дочка рисовала и солдат с автоматом, и пограничника с собакой, и моряков, и летчиков-космонавтов, и это ни у кого не вызывало тревоги. В садике детям с малолетства старались привить уважение к армии, а она вдобавок росла со старшими братьями, которым, естественно, подражала. (Конечно, если бы Кристина рисовала ТОЛЬКО военных, мы бы насторожились, но поскольку большинство рисунков у нее было нормальных "девичьих", то мы и не волновались.) Но вот что интересно: даже в самой "милитаристской" ее картине не чувствовалось агрессивности. Солдат держал оружие, но смотрел на людей с дружелюбной улыбкой, всем своим видом показывая, что он хороший друг, надежный защитник. В мальчишечьих рисунках было, наверное, побольше динамики, но это все равно была энергия добра, а не энергия злобы. Сейчас же рисунки многих малышей прямо-таки пышут агрессией: сплошные острые углы, шипы, когти, оскаленные зубы, драки, взрывы, смерть. СТРАШИЛКА УЖЕ НЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СМЕШИЛКУ Когда в середине 90-х доктор психологических наук Вера Васильевна Абраменкова заговорила о пагубном влиянии экрана на детское сознание, иллюстрируя свои рассуждения множеством рисунков юных американцев и их российских сверстников, многие (в том числе мы) ужасались, но спешили утешить себя: дескать, НАМ до НИХ еще далеко... Увы! Все происходит куда стремительней, чем можно было предположить. Работая с детскими страхами, мы, в частности, стараемся найти в пугающих образах нечто смешное, чтобы снизить накал ужаса и дискредитировать "страшилку". Для этого всегда было очень удобно опираться на рисунки самих же детей, поскольку дошкольники нмогли изобразить чего-нибудь действительно страшного. В их картинках всегда была какая-то милота, и мы без труда находили в сказочных злодеях забавные черты. Теперь сплошь и рядом приносят таких чудищ, что берет оторопь. При всем желании там ничего смешного найти нельзя. Похоже, от рисования "страшилок" скоро придется отказаться, чтобы не пугать детей еще пуще. Явно прослеживается и другая тенденция: образы детских рисунков становятся все более демоническими. Нет, слава Богу, пока еще дети редко рисуют чертей. (Как вы помните, они рисуют, в основном, то, что им нравится. А бесы пока не сделались их любимыми героями, хотя, наверное, могут сделаться под влиянием "гаррипоттеровских" тенденций в детской литературе и искусстве. Стали же любимцами многих "проблемных" ребят отрицательные сказочные персонажи, которые пятнадцать лет назад однозначно вызывали у дошкольников - даже у самых "наипроблемнейших"! - негодование, а вовсе не восторг и желание подражать, как сейчас.) Однако влияние темной мистики прослеживается в рисунках все отчетливей. Причем не только на сюжетно-тематическом, но и на стилистическом уровне. Мало того, что воображением иных детей прочно завладевают привидения, вампиры, ведьмы, колдуны, зомби, "белые" и "черные" маги, так еще и нарисованы они бывают как-то совсем не по-детски. В них много странного, завораживающего и одновременно пугающего символизма. Линии, цвета, общее впечатление от рисунка – все какое-то необычное и в то же время стереотипное, лишенное индивидуальности. Словно кто-то водит рукой ребенка. Дети, увлекающиеся подобными картинками, практически всегда обожают западные мультфильмы и компьютерные игры, откуда и черпают вдохновляющие их образы. А в этой кино- и компьютерной продукции, как показывают новейшие исследования психологов, в свою очередь нередко воспроизводится стилистика и символика оккультных или даже откровенно сатаниниских сект. Естественно, подобные увлечения не проходят даром для хрупкой психики ребенка: такие дети практически всегда страдают расстройством поведения, которое вполне может перерасти и в более серьезные психические проблемы, если родители вовремя не переключат своих чад на здоровые и безопасные занятия. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И еще очень интересную особенность подметила я, сравнивая рисунки детей "старого" и "нового" поколений. Раньше людей гораздо чаще изображали за какими-то занятиями. Причем и здесь даже совсем маленькие дети проявляли недюжинную изобретательность. Люди на рисунках пяти-шестилетней Кристины пасут лошадей, собирают цветы, пляшут с бубном, играют на гармошке, идут первого сентября в школу, рисуют, стоя за мольбертом, натюрморты, гуляют под дождем, катаются на санках. На одной картинке трое ребятишек возделывают школьный сад, причем у каждого свое занятие: один мальчик копает лопатой землю, другой принес саженец березки, а девочка держит в руках лейку. То есть, каждый при деле, и каждое из этих дел достойно внимания и уважения. На множестве рисунков из моей профессиональной коллекции люди, в основном, "стоят столбом", ничем не занимаясь. Если попросить ребят постарше (11-14 лет) изобразить родных или одноклассников в процессе какой-нибудь деятельности, далеко не все справятся с заданием. Немалая часть откажется, сославшись на неумение. Перед дошкольниками я такой задачи и вовсе не ставлю, чтобы окончательно не расхолодить. Какое там изображение деятельности, если даже "палка-палка-огуречик" - и то зачастую на пределе возможностей! Ну, а те из школьников, кто соглашается нарисовать семью или одноклассников "не в виде портрета, а в виде жанровой картины, изобразив кто что делает" (так формулируется задание), в основном, выбирают одинаковые сюжеты: брат сидит за компьютером, папа лежит на диване или смотрит телевизор, мама стоит у плиты. Конечно, из этого можно сделать вывод о характерных занятиях членов семьи, однако, согласитесь, любой из них в течение дня делает на глазах у автора картины еще множество других вещей. Так что напрашивается следующий вывод, тоже неутешительный: о стандартизации мышления "новых" детей и, соответственно, об их низком творческом потенциале. Им неинтересно напрягаться, искать нестандартные решения. Куда проще скользить по поверхности, а стремление к оригинальности насыщать за счет кривлянья, подражания нелепой моде и прочим, в сущности, тоже стандартным занятиям, на которые масс-культура нацеливает подростков и молодежь. Но, может быть, неважно, как дети рисуют людей? В конце концов, какая разница, аккуратно прорисован человек или тяп-ляп, занят он чем-нибудь или нет?!.. Мы же не в художники их готовим. На самом деле разница есть, причем весьма существенная. И дело тут не только в развитии памяти, фантазии и прочего, о чем говорилось выше, а в формировании отношения к миру и людям, в социализации ребенка. В последние годы наблюдается не только рост задержек психического развития, но и учащение случаев раннего детского аутизма (РДА), серьезного психического заболевания, одним из главных симптомов которого является нарушение контактности ребенка, его погруженность в себя, отгороженность от окружающих. А есть так называемая "вторичная аутизация", развивающаяся у изначально здоровых детей под влиянием неблагоприятных факторов. Например, пережитых психических травм. Причем маленькому ребенку такую травму может нанести как некое реальное событие (автомобильная авария, пожар, госпитализация, разлука с мамой) - так и запредельные для его хрупкой психики впечатления, которые он получает, смотря агрессивные, страшные западные мультфильмы и боевики. Развитию аутизации также способствует чрезмерное увлечение компьютерными играми. Короче говоря, детей с аутистическими чертами сейчас достаточно много. Поэтому обеднение образа человека в детских рисунках, отсутствие интереса к людям и их занятиям - весьма тревожные звоночки, на которые родители обязательно должны реагировать. Ведь нормальному ребенку все интересно. Он, наоборот, внимательно наблюдает за окружающими людьми, как маленькая обезьянка, подражает их поведению, манерам, привычками, подмечая любые мелочи. Чем старше становится человечек, тем больше тянется к людям, и это, естественно, отражается в его играх и рисунках. А дети-аутисты и шизофреники часто наотрез отказываются рисовать людей и даже могут пугаться кукол. Да-да! К нам на психокоррекционные занятия попадали шести-восьмилетние дети, которые панически боялись взять в руки тряпичную куклу при том, что плюшевый мишка или заяц никакого страха у них не вызывали. Небрежные, примитивные изображения людей характерны и для детей с диагнозом "гиперактивность". Сейчас таких тоже великое множество. Им трудно сосредоточиться, они не могут и не любят доводить дело до конца и, уж тем более, проявлять тщательность в деталях. В общении гиперактивные дети весьма поверхностны. Отношения с окружающими у них часто не клеятся не только из-за их импульсивности и гневных "выбросов", но и из-за того, что они людьми по-настоящему не интересуются, хотя выглядят общительными. Творчество всегда в той или иной степени отражает внутренний мир человека. Особенно детское, в нем вообще все как на ладони. Бездеятельность героев детских рисунков ярко свидетельствует о падении престижа труда. Престижны развлечения, а вовсе не труд. Если раньше уже четырех-пятилетний ребенок задумывался, кем он хочет стать (моя сестра в два (!) года говорила: "Трактористом"), то теперь этот вопрос ставит в тупик многих подростков. Но не потому, что они мучительно перебирают варианты, а потому, что никогда об этом не задумывались. Зачем? У них ведь есть занятия поинтересней. Например, компьютерные игры, о которых они будут вам рассказывать долго и с большим удовольствием. А что означает общее падение престижа труда для жизни конкретного ребенка? - Да то, что он растет лентяем и потребителем. Сколько взрослых сетует сейчас на то, что их чадо мается, не зная чем себя занять, не имеет никаких интересов, кроме компьютера и телевизора, не желает ни учиться, ни помогать по дому, ни заниматься в кружках. Конечно, и раньше такое бывало, но совершенно в иных масштабах и пропорциях. МАМА, ПАПА, Я - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ Самый распространенный рисуночный тест для детей – это рисунок семьи. По тому, кто и как изображен, можно сказать довольно много и о семейных взаимоотношениях, и о восприятии ребенком родственников. С виду хрупкая, худенькая, но властная мама будет на рисунке одного роста с папой. (А то и выше него!) Наиболее значимого человека ребенок обычно рисует первым, прорисовывает его более тщательно и детализированно, чем остальных. В процессе рисования он может еще и еще раз возвращаться к этой фигуре, подправляя ее, дополняя какими-то подробностями. Не случайно и расположение фигур на листе бумаги. Отптимальным считается вариант, когда семья нарисована в полном составе, все держатся за руки или заняты одним делом. Психологи считают это признаком сплоченности, включения ребенка в семейную ситуацию. По вполне понятным причинам "проблемные" дети редко радуют нас такими рисунками. Гораздо чаще члены семьи на рисунке бывают разобщены. Сейчас дети редко рисуют семью, собравшуюся за столом. Если попросишь нарисовать членов семьи в действии, то каждый, как правило, занимается чем-то своим. Большое расстояние между родственниками или отгороженность друг от друга какими-то предметами (например, папа закрывается от всех газетой) - яркие признаки отчуждения. Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются в отдалении от остальных. За все годы работы я ни разу не столкнулась с тем, что ребенок действительно кого-то забыл нарисовать. Как правило, это проявление ревности, конфликтных взаимоотношений. А иногда ребенок так обходится с тем членом семьи, который смотрит на него как на пустое место. Год назад ко мне пришла женщина с девятилетним мальчиком, который почти с рождения жил под одной крышей с отчимом, но в рисунок семьи его не включил. Выяснилось, что отчим практически не общался с ребенком. Ни о каких совместных играх и занятиях, естественно, речи не шло. Они могли по неделям не перемолвиться ни словом. А в тех редких случаях, когда у "дяди Коли" вдруг возникала необходимость обратиться к ребенку, он предпочитал делать это через жену ("скажи ему", "спроси у него" и т.п.). А бывает, что на рисунке семьи фигурируют родственники, не живущие с ребенком, или даже вымышленные персонажи. Так, пятилетняя Ксюша, имея в реальности всего одну младшую сестру, всегда изображала еще хотя бы парочку братиков или сестричек, чем ставила своих родителей в тупик, поскольку никаких особо теплых родственных чувств к сестренке она не проявляла. "Она такая эгоистка, ей и с одной малышкой-то тяжело примириться. Как объяснить это упорное рисование кучи мал-мала-меньше?" - удивлялись родители. А на самом деле "эгоистке" очень хотелось быть опекающим лидером, только вот эгоизм сильно мешал. Поэтому Ксюша воплощала свои мечты в рисунках, а в жизни постоянно жадничала, ревновала, пыталась оттеснить соперницу-сестру. С другой стороны, в подобных рисунках подчас выражается потребность ребенка в большем количестве близких людей или в более близких эмоциональных контактах с окружающими. Не редкость случаи, когда отец давно ушел из семьи (или вообще в ней не фигурировал), а ребенок упорно его изображает. Так ведут себя и гордые дети, которые скрывают, что у них нет отца, и те, для кого разлука с отцом – настоящая трагедия. Причем многие переживают эту трагедию молча. Для матери, считавшей, что ребенку все равно и даже изумлявшейся его равнодушию к "проблеме папы", такой рисунок становится горьким открытием. Когда ребенок рисует всех, кроме себя, это говорит о его низкой самооценке и об отсутствии чувства общности с семьей. Про таких детей можно сказать, как сказал про Татьяну А.С.Пушкин: "Она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Если же в ответ на задание нарисовать семью ребенок нарисует только себя, трактовка будет зависеть от того, как он это сделает. Крупное изображение (подчас во весь лист), обилие аксессуаров, бантиков, цветов и прочих "украшательств" может свидетельствовать об эгоцентризме и, возможно, об истероидных чертах характера. Маленькая фигурка обычно говорит о тревожности ребенка, о том, что он чувствует себя отверженным, нелюбимым, несчастным. Иногда, по наблюдениям психологов, такой рисунок может указывать и на аутистические тенденции. Я не отношусь к приверженцам тех, кто любую деталь в рисунке ребенка трактует символически, делая из этого далеко идущие выводы. Скажем, мне не верится, что вода, дождь, звезды, холодильник - "символы депрессивного настроения", детская кроватка - "символ "пленения", наказания", грузовики - "символ власти или угрозы", а воздушные шарики - "символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться" (см. "Альманах психологических тестов", М., изд-во КСП, 1995 г.). Очень многое тут зависит от контекста, от частоты повторения образа и от иных факторов. Грудничков всегда рисуют в коляске, кроватке или у мамы на руках. А как их еще рисовать, если сами они ходить не умеют и всегда где-то лежат? А какая современная кухня без холодильника? Ну, а звезды на темном небе - вообще классика, дети каждый вечер видят этот образ в телепередаче "Спокойной ночи, малыши!" и в множестве детских книжек. Но, конечно, есть вещи, с которыми не поспоришь. Открытый кричащий рот, особенно с нарисованными зубами, это признак агрессии и, вполне вероятно, страхов. Тогда агрессия будет защитного характера. Кулаки, когти, острые зубы, шипы, колючки тоже указывают на агрессию или страхи. Об этом же свидетельствует увлечение "портретами" хищников, динозавров, киборгов, роботов-убийц и прочих современных "героев детских сказок". Оружие, опасные для жизни предметы - вклад в ту же копилку. Пожары, взрывы, аварии, стихийные бедствия прямо-таки вопиют о детских страхах. Грязь (испачканная одежда, пятна на полу, грязная посуда и т.п.) - символ внутреннего беспокойства, дисгармонии, может быть, хронического чувства вины. Фигуры людей без рук (напр., в рисунке семьи) тоже не бывают "просто так". Это признак пассивности или выключенности из трудовой семейной жизни. Вроде бы ребенок вполне активный и даже претендует на лидерство, но весь пар уходит в свисток, т.е., в капризы. В то время как сверстники уже и то умеют, и это, и пятое, и десятое, для него "доброе дело" или, бери выше "подвиг" - придержать маме дверь, когда она возвращается домой, навьюченная покупками, или полчаса посидеть утром тихо, дав родителям немного поспать. Люди без ног лишены опоры, так может проявляться неуверенность в себе. Очень тревожный признак, когда людей рисуют с половыми органами. Эта тема настолько табуирована в нашей культуре, что здоровые, адекватные дети не отражают ее в рисунках, хотя с раннего возраста прекрасно отличают мальчиков от девочек и мужчин от женщин."Дядя" - потому, что с бородой, "тетя" - с длинными волосами, в платье, с украшениями. Как правило, фиксация на половых органах начинается после стресса, полученного от раннего сексуального просвещения, от присутствия при какой-то сцене, не предназначенной для детских глаз, от вовлечения ребенка в непристойные игры и занятия. У таких детей появляется повышенный интерес к проблемам пола, происходит ранняя сексуализация поведения, а то и растормаживание сферы влечений, которое может повлечь за собой задержку психического развития. Даже изображение пупка небезобидно! У маленьких детей, по трактовке К.Маховера, автора теста "Нарисуй человека", который он разработал еще в 1946 году, это признак эгоцентризма. А если пупок рисует ребенок старшего возраста, это признак инфантильности или стремления уйти в себя, т.е., аутизации. Сейчас, когда такая мода на обнажение пупков и пирсинги, внимание детей опять-таки может искусственно привлекаться к традиционно "непривлекательной" части тела, и рисунков "с пупками", наверное, станет больше. Но нарушение культурных даром норм не проходит. Психика реагирует на это болезненно. КАЧЕСТВО ЛИНИЙ И КОМПОЗИЦИЯ Анализируя рисунок, можно сделать некоторые выводы и по качеству линий, по их форме. Твердые, уверенные линии говорят о решительности, об эмоциональном равновесии. Чрезмерно сильный нажим, при котором может сломаться карандаш или вдавиться вовнутрь стержень фломастера трактуется как проявление агрессивности или тревожности. Слишком легкий нажим - признак неуверенности, робости. Прерывистость, неточность линий - подверженность колебаниям, боязнь совершить ошибку. Такой ребенок часто зачеркивает рисунок, стирает изображение, нервничает, что у него "плохо получилось". Кривые, почти волнистые линии, неспособность начертить прямую нередко свидетельствуют о нарушении эмоционального состояния или о проблемах психического характера. Нажим, слабеющий в процессе рисования, наводит на мысли о быстрой утомляемости испытуемого и даже, возможно, о депрессии. Рисунки на весь лист часто свидетельствуют о завышенной самооценке, компенсаторном превознесении себя в воображении, о склонности к тщеславию. Хотя опять-таки всегда нужно поподробнее ознакомиться с ситуацией. Может быть, ребенок занимается в изостудии, где их учат именно такому заполнению листа. Разные ведь бывают преподаватели, разные методики. Малые размеры рисунков предполагают, наоборот, заниженную самооценку, эмоциональную зависимость, возможную предрасположенность к депрессии. Преобладание черного, серого или коричневого цвета в детском творчестве - тоже тревожные звоночки. Тут "в анамнезе" могут быть и страхи, и повышенная агрессивность, и нервное истощение, и депрессия, и какие-то другие, не менее серьезные медицинские проблемы. Мир здорового, психически и психологически благополучного ребенка - яркий, красочный, разноцветный. СЕМЬЯ - БОЛЕВАЯ ТОЧКА Как я уже говорила, дети с аутистистическими чертами часто отказываются рисовать людей. Но к сожалению, в последние годы даже вполне нормальный ребенок может наотрез отказаться рисовать семью и очень занервничает, если начнешь на этом настаивать. Как бы он ни мотивировал свой отказ ("не умею", "не хочу", "устал", "не люблю рисовать людей"), скорее всего, за нежеланием изобразить своих близких стоят какие-то травматические переживания, связанные с семьей: ревность, конфликты между родителями, пьянство или отсутствие отца. А поскольку неблагополучных семей сейчас больше, чем раньше, то число отказов заметно выросло. В памяти, как заноза, застрял рисунок одиннадцатилетнего мальчика. "Семья" - это телевизор, он и кошка. А бывают (опять же все чаще!) рисунки просто чудовищные. Смотришь – и не можешь поверить, что ребенок ТАК рисует родителей. Хотя он нарисовал это при тебе, перед твоими глазами. Семилетний Вова, требовавший, чтобы его называли "Вованом" и с упоением подражавший бандитским ухваткам, изобразил свою семью в виде жутких страшилищ-инопланетян. Вот его комментарий: "У мамки в животе аквариум с лягушками и жабами. Она самая злая." "Вовану" казалось, что все это страшно смешно, а мама от стыда не знала, куда девать глаза. Потом, когда "Вован" вышел в другую комнату, сказала, что мальчик всегда был непослушным, а после того, как отец их бросил, совсем пошел вразнос. Но ведь еще недавно даже самый непослушный ребенок не смел так позорить мать перед малознакомыми взрослыми! Ему и в голову не приходили такие издевательские образы. Может быть, врачи в психиатрических больницах сталкивались с чем-то подобным, но мы такого не видели. А сейчас видим и не скажу, что очень редко. И дело тут не в психотравме из-за развода, а в том, что такие "Вованы" подражают модным эталонам. В широко разрекламированных мультфильмах типа "Симпсонов" можно услышать, как матери говорят: "Заткнись, вонючая жаба (или "старая потаскуха")". В сборниках детских анекдотов (теперь это модное детское развлечение) часто муссируется тема родительской глупости. А то и кое-что похлеще. Например, папино пристрастие к... скотоложеству. Примерно год назад такой анекдот читал сидевший рядом со мной в метро мальчик лет восьми-девяти, ехавший куда-то в сопровождении собственного папы. А какие изображения взрослых видит ребенок в рекламе, во многих книжках, комиксах, журналах и даже учебниках? Это же не люди, а пародия на людей, карикатуры. Выпученные глаза, высунутые языки, обезьяньи гримасы... Уродливая баба со скалкой - разъяренная мать. Толстый, похожий на бегемота, дядька с малюсенькими глазками и тремя волосинками на голове, изображает подв
20 фев 2008, 07:17
Обо всем сразу, а по сути ни о чем.
20 фев 2008, 09:09
Ну тогда более конкретно :) То, что меня и до этой статьи слегка настораживало. Дочери 4,5. Она не может ("не умею") нарисовать более-менее сложный рисунок сама, рисует то, что мы вместе например рисовали, то что я показывала... И фон рисунка чаще всего самый простенький, ни о какой сложной детализации (без подсказки) речи нет :( А уж нарисовать самой кого-то "в действии"... :( А ваши дети рисуют сложные рисунки сами, без подсказок? Это проблема моя, моего ребенка (как я и считала) или действительно болезнь поколения?
20 фев 2008, 09:15
У меня не рисует. :( Хотя и я, и брат неплохо рисовали к 3 годам. а вот моя мама (у бабушки хранились ее рисунки), и моя младшая сестра лет до 5 рисовали только кали-маля... Не знаю... :( тоже настораживает, но Ромка у нас, вообще, ребенок "настораживающий", так что я именно на этом внимание не заостряю...
20 фев 2008, 09:38
Моя не рисует ничего сложного, ей тоже 4.5. Так, примитивные куколки, домики, машинки. Сюжетных рисунков вообще мало. Но я и сама в детстве не рисовала, не умела и не любила. И до сих пор не умею и люблю. Мои рисунки по уровню тянут на уровень моей дочери :) Так что это у нас наследственное :)
20 фев 2008, 23:39
у нас аналогичная ситуация
21 фев 2008, 00:47
Наши Даши вообще во многом похожи, судя по форуму :)
21 фев 2008, 05:32
Я вот тоже считала, что раз я не умею, не люблю, соответственно особо не учу, то и ребенок, не имея собственного супер-таланта в этой области, тоже не выделяется.
20 фев 2008, 09:48
Моя сама не рисует, но и я не рисовала.
Фиалка
20 фев 2008, 10:50
Это поколение. Обилие информации, обилие ярких красок на улице, в телевизоре, вокруг ребенка так действует. Я не считаю, что это плохо. Точнее не считаю, что с этим можно что-то сделать. Раньше как было- на улице все серое. Одежда вся серая и одинаковая. Мебель одежда тоже вся серая и одинаковая. Я когда в 5-ом классе увидела ластик привезенный из Венгрии кислотно-салатового цвета - чуть в обморок не свалилась. Потом от нервного возбуждения неделю спать не могла. А из дома выходишь с ребенком? В кафе "Оранжевая корова" интереьры видели? Все такое яркое, праздничное, цветное,блестящее, музыка играет. А теперь вспомните кафе-мороженое из тех времен, которые автор описывает. Я тут ёлку свою новогоднюю из детства нашла. Я чуть не рыдала. Кто придумал, что этот куций скелет ёлки может означать раздник? мультик по телевизору надо было "поймать". Сейчас можно включить ДВД с мультами на несколько часов. Сравните Смешариков и какой-нибудь кукольный "Пушистик и его друзья" Вы поняли к чему я ? Если искусственно обеднить впечатления ребенка, то останется больше простора для фантазии. Вы серьезно решили бороться? Убирайте ранне обучение иностранному языку, убирайте телевизор, закупайте кукол, у которых вместо лица белый круг - начнут появляться другие рисунки. Вам нужны именно рисунки?
20 фев 2008, 11:09
Практически со всем согласна. Вполне возможно, что дети стали рисовать хуже (хотя я этого не замечала), но невозможно анализировать такие вещи вне контекста. Со времен нашего детства изменился мир вокруг и, естественно, что изменились и дети. А госпожа Шишова (если я не ошибаюсь) вообще отличается категоричностью суждений вне контекста. Это ведь ее статьи были по поводу вреда Гарри Поттера, с обсуждением вырванных "с мясом" цитат из книжки?
20 фев 2008, 17:28
её, чьи же ещё
21 фев 2008, 05:47
аааа... Так вот, чье это... А я и внимания не обратила... :)
21 фев 2008, 18:11
нашла статьи. пацсталом. и пацстулам!
21 фев 2008, 01:10
Мои воспоминания о детстве - яркие, цветные и чудесные, мы с родителями путешествовали, ходили в театры, в музеи и на выставки, впечатлений было много. Убогие китайские платья были достаточно яркими для детского счастья, красные флаги и искуственные цветы на первомайской демонстрации - очень красивыми, а небо - голубым. И рисовала я очень хорошо.
20 фев 2008, 11:10
Младший рисует довольно мало, а вот старшая рисует и рисовала очень активно.
20 фев 2008, 11:20
моя рисует много и с удовольствием. в сети есть вчерашний как раз рисунок http://pics.livejournal.com/chiterabob/pic/0000e6p8/ но бывают и посложнее. и детализированные, и лаконичные - всякие.
21 фев 2008, 05:54
Здоровский рисунок :) А она у вас сама по себе всему научилась? Мне всегда казалось, что раз я сама не умею рисовать, учу соответственно этому крайне мало и примитивно, то и дочери - откуда научиться? Или у нас у обеих "бедная фантазия" и "психическое недоразвитие"...
21 фев 2008, 18:09
да, специально не учу. у нас друг преподает в худож. школе у младшх групп и говорит, что раньше семи не стоит начинать.
20 фев 2008, 11:24
Я считаю, это не болезнь поколения. Очень мало кто в 4 года рисует такие подробности как ребенок автора статьи как сейчас, так и раньше. Уж не говоря о том, что рисовать людей за разными занятиями вообще сложно, дети обычно рисуют действительно столбом, допустим, в руках лейка - поливает. Они еще не могут прорисовать положение поливающего. Да и многие вообще никьгда не смогут, если нет способностей) Моя подруга закончила Строгановку, когда она смотрела альбомы моей дочери, скаала, что она в 4 года примерно так рисовала. И при этом моя дочь пока тоже не умеет прорисовывать положение фигуры при сложных действиях. Теперь про полное цветовое заполнение белого листа - это требование раньше предъявляли на тех же занятиях в детсадах, а сейчас - нет. Хотя в детских изостудиях по-пренему предъявляют. Но сам же ребенок не обязательно догадается, что так нужно делать.
AD
AD
20 фев 2008, 11:28
Я как в 4 года рисовала чрезвычайно схематично, так и сейчас - не лучше :) Мои дети рисуют точно намного лучше, чем я. И, главное, любят рисовать.
20 фев 2008, 11:35
Мне тоже кажется, что дочь лучше рисует, чем я в ее возрасте. Правда, ею больше занимаются. У меня до 1 класса даже не было ни альбомов, ни красок. Откуда мне было уметь рисовать, способности обнаружились только в школе)
20 фев 2008, 12:24
Я так поняла, что проблема не в техническом воплощении фантазий, а в том, что "поскуднели" эти самые детские фантазии) Вообще, я пришла к выводу (хотя, возможно, я и ошибаюсь), что научиться технике рисования может практически любой ребенок, если с ним заниматься. Это не сложно. Гораздо сложнее научиться не "как рисовать", а "что рисовать")) Я вот думаю, м.б. детей вообще не учить этому до определенного возраста, пусть рисуют то, что видят и так, как получается. Как только начинаются требования к правильности изображения, так сразу ребенок начинает чувствовать ограничение своих возможностей. Хотя, это сложный вопрос...как же вырастить из ребенка интересную и творческую индивидуальность?))))
20 фев 2008, 13:41
Моя версия такая, хотя это только версия. Если ребенок не слишком одарен, он рисует только то, что у него хорошо получается. Отсюда и бедность рисунка. Я вот лошадей рисовала десятками) А многие мальчики в классе - только машины и монстров) То есть, фантазировали на бумаге не все) Зато я вот литератором хорошим была, потому что так фантазировать у меня лучше получалось)
20 фев 2008, 13:45
тоже хорошая версия. я сказки и истории сочиняла - заслушаешься! врала вдохновенно (и удивлялась, когда это кто-то за чистую монету принимал). а рисовать не умела никогда. и не "фантазировала на бумаге".
20 фев 2008, 15:27
Ваша версия интересна)) Только ведь ребенок изначально не знает, что у него хорошо получилось, а что плохо. Зато "знает" его окружение))). У меня свекровь, например, очень любила "разбирать" рисунки дочери: ваза - кривая, д.б. симметричной, лапы у птицы непропорционально большие, трава и небо такого цвета не бывают и.т.д. Она была права с точки зрения техники, но дочь-то расстраивалась. Это я к тому, что ребенок не должен рисовать для кого-то, кто положительно оценит рисунок, он должен рисовать, в первую очередь, для себя)). И главное не убить в нем желание к самовыражению через любой вид творчества "объективной" оценкой его творений))) Пусть даже это действительно будут далеко не шедевры))
22 фев 2008, 14:02
Дети могут легко создать для себя какие-то эталоны и без родителей. Понравится картинка в книжке или открытка. У меня вот стандарт лошади был как раз из одной новогодней открытки. Непохоже не открытку получилось - плохо, похоже - хорошо) А живую лошадь я в том возрасте в глаза не видела)
21 фев 2008, 05:57
Мне эта версия тоже близка.
20 фев 2008, 12:50
Моему сейчас 7.5 лет. всегда рисовал простые рисунки :( с 3до 5 лет только лимузины, с 5 до настоящего времени тоже один и тот же рисунок- он на катке, меняется только колличество людей и одежда на нем. больше он ничего не рисует :(
20 фев 2008, 15:58
моей 4 и 10. рисует сложные рисунки, но редко. например, табун лошадей и жуков у них под ногами :). в основном, принцессы на жутких каблуках и с сережками :). вообще не рисует дома. никогда. очень редко рисует людей в действии; например, упал в грязь и моется в ванной :). мне кажется, слова автора статьи надо принимать со скидкой. во-первых, вспомните наши детские сады, когда воспиталки навязывали свое мнение, кого и как надо рисовать, даже учили этому. моего ребенка в саду вообще не учат рисовать - занят, и ладно. во-вторых, времени на рисование у детей стало как-то меньше. тот же компьютер, изобилие игрушек... когда им тренироваться? :)
20 фев 2008, 16:29
Я бы не называла это болезнью (тем более не очень понятно о каком поколении речь). Особенность - вполне возможно. Моим старшим 21 и 19, в тот период детства, о котором идет речь, ситуация в воспитании вообще не сильно отличалась от советских времен моего детства (в детсадах та же программа, телевизор они до 4 лет практически не смотрели, гуляли мы много, в том числе на природе и пр.), но в отличии от меня (я рисовала много и охотно и достаточно качественно, при чем у меня у меня, как и у дочери автора, была подруга, которая рисовала лучше меня, вообще восхитительно, до сих пор я помню некоторые ее рисунки садиковой поры, никаких особых лдивидентов ей это не принесло) мои старшие вообще не рисовали кроме как по заданию в дет саду. В подростковом возрасте они записались в художественное училище и благополучно научились рисовать технически гораздо лучше меня. С творчеством вообще у них тоже все в порядке, просто они равивались другими темпами и с другими акцентами. Младший сейчас тоже рисовать не любит.
21 фев 2008, 11:50
Мне 32 года и я не умею рисовать ничего. То же самое можно сказать о моем муже ,маме, папе, бабушке. Поэтому меня совсем не напрягает ,что моя дочь не умеет рисовать. Нет, что-то она в школе рисует и иногда даже симпатично получается ,но вселенской красоты не вижу.... При этом учится хорошо. Одни из лучших и класс уних специально собрали из сильных деток, когда перед вторым классом их делили на три класса. Так что рисовать, конечно, но не плохо , но и без этого можно прожить:)ИМХО
20 фев 2008, 11:22
Однобоко как-то... Если динозавры - значит страхи, агрессия... Без привязки к интересам и увлечениям ребенка... Вот, пожалуйста - динозавры. http://salus.imec.msu.ru/~public/LJ/dinofamily.jpg (кто рисовал, не помню, возраст - ок.5 лет). Очевидно, да, что автор рисунка полон агрессии и страхов?
20 фев 2008, 13:03
Прелесть какая:) Мама-дыпладок, папа-мамынчызавар, сынок такой трогательный:) Мой тоже с раннего детства увлечен динозаврами ,соответственно, рисует их часто... И тоже не вижу в подобных рисунках никакой агрессии.
20 фев 2008, 23:43
а вот и наши "страшные" динозавры в копилку - Саньке 6 лет. http://virinka.livejournal.com/1328.htmll Ничего плохого в этом не вижу
20 фев 2008, 11:32
знаете, сначала чуть ли не на слезу пробило "ах, несчастное поколение". но потом подумала, сколько помню, как мы в саду рисовали, (а мы очень много рисовали), мы так, как дочка автора не рисовали. лихо закрученого сюжета там никакого не было. мальчики рисовали войнушку со взрывами, девочки - принцесс на белом фоне. никакого сверхестественного буйства фантазии. мой брат всю жизнь рисует таких жутких монстров, что оторопь берет :( но, однако, ему прочили поступать на дизайнера, кАк он рисовал на занятиях в изостудии... короче, автор написал развернуто, но на избитую тему "а раньше и солнце было ярче и трава зеленее". или много где притянула за уши. имхо.
20 фев 2008, 12:37
в советском дет. саду художественный план сдавали, все обязаны были рисовать светлое будущее, и не было никаких шансов, для ребенка - раскрыть себя, как индивидуальность. Вот уж...пример:-) Не знаю...не знаю...Современные дети, кто имеет способности к рисованию, - рисуют ОТЛИЧНО!:-) А те, кто "просто рисуют" - стремятся изобразить предметы своих истинных интересов. Детей с психологическими проблемами мы не может брать в общий спектр анализа. Моя дочка рисует намного "богаче", нежели я. Хотя я не решаю за нее, смотреть ей "Симпсонов", или нет. Она сама разбирается. Предпочитает "Кощея Бессмерного" и "Золушку". А сын не рисует, и не хочет. Если и нарисует, то только танк или машину (черным или красным цветом, чтобы было конрастно и понятно, чтО это, т.к. это единственное - что его увлекает, на самом деле, пока. А в жизни - это вполне открытый и не "задавленный" ребенок. Какая-то неинформативная статья:-( ИМХО
не знаю, какой план, какое светлое будущее, каждый рисовал то, что ближе. я помню танки рисовала,машины пожарные, фигуристок-сама фигурным занималась, дом с красной крышей-тоже помню. Маму и папу. Мультики не рисовала никогда, потому что сама придумывала целые истории-ну когда постарше стала. Но рисовать "светлое" для ребенка нормально, ИМХО. нормально якорить какие-то яркие и позитивные моменты. Хотя рисунки типа "девочка плачет" и "убили дракона" всегда присутствовали в детсадовском творчестве. :-)))
20 фев 2008, 16:45
Вы о своих воспоминаниях в дет. садике, или о чем?
и о своих в том числе:-)))
AD
AD
20 фев 2008, 20:06
ЦК-овский садик?:-)
21 фев 2008, 10:26
Почему ЦК-вский? у меня был самый обычный, галимый дворовый садик и там тоже все рисовали что хотели. В том числе и башни Кремля с красными звездами:) Не потому, что кто-то просил, а потмоу что-красиво же! была целая технология рисования Спасской башни со звездой:):)
неа, обычный. :-)))просто хороший и благоустроенный. Похоже, мне вообще повезло, но вот "ужасов" совеццкого детства я не помню. В саду было клева и свободно, в пионерском лагере была вольница, в школе было весело и интересно. Может быть как раз таки потому, что были далеки от ЦКовских благ:-)) Подруга по пионерскому лагерую была награждена путевкой в Артек-вот откуда слезы лились, потом в нашем лагере отдыхали-отрывались на славу!
20 фев 2008, 16:05
ой, тут на днях моя свекровь (в прошлом зав. детским садом) как раз вспоминала - со слезой в голосе :) - "а вот как мы учили детей рисовать машинки! вот так, два колеса..." :)
20 фев 2008, 16:46
да, это вообще - песня:-) Не умеющие рисовать взрослые пытались "дать минимум" воспитанникам:-)
20 фев 2008, 12:37
дочке 5 лет: тоже рисует не очень-то. Недавно я попросила её нарисовать нашу семью. Получилось так - коричневый папа, затем по середине я и сама Вероника (мы с ней одних розово-голубых цветов, только я по-больше) - все держимся за руки. Потрясающе - прям как из учебника по детской психологии! а под ногами она подрисовала большой яркий цветок с жёлтыми лепестками и тёмно-красной серединой))) По сути это всё у неё на уровне "палка-палка огуречик". Но поскольку и у меня всегда были проблемы с рисованием, я как-то не зацикливаюсь... За меня в школе, помню, папа рисовал...)
20 фев 2008, 12:57
офф...только вчера смогла Вам в личку отправить, прах ее побери, эту Еву:-) Жду ответа *заинригован*
20 фев 2008, 13:29
..................................... блин, почему-то пока не открывается( но картинка мне понравилась))) ура, всё нормально, иду читать...
20 фев 2008, 13:32
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,предлагаю взовать Еву:-( Тогда хоть на crabwood@rambler.ru - пару слов черкните, что ли:-) *Любопытство сгубило кошку:-)*
20 фев 2008, 13:41
всё, благополучно отправила:-)
20 фев 2008, 13:26
Тут не в детях дело, а в том, что раньше нас учили рисовать и говорили, что рисовать. Насколько помню всегда тема рисунка задавалась, начиная с огурцов и помидорчиков. Мой сын рисует хорошо и в цвете, рисует, то что ему интересно, рисует с полутора лет. Я тоже рисовала и любила это делать. А насчет фантазии, фантазировать тоже учить нужно. И уж тем более отражать фантазии в рисунках. Так что, все от взрослых зависит, чему учим то и получаем.
соглашусь. взрослые могут очень сильно помочь развитию фантазии, и отбить охоту к творчеству тоже:-)
20 фев 2008, 21:40
ППКС.
21 фев 2008, 06:12
Тоже думаю, чему учим - то получаем. За исключением особо одаренных от природы. Я сама фантазии на бумагу не способна перенести, даже на уровне палка,палка,огуречек... Как же я могу научить?
21 фев 2008, 11:24
Ну, мы же не говорим о признанных художниках. Да и не поверю я, что вы не можете схематично изобразить человечка (огуречик, кружочек, четыре палки):-) Рисовать умеют все, просто один рисует не задумываясь как у него получается, просто рисует как может и ему нравится этот процесс. А другой хотел бы нарисовать так чтоб понравилось другим, и если окружающие не оценили, рисовать не будет, скажет я не умею и т.д. А научить рисовать ребенка - это научить не бояться этого делать, научить получать удовольствие. Сейчас очень много литературы и учебников по рисунку, применению цвета и пр. Я считаю, что любой имеющий желание может попробывать, и думаю результат будет. http://www.fun4child.com/rus/how_to_drow.htmll вот например, что сразу попалось, на каждой странице есть пример как нарисовать кресло, девочку и пр. жмите под рисунком справа стрелку. И получите пошаговый процесс, потренировавшись можно рисовать ребенку. Думаю он будет в восторге.
21 фев 2008, 17:10
А ссылка интересная :) Потренеруюсь!
20 фев 2008, 13:57
У меня с сыном такая ерунда получилась, может кто подскажет... в общем, рисовать мы стали поздно (как почти все): в 2 года. Нам это занятие страшно нравилось, пока мама не стала просить нарисаовать что-то конкретное. То есть - заляпать краской лист бумаги и сказать, что это - болото с бегемотами, а бегемот - вот он в воде плавает... или - пустыня, а машинки - это вот эти крапинки. Вот это мы завсегда! а если мама просит нарисовать что-то более сложное - круг, квадрат, машинку, человечка, начинается - "Нарисуй сама!" Если дать листик с кругом и сказать - рисуй глазки, носик, ротик, ушки и т.д.: нарисует очень-очень-очень схематично, все точками. Как-то я по этому поводу не парилась, у кого-то таланты есть, у кого-то нет... но может, имеет смысл с ребенком больше позаниматься? Или как-то по иному подойти к этому всему?
20 фев 2008, 15:37
Не надо вот этого "рисуй то, рисуй это"! Пусть рисует пятнами, это ОЧЕНЬ хорошо!Хвалите и вовремя забирайте, чтобы не доводить до "грязи". Когда ему понадобится изображать форму-он начнет ее изображать, не волуйтесь!:)
20 фев 2008, 16:50
Согласна с высказыванием выше. Пусть рисует то, что видит сам, а не то, что хотите видеть Вы))) Способность увидеть бегемота в болоте на заляпанном краской листе бумаги стоит гораздо ближе к таланту, ИМХО, чем умение рисовать круг, квадрат и машинку. Научится еще, Вы многих взрослых встречали, которые квадрат не умели рисовать?)))
20 фев 2008, 21:51
А мой вот абсолютно противоположный: никакой фантазии :), зато любит обводить, повторять нарисованное, чертить, "переписывать" - и никакого отступа от оригинала - ежели что немного не так получилось: расстраивается или злится.
AD
20 фев 2008, 19:50
Моя рисует хорошо только красками, карандашом хуже (ей 5,2). Практически всегда есть сюжет - дом, травка, солнце, человек рядом, деревья. Даже когда рисует натюрморт с натуры - все равно пытается солнце сверху пририсовать :-) Но я рисовала гораздо лучше в ее возрасте.
20 фев 2008, 20:35
мой рисует так же плохо, как и я. я вообще на эту тему никогда не задумывалась. и я оч. ярый противник поиска сложных ответов на простые вопросы:так можно договориться до таких "глубин" (у знакомых в саду психолух сделала вывод по рисунку человечка с голой попой, что к ребенку было применено сексуальное насилие)
20 фев 2008, 21:37
:-) да уж :-) :-( я вообще стараюсь не анализировать рисунки :-) моя часто рисовала черной краской, но насколько я поняла - потому что она ее считает самой яркой :-)
21 фев 2008, 06:17
Из своего далекого детства помню... В саду начинались рисунки с голыми попами после уколов :) Частый сюжет: врач с огромным шприцем и ребенок с голой попой. И эти рисунки все старались спрятать, как "стыдные".
Anonymous
20 фев 2008, 21:48
Когда дети просят нарисовать что-нить им - что ВЫ рисуете? Домик, забор, за забором дерево, травка палочками. Рельсы, примитивный паровозик и две палки-елки по периметру. Круг с глазами-точками, полудугой рта, "прибитым" бантиком, треугольным платьем, тощими ножками и цветочком в руке-грабле... Солнце с палочками, три облака и дерево-облако с палкой-кроной. Что ВЫ, взрослые, еще рисуете? А вот если действительно сесть рисовать и придумывать историю в процессе - будут такие живые картинки с мелкими деталями. Или рисовать "изложение" сказки\истории\книги... ВЫ, взрослые, помните, как это было в школе? ВЫ, взрослые, помните, как вечерами всей семьей придумывали, что и как рисовать, и все выхватывали друг у друга кисточку, споря? Так откуда нашим детям это брать? Фантазировать, действительно, надо учить. С детства. И самим вспоминать, как это - фантазировать
20 фев 2008, 21:54
а я как раз так и рисую дочке - фантазию, море, пейзажи, придуманные цветы :-) я любила очень в дестве рисовать и до сих пор люблю :-))
20 фев 2008, 22:40
ок, я вот рисовать не умею вообще, ну никак, мне проще ребенку сказку по ходу придумать, поэтому и рисую ножки-спички-бантик-платьице :)
20 фев 2008, 22:48
Думаю, дело не в том, КАК мы рисуем, а ЧТО мы рисуем - дело в стандартных шаблонах. А что дети - их чему научим, то они и "выдают"...
20 фев 2008, 23:59
ну вот меня так и научили-у нас в семье никто не рисует, зато язык у всех подвешен будь здоров - компенсация, однако
21 фев 2008, 00:13
И это правильно: все люди разные, кому чего ближе :)
20 фев 2008, 23:18
Просто спасибо. :)
21 фев 2008, 01:16
Мы с родителями рисовали с натуры, у меня до сих пор хранятся натюрморты с одинаковыми композициями в трех экземплярах: мамин, папин и мой. А детей я почему-то не могу приучить с натуры рисовать, только придумываем. Что-то от этого топа сразу рисовать захотелось.
21 фев 2008, 02:15
Ой, а я очень люблю рисовать :) Рисую детям все подряд, окружающие предметы, животных, природу, овощи-фрукты. Мне очень нра, когда они угадывают уже по нескольким штрихам, что сейчас будет нарисовано :) И леплю я им так же :)
21 фев 2008, 11:26
+1 Именно с этого и мы начинали. Все любимые игрушки были нарисованы n-количество раз.
20 фев 2008, 22:42
Моя дочка почти никогда не рисует людей, в основном, по сказкам/мультикам. Ну и действительно - определенные проблемы в общении имеются + кругозор узкий
20 фев 2008, 23:31
Нашла свои рисунки из детсада... Ну в общем, рано я родилась, самая пора сейчас было бы... А я всю жизнь думала, что просто рисовать не умею, благо с фантазией все в порядке:)
20 фев 2008, 23:54
У меня один рисунок сохранился-нарисованный 1 сентября в первом классе. То есть мне 7,5 лет было. Полная жуть, мои дети и в 3 года лучьше рисовали:)
21 фев 2008, 00:57
У меня дети рисуют очень сложные рисунки (младшая, конечно, у старшей передирает беззастенчиво), и фон у них очень красивый - старшая для своих картин акварелью заполняет цветовое поле или блопенами, а уже поверху делает прорисовку, но у них вообще способности к рисованию. Телевизор, опять же не смотрим, а вот альбомы с живописью обожают. А вот я как раз просто довольно в детстве рисовала - дети видимо в бабушку-художницу пошли.
21 фев 2008, 01:53
Не согласна. Я помню картинку - "дерево", которую я рисовала в 5 лет. Не фонтан, нет... Мой ребенок интереснее рисует. Сейчас у меня дерево гораздо лучше получается :))
22 фев 2008, 15:05
По одному персонажу судят о поколениях?
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325