вот так Вальдорфский садик. посоветуйте.

19 сен 2007, 18:07
Ситуация такая: пошли в сад "Путь зерна", и нахожусь в полной растеренности, при чем чем дальше- тем хуже. еще весной в мае заключила договор (занималась очень активно поиском садика, выбрала... оплатила вступ. взнос 15, первый месяц 15), а теперь понимаю что в садике кажется подбирают "удобных деток" (все с 4 лет)(очень много желающих, а так как нам 3 годика, по началу нам говорили - вы еще маленькие, 3-летки не приживаются - а не посидеть ли вам еще дома и так далее. А тепрь и вовсе создаются такие условия, чтоб сами ушли. Цетирую предмет договора: 1.1 Д-с принимает, а родители отдают ребенка на воспитание в группу, работающую 5 рабочих дней в неделю с 8:30 до 17:00 на период с 01 сентября 2007 по 31 августа 2008 1.2. Д-сад предоставляет ребенку образование и воспитание в соответсвии со своей педагогичиеской концепцией (вальдорфрская педагогика) и программой, принятой для вальдорфских д-садов России. 1.3. Родители оплачивают воспитание, образование и содержание ребенка в д-саду, в том числе трехразовое питание. Понимая что ребенку требуется адаптация- устно договорились водить первое время (ск-ко потребуется на адаптацию) до обеда и присутствовать. но тут возникла проблема: Ребенку не разрешают посещать группу на завтраке и на обеде. вроде бы только на период адаптации.так как мол маленький. , но дальше следует такой инциндент-сегодня нам вообще не разрешили входить в группу после прогулки. а я везу его после завтрака в садик- 1,5 ч мы играем в группе как в игровой комнате и 1,5 на улице следует прогулка. после прогулки у них обычно совместная игра и показывают 5 минутный спектакль, после чего следует обед и сон. мой ребенок очень спокойный по характеру, заплакал в садике всего 2 раза, а основном весел и ведет себя идеально. сказка - для них - это самое основное ради чего он бежит туда. сегодня после прогулки он тоже с радостью напевая песенку побежал в группу. разделись в раздевалке и он побежал мыть руки, но воспитательница вывела его за плечи и сказал- я же вам запретила входить в группу. Я Попыталась возразить, мол хотя бы на сказку, это же адаптация- а ему очень нравится этот момент- она категорично сказала нет и закрыла дверь. Ребенок хлопал глазами и переспрашивал почему его не пускают. До этого мне довели до сведения что мы можем ходить только на прогулку, но там он жмется ко мне, никто не пытается утсановить контакт. вчера приезжал муж,сказали что может без завтрака и обеда, но сегодня не пустили. попытались выяснить в администрации садика, почему. Сначала говорили, что такая у них политика, что они диктуют правила посещения и мы не в праве менять их. Оперировали что ребенку было комфортно адаптироваться. но сегодня, когда его вообще не пустили (при этом он сам хотел этого и ждал), сказали, что дело не в ребенке, а мол у вас с воспит. нет взаимопонимания. что вы либо соглашаетесь с условиями либо нет. у меня создается впечателение что так как огоромная очередь сзади -то создаются условия чтоб покинули садик. Но мы ожидаем прибавление через 2 мес., и искать сейчас и адаптироваться уже совсем нет времени. не хочется чтоб для старшего было травмой и рождение связано с его походом в садик. Но и идти на встречу, контактировать с ребенком они тоже не начинают, так как это объясняется что воспитатель не мама, ребенок не должен привыкать и т.д. Но теперь и допускать они не хотят. не разрешено завтракать, обедать, речи о сне нет вообще - ему не выделяется место. Правомерно ли такое отношение? В какие инстанции обращаться за помощью? так как кажется речь идет не об адаптационом периоде детки, а о личном отношении воспитателя , но оплата при этом не снижается? перевести в др. группу тоже отказывают так как мол очередь огромная- нет мест и др. ожидают. если забирать ребенка возможно ли получить оплату назад? ведь нас просто напросто не допускают в сад? с этим вопросом я уже предвижу проблемы. Буду благодарна, если подскажете как действовать в такой ситуации, так как опускаются руки и праздник- приготовление к саду, оборачивается моральными и материальными проблемами. Куда обращаться за помощью?
19 сен 2007, 18:11
Чем скорее вы уйдете из этого "х...емудрого" вальдорфского садика - тем лучше;-) Знаем... плавали... Заплатите в полтора раза больше - и получите НОРМАЛЬНЫЙ частный детский садик!
19 сен 2007, 18:56
Настя, а что значит в полтора раза больше? т.е нормалный частный сад стоит на порядок дороже? вроде бы не маленькие деньги-то? и не можете ли вы поделиться опытом (можно на почту)
19 сен 2007, 19:03
Я ходила в этот садик на индивидуальные занятия... Тоже сказали, что ребенок "не готов к группе"... 800 р. за час... Нехило, правда?:-( Значит, так... Точные координаты вам не подскажу... Но знаю, что можно найти "домашний" детский садик за приблизительно те же деньги (но там возможны те же "косяки" и... неподотчетные штучки)... или просто "обычный платный" (с лицензией... зарегестрированный в управлении образования... подотчетный ему), но уже за 700-1000 у.е. (близко такой есть на пересечении Введенского и Миклухо-Маклая... вроде в том доме, где салон-парикмахерская... новостройка такая)... Я пытаюсь устроить ребенка в компенсирующий муниципальный садик... ИМХО... там тоже "чудесатые" дети... но за ними присматривают адекватные взрослые:-)
20 сен 2007, 10:56
Кажется я догадываюсь о каком садике вы говорите. об этом: http://www.ucheba.ru/kids/8863.htmll ? я туда уже звонила. да, вступ. 50 и 20 в месяц. но реально хороший? дороговато конечно тянуть, но уже голова трещит по этому поводу. муж сегодня еще раз поедет поговорить с воспитателями (но они кажется позиции не сдадут) либо так либо ни как- мне уже сказали. вообщем жду разговора. но мне кажется что адаптация- это когда ребенок сам решает когда уходить, пока комфортно и опираются главным обарзом на него, а ни как выпроваживать его нанося травму. это мне не понять. так что уже вижу что нет уважения, а для меня главное не занятия (в том садике они перечислили и английский и куча др. предметов), а именно хорошее отношение, уважение его как личности ну и коллектив (социальная адаптация) (за что и выбрала эту методику.) так у них на всех их проспектах, я готова подисаться под каждым их словом о методике. просто вижу какое -то расхождение с их же словами. может человеческий фактор (скорее всего), все конечно идет от воспитателей.
20 сен 2007, 15:50
Ручаться не буду... Но слышала хорошие отзывы. А с "антропософами" лучше не связывайтесь:-( Они... в общем, на самом деле... типа сектантов (чтобы не вдаваться в культурно-исторические подробности... Ссылки были на отзывы родителей, чьим детям этими методиками был нанесен явный ВРЕД:-(... но лень искать... (но если надо - поищу)...
20 сен 2007, 16:53
да, надо. очень важный сейчас для меня момент. так как решаю не на день в садик-то, а у ребенка идет становление психики именно до 7 лет основное. то ли в группу другую все же давить перевести, то ли вообще уходить. сейчас голова кругом. есть риск в этом году тогда вообще пролететь, но уж лучше пролететь чем залететь. в тот сад звонила где 20 тыс. - и то мест нет. мол в течение года отсеется если- позвоним. но мне сейчас важно, так как либо до рождения пройти адаптацию, либо уж дома еще. если время будет хоть капельку, или напишите поиск в какой сфере вести, какие ключевые слова?
19 сен 2007, 18:13
Районное управление образования, дошкольный отдел. Лидия Георгиевна Барковская.
19 сен 2007, 18:57
Настя, спасибо. попробую обратиться за разъяснениями.
19 сен 2007, 19:29
Я бы не стала водить ребенка в такой сад. Отношение и позиция воспитателей просто возмутительные. Правила, порядки, а про ребенка совсем забыли. Хорошо, что они Вас сейчас продемонстрировали свою педагогическую концепцию.... Деньги приличные, найдете достойный садик.
Anonymous
19 сен 2007, 22:41
Странный у них подход какой-то. И не прослеживатеся их точка зрения на адаптацию ребёнка. Сплошной запрет, а по какой причине - нет обоснований. Что же тогда у них на занятиях, если вдруг ребёнок будет делать не так, как задумал воспитатель????? Я бы искала другой садик.
20 сен 2007, 11:03
на этот вопрос они ответили: если ребенок заплачет и что-то им не понравится- вызывается мама. и снова ходит с ним по режиму (кот. диктуют воспитатели) и на период по их усмотрению. мол у них место, кот. должно приносить ему радость а не как ни слезы, что он не в коем случае плакать там не может. но ведь это ребеночек, он и дома чуть что- в слезки. то не получается что-то, обидно. то кто-то его обидел (по его мнению). вообщем как не без этого. но вообще он у меня по характеру как раз тихоня. я по этому и не решилась в обычный сад. думаю что-то помягче ему надо, а тут... тоже не дело. растроена мягко говоря.
20 сен 2007, 11:46
Знаете, про этих воспитателей поговорка вспоминается: "Плохому танцору яйца мешают". При таких позициях воспитателей хочется понять, а есть ли у садика лицензия и аккредитация? Ведь любой садик находится под эгидой департамента образования. И в нашей стране, чтобы работать с детьми нужно соблюдать всё таки некоторые законы. Я полагаю, Вам имеет смысл отозвать вступительный взнос и искать другой садик. И еще - надеюсь, что депертамент можно привлечь к разрешению конфликтной ситуации. Если садик легальный, на него можно найти управу. Сочувствую! Так тщательно искали, и такая какашка :(
20 сен 2007, 16:44
Они некоммерческая организация, именуемая Д-сад. (созданная якобы сторониками , родителями методики) и вся прибыль идет на развите сада. без извлечения коммерческой прибыли вообщем. Ну этот момент понятен конечно. так что вот и не знаю еще. жду какие песни сегодня мужу будут петь. а затем уже попробую обратиться в департамент. так как действительно обидно что так готовились, были спокойны и уверены что все будет так как и описывалось, что действительно согласно методике- самое главное тепло и любовь для ребенка, и такое разочарование. да и еще и не понятно куда теперь устраивать. столько времени упущено.
Anonymous
20 сен 2007, 17:35
Немного не понимаю....Вы оговорили, что во время адаптации хотите быть вместе с ребёнком, с вами согласились, но оговорили лишь определённое время. А они обьяснили почему в другое время в группе вам быть нельзя? ТАкое ощущение, что они как бы скрывают некоторые режимные моменты. Автор, а вы не хотите пойти к руководству садика и спросить на каком основании перед носом ,жаждущего просмотра сказки ребёнка , его будущая воспитательница закрыла дверь? Вы за месяц оплату уже внесли? Если да, то почему лишают удовольствий? Если их методика гласит о индивидуальном подходе, то почему ..."лишь как мы скажем". НЕстыковочка получается, вы и сами это заметили. А вообще как воспитатель Вам скажу, не тянет ваша тётя на знание НИКАКИХ методик, если она так обращается с ребёнком. Сплошные какие-то личные амбиции. Не доверила бы такой своего ребёнка.
21 сен 2007, 10:34
в том-то и дело, что если бы хотя бы оговорили заранее, хоть предупредили что такое возможно. (желательно во время заключения договора, хотя бы чтоб выбор был подумать, принять или не принять), а то правила по посещению принимаются на ходу, а я от этого недоумеваю, растраиваюсь мягко говоря. объяснили наконец-то вчера не мне , а мужу , что все во благо ребенка. такая адаптация. а почему не ориентируются на его желания- что такая методика. вы мол этого не понимаете. они педагоги и им решать. мол следом обед- а ему пока не разрешено есть в группе так как он ест медленно. (там все 4 лет., а ему только 3 исполнилось и естественно он не на раз два три ест). а их это не устраивает так как мол для других не полезно. вообщем во благо опять же коллектива. его подгонять нужно, а это запрещено и их это не устраивает. еще что мне нельзя заходить в группу после прогулки, так как я мешаю так как он со мной общается и я разговариваю с ним. вообщем коннечно адаптация с моей точки зрения странная. еще не понравилось, что не поговорили, не объяснили, а просто позвонили вечером и прочитали что вы не имеете право заходить, только прогулка и следом вы не раздеваясь уходите с территории. но погулять мы можем возле дома, везти его по пробкам погулять на эх территории для меня не очень понятно. так как включать его в совм. игру- тоже противоречит правилам, а сам он, когда я рядом, вряд ли к ним подойдет. вот и играем в другой части сада сами с собой. то что уплачено и договор их вообще не волнует. мол деньги не главное в этой жизни, прям чувствуешь себя какой-то..., мол они такие все правильные, а вы не о том думаете. а меня волнует, так как это не дешево для меня, а потерять в итоге - доп. расходы, так как снова устраивать и поновой. к руководству(администрации) ходила- вывод: если у вас разногласия- не ходите. так что у меня всего 2 варианта: соглашаться или уходить. но морально я не могу понять таких условий, вот и пытаюсь определиться. проблема с садами всем известна и не так просто сейчас "пойти" в другой.
21 сен 2007, 15:08
Ну...Понятно одно-они в вас не заинтересованы, поэтому им, собственно, начхать останетесь вы или уйдете, если уйдете-им же будет проще. А вообще, в вальдорфсих садах действительно чоень многое завязано на коллектив, принцип "семеро одного не ждут" там чоень развит, поэтому если вам это не подходит, то, навреное, действительно лучше уйти.
21 сен 2007, 15:45
именно это я и говорю- что не заинтересованы и поэтому создаются такие условия чтоб ушли. так как 3 леток у них нет и мне еще тогда сказали что трехлетки не приживаются. я на это не обратила внимание, сказала что от ребетенка зависит, а надо было. он у меня спокойный по характеру и если его увлечь (хотя бы дать работу типа резать, пилить, мастерить- то проблем нет), но просто так если не дать- еще рано ему. сам он инициативу еще не умеет проявлять себя занимать. рядом кто-то должен быть и каждые минут 15 работку подкидывать. а у них не принято. Кажется что возиться с малышами нет заинтересованности вот и подбирают самостоят. деток уже постарше и плавно нас подталкивают к уходу. а куда уходить-то? если бы было куда... а то ведь некуда. сегодня ездила с ним в др. садик (лучший в районе считается среди госуд).- пока даже не представляю как туда засовывать, но не это проблема. вообщем-то если очень захотеть, то и в космос можно улететь. проблема в другом: ловила на выходе родителей, как раз забирали деток с обеда (адаптация) и разговаривала что да как. тоже говорят- есть минусы: укладывают спать в 12.30 (вроде в это время обед должен по идеи начаться, а они уже в 12 посадили их и быстренько в кровать) а день такой хороший (прогулку бы продлить), а им так проще. 2. командный режим- в обычных садах так. 3. воспитатели к детям не подходят. т.е. ну шило на мыло. вообщем что делать. а это лучший сад считается (в других мол проблем побольше)- вступ. взнос 1000 дол, плата, хоть и госуд. вообщем в растеренности до сих пор и все еще нуждаюсь в советах забирать или нет.
Anonymous
21 сен 2007, 16:46
Лично мне их подход к воспитанию, с ваших слов, абсолютно не понравился. Однозначно забрала бы ребёнка.
21 сен 2007, 17:34
я тоже, но на другой стороне весов- ребенок без сада. с малышом дома- опыта нет- может это еще для него хуже. помню что все подчинено режиму малыша, да еще и ночи не спали 1,5 года, днем просто ни какая,толку как от мамы будет 0, ложилась урывками рядом в его режиме (по часику, по 40 минут) такой номер всем вместе уже не пройдет. жалко страшего. и устраивать потом когда родится и вся эта проблема возникнет не хочется, а сейчас резко поменять сад, когда все пошли и мест нет не так-то просто. однозначно хочу поменять группу. но мол нет. уже что-то ищу, склоняюсь забрать. пока судорожно эти дни (ну до конца сентября должна определиться.
20 сен 2007, 19:35
давайте уточним, что вы ждете от топика. советов продложать ли ходить или забрать, как адаптировать ребенка в этом саду или как забрать взнос? по описанию - в саду себя ведут недопустимо по отношению к детям. "запрещено завтракать-обедать-спать" это повод сбегать в милицию и написать заявление о мшенничестве. состав преступления - на лицо. водить ребенка в такое заведение, где перед ним захлопывают дверь я бы не стала.
21 сен 2007, 10:38
советов продолжать ли ходить или забрать.
21 сен 2007, 15:38
забирать)
20 сен 2007, 20:12
я знаю этот садик. сама - вальдорфский педагог. Моё мнение такое - когда много желающих и большие очереди, может быть многое...у нас, например, в саду есть три вальдорфские группы и открывается группа кратковременного прибывания (до 13.00) для тех, кто не попал в основную группу или кто вообще в сад не хочет. Группа работает с элементами вальдорфской педагогики, есть занятия с логопедом. и оплата всего около 1000 рублей. а вообще, как все сады друг от друга отличаются, так и вальдорфские группы тоже.
21 сен 2007, 10:50
Маша, вот мне бы и хотелось чтоб моего ребетенка окружала такая атмосфера как чувствуется в вашем садике. эх... вы далеко, да? как раз считаю что в таком возрасте важно не уроки как таковые- а самим мир познавать, путем собственных открытий, творчества. как это мне все близко. по этому и выбрала эту методику. а тут... вот и растраиваюсь что не принимают нас. сама заинтересована чтоб и адаптация мягко прошла и в садик бегал с удовольствием, а тут...
21 сен 2007, 17:33
мы на улице чертановская, 62б. это между метро пражская и академика янгеля. у самого битцевского леса. В саду три вальдорфские группы и одна группа не полного дня откроется в октябре. Не теряйте надежды, я сама долго шла по этому пути, прежде чем своих двух обормотиков устроить.
21 сен 2007, 17:37
да далековато. как жалко. спасибо за поддержку. а в нашем районе (ЮЗАО)случайно не знаете наводочек? надежда умирает последней. хочется для малыша чтоб был доволен и счастлив. где он наш садик, эх.
21 сен 2007, 21:02
до чертановской идет 163 и еще какой то автобус от м клужская. а в юзао может просто в хороший сад устрить?
22 сен 2007, 11:39
так вот активно ищу.
22 сен 2007, 12:18
напишите где вы конкретно. на ТС есть хороший сад монтесори. солнечный ветер на варги. на юго-западной есть домашний сад неплохой. на обручева садов много, но надо было хоть чуть чуть праньше суетится. у нас группу набрали в прошлый четверг полностью. сначла никого не брали, а потом выяснилось что всего 8 человек. добирали уже в сентябре. может быть есть места в монтесори на обручева 6.
22 сен 2007, 13:31
я пр. вернадского. в том-то и дело, что прозваниваю- мест пока нет. конечно надо было раньше суетитьтся, я и суетилась весной(уже тогда не было мест). в монтессори мы вместе с ним в прошлом году ходили. для 1,5 -максимум 2 лет- идеально. для постарше, у них все таки есть некоторые нюансы, кот. момему не очень будут. в частности он и так не очень любит контактировать с детками,и для меня важно немного подкоректировать соц. адаптацию. а там их разводят когда к игре с опред. игрушкой подключается еще какой-нибудь ребенок. по программе не приветствуется общение когда человек занят. совсем бирюком будет. вообщем ему бы что помягче. хотя предполагаю что во всех садиках- все от воспитателя зависит. так что буду узнавать. Спасибо. я вам на почту написала если можно- о садиках немного поподробнее. координаты если можно дом.садика. Солнечный ветер не знаете ск-ко в этом году стоит? и отзывы если не затруднит хотя бы в 2 словах по садикам.
23 сен 2007, 17:24
зайдите на www.waldorfcentr.ru. это сайт вальдорфского дошкольного центра. там есть адреса групп по всей Москве, которые сертифицированы на работу по вальдорфской педагогике.Туда можно так же и позвонить, спросить о ближайшем к вам месте.
22 сен 2007, 10:57
atara, мой сын учится в шк. "Путь зерна" в 3-ем классе (перевела в этом году), так что с администрацией я знакома. Забрать деньги у Вас получится без проблем.
22 сен 2007, 11:33
спасибо большое. но дело не в деньгах по большому счету, меня больше волнует именно ситуация с садиком. не могу сменить группу. а у ребенка в любом случае (я считаю) отложилось в голове что его не принимают (выгнали), а детки все очень тонко чувствуют. да и слышит краем уха видимо разговоры дома. не хочется чтоб у него были ассоциации отрицательные изначально. да и чего ожидать... должно быть взаимопонимание между воспитателем и родителем (для меня это важно). я же доверяю им самое важное. к тому же (смешно конечно), но он стал читать с вражением когда просили уйти: уходи-ка ты от сюда, как бы не было нам худо... вообщем стихи. а для меня это не смешно. с садиками вообще проблема - не могу найти пока замены.
22 сен 2007, 12:56
Похоже, это вообще не вальдорфский сад, одно название...с такими принципами и воспитателями..."садовницами" их вообще не назовёшь, спекулирование на названии просто...:( Вы купите книгу http://mneknigu.ru/detail/valdorfskiy_detskiy_sad_v_sozvuchii_s_prirodoy_rebenka.htmll и почитайте, что вальдорфская методика несёт в себе и какие воспитатели должны быть, они несут огромную ответственность перед детьми! У меня дочь пошла в вальдорфский сад неделю назад, тоже пока ходит полдня с папой вместе...дочке очень воспитатели понравились, никто ей ничего не запрещает, воспитатели очень мягко разговаривают, ведут...каждое утро с нетерпением в садик рвётся :) А из такого типа "вальдорфа" куда вы попали надо уходить, пока ребёнку не поломали желание ходить в садик вообще!
22 сен 2007, 13:23
спасибо, заказала. мне вот тоже подружка говорила, что в прошлом году она с 2 лет. пошла в "Волшебный ребенок" в вальд. группу. так ее малышку воспитатель носила 3 месяца на руках пока та адаптировалась, мол ну в каком еще саду такое возможно. вроде новичкам должны уделять внимание (хоть мало мальское). эх.
22 сен 2007, 15:03
atara, я тоже хочу отдать ребенка в волшебный ребенок на кр. пребывания, подскажите, ваша подруга дочку отдавала в филиал на миклухе? и можете у подруги уточнить как звали воспитателей. заранее спасибо!
22 сен 2007, 15:17
нет, на довженко. его закрыли с этого года. а на миклухе у волш. ребенка соверешнно новый состав воспитателей. набрали с этого года. воспитатель про кот. она говорила- увы перешла в садик при РАО ЕС. узнавать фамилию? я ей первым делом этот ворос задала. увы.
22 сен 2007, 16:53
Так странно, что вальдорфский воспитатель может быть просто ознакомлен с вальдорфской педагогикой...http://magichild.ru/vacancy/vospitatel.html такой воспитатель тогда ничем особо не отличается от традиционного воспитателя...тогда понятно почему так неповальдорфски ведут себя воспитатели сада, о котором автор написала... Вальдорфский воспитатель должен специально обучаться, проходить семинары, но даже их недостаточно чтобы иметь полное представление о преподавании и методики в целом...у нас многие воспитатели и преподаватели проходили/проходят специальное обучение и стажировку в Германии в вальдорфских садах...
22 сен 2007, 17:10
Надежда, что все таки отличается политкорректностью (надежда что помягче), тот кот. хотя бы ознакомлен. тут уж не до жиру. многое что должно быть и что в реале не совпадает увы. альтернативы нет. в обычных вообще таааакие проблемы... почитаешь тут отзывы и вообще ни куда вести не хочется. да и в платных отзывы бывают не лучше, только что платные. вот и проблема. подскажите пож. а в какой вы садик пошли? где настоящие?
Anonymous
23 сен 2007, 20:10
Ваш оппонент в Эстонии :) видимо там :(
24 сен 2007, 19:47
точно ;)
22 сен 2007, 17:15
Кто-нибудь ходит в Лукошко "волшебный ребенок" в группу кр. пребывания?????
хотите такого?
22 сен 2007, 19:44
Вальдорфская школа. Впечатления матери Автор: Яна Завацкая Рудольф Штайнер - ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения - Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактером. Причем контактером весьма талантливым. Круче, чем Мегре. Во всяком случае, он получил от своих астральных учителей целую собственную философскую систему. И еще - новую систему образования. На основе откровений Штайнера были созданы в двадцатые годы первые антропософские школы. Вся педагогика в них основана на той информации, которую Штайнер получил от «духов». По сей день вальдорфские школы существуют по всему миру, наверное, особенно развита эта система в Германии - отчасти Родина Штайнера, как-никак. Да еще Пфальц, юг Германии - здесь самые штайнеровские места. Сейчас вальдорфская педагогика начинает проникать и в Россию. Правда, все не так ужасно, как может показаться. Если бы детей в этих школах продолжали учить только за счет откровений духов, школы давно прекратили бы свое существование. На Западе государство довольно жесткое, и здесь не так просто вешать людям лапшу на уши, как, к сожалению, в нынешней России. Но в нынешних вальдорфских школах существуют еще просто опытные (за 80 лет опыта!) наработки, методики, поэтому кое в чем эти школы даже выгодно отличаются от обычных. Но только кое в чем. Причину, по которой мы отдали ребенка в вальдорфскую школу, я излагала выше - отставание его в речи, а также полное неумение рисовать, вообще «левополушарное развитие»: умел прекрасно читать, считать, с компьютером - на «ты» без всякого обучения, а вот мастерить или рисовать - только из-под палки. Не любит и не умеет. Маленькие классы, индивидуальный подход... ну и наконец - мы сами были тогда эзотериками и ценили «духовность». При первом знакомстве вальдорфская школа просто потрясает. В этой школе часто проводятся концерты для родителей, показательные уроки, вообще - они любят себя демонстрировать. Когда я увидела впервые такой концерт, он вполне меня воодушевил. Дети разных возрастов хором читали вслух стихи по-английски и по-французски, пели песни на разных же языках, младшие более-менее стройно дудели на флейтах, средние и старшие классы играли на струнных - несколько фальшиво, но все же играли что-то там. Демонстрировали эуритмию - медленные движения под музыку. Кроме того, очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт. Учительница охотно приглашала родителей на уроки - посидите, посмотрите. Вообще характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями. Собеседование с нами при приеме ребенка в школу длилось часа два. Школа частная, платная. Всем родителям подробно объясняют, почему школа принципиально отказалась от всякой помощи государства (мы не хотим зависеть от этого ужасного государства! Мы хотим воспитывать детей по-своему!) Но кроме платы за учебу, от родителей требуется еще многое другое. Надо сказать, мы были очень недобросовестными родителями, на меня часто вообще смотрели как на мать-кукушку, которой плевать на ребенка. Добросовестные родители проводят в школе ежедневно по нескольку часов. Они посещают все школьные мероприятия, ежемесячно - общешкольный концерт, участвуют в «рабочих группах», короче говоря - несут очень мощную общественную нагрузку по школе. Это при том, что у всех антропософских родителей от четырех до десяти и более детей. Так вот я, при своей недобросовестности, всего лишь должна была ежемесячно посещать родительские собрания, участвовать в мытье и ремонте школы (на второй год меня просто обязали еженедельно мыть школьную кухню), работе в саду, являться на многочисленные общешкольные мероприятия и беседы с учительницей. От этого отказаться уже невозможно. Для настоящих родителей-антропософов еще постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии, всевозможные курсы, еще существует детский кукольный театр (мы одно время туда ходили с младшей) и прочее, и прочее... Кроме этого, учительница за год дважды посещала нашу квартиру, и еще раз нас посетила учительница труда. И два раза нас вызывали на личную беседу. Все это преследует одну цель, которую учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно: «Обстановка для ребенка дома и в школе не должна различаться. Дома вы должны создать ребенку похожую обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно новый, чужой ему мир». У большинства родителей она и не отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что все родители в нашем классе - сами антропософы и чаще всего - питомцы точно таких же антропософских школ. Кстати, поэтому часть из них не имеет нормального для немцев образования - после такой школы не так-то легко поступить в обычное учебное заведение. Но это им и не нужно! Они живут совсем другим. Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной. Отсутствие телевизоров, компьютеров, радио. Только натуральная деревянная мебель, натуральный пол и ковры, никаких обычных для квартиры безделушек. Украшения в основном самодельные, причем узнаваемо типичные. К примеру, скрученные из ваты ангелочки или голубки. У детей игрушки - только деревянные, соломенные, сшитые из тканей куклы и т. п. Только из натуральных материалов (остается только удивляться, как это антропософы не отказываются от стиральных машин и современных кухонь). Точно такую же обстановку вы увидите в любом кабинете Heilpraktiker - целителя (в Германии это официально существующая профессия). Такая же обстановка и в школе. Детям в принципе запрещены любые механизмы, даже магнитофон и радио, не говоря о компьютере, нежелательны пластмассовые и механические игрушки. И это в Германии, потребительском рае... Я и сама никогда не смотрю телевизор и против того, чтобы дети бесконтрольно пользовались компьютером. Тем более, это вредно для нашего сына. Мы даже с некоторым облегчением отказались от телевизора и выкинули все компьютерные игры. Но от нормальных игрушек мы так и не отказались... увы... И вообще, конечно, обстановка у нас дома не очень «духовная». Недостаточно духовная для этой школы. В антропософских семьях, как я уже говорила, детей много. Это для Германии просто нонсенс - при здешней-то низкой рождаемости. Для нашей школы типичны семьи с четырьмя, с шестью детьми, а бывает, что их тринадцать. При этом, как ни странно, очень крепкими такие семьи не назовешь. Конфликтов много. В нашем классе учился мальчик, мать которого оставила четверых своих детей, родила пятого от другого мужчины и уехала с этим ребенком в Ирландию. Дети остались с отцом, который тут же нашел другую женщину - тоже антропософку, разведенную, со своими двумя детьми. Я ходила с дочкой одно время в группу для малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие антропософки (по 1-2 ребенка). Так вот, две мамы из пяти были одинокими, и одна как раз разводилась. Почему же эти люди заводят, в отличие от обычных немцев, по многу детей? У меня сложилось впечатление, что основным их интересом в жизни является антропософское воспитание. Не воспитание для детей, а дети - для воспитания. То есть детей рожают именно с целью дать им вот такое особое, духовное воспитание. В свою очередь, эти дети (те из них, кто будет хорошо воспитан) пойдут тем же путем. По крайней мере, такое впечатление складывается из общения с этими семьями. Поскольку наша семья, даже будучи «эзотерической», все же сильно отличалась от других семей в этой школе, мы постоянно ощущали некоторое давление. Учительница настойчиво рекомендовала нам, чтобы мы звонили ей, желательно ежедневно, и задавали вопросы по воспитанию. Постоянно советовала пойти на то или другое антропософское мероприятие (это по ее троекратному назойливому требованию я в конце концов начала ходить с дочкой на курс для малышей. Даже отказаться было неловко - она выставляла это так, как будто я совершенно не забочусь о детях). Как проходят сами родительские собрания? На последнем, к примеру, мы вначале полчаса занимались «медитативным письмом» - переписывали красивым почерком изречение Рудольфа Штайнера. Учительница обязательно читает короткую лекцию по воспитанию. Наш сын, как многие дети в Германии, увлечен покемонами. Причем компьютера у него не было, но он достал где-то детские журналы, выучил всех покемонов наизусть... Родственники подарили ему календарь с покемонами, и он повесил этот календарь у себя в детской. Учительница, конечно, это увидела и потом в школе от него требовала, чтобы он этот календарь снял. Специально подарила нам картину (полуабстрактную, с неким ангелом), чтобы мы повесили ее вместо календаря. Сын в свои семь лет еще не научился врать, и делился со мной мучительными сомнениями: «Я не хочу снимать календарь, а фрау Николай меня спросит опять, снял ли я его…». К счастью, фрау Николай об этом календаре вскоре забыла. Мне не нравятся эти покемоны, но я считаю, что уж совсем зверского давления на ребенка быть не должно. Я стараюсь увлечь его чем-то более полезным. Отец вырезал вместе с ним «Пикачу» из фанеры... а дочке подарили плюшевого «Пикачу», и она его кормит, возит в коляске и укладывает спать. В конце концов, у нас тоже был Чебурашка... Если это в меру, я не считаю нужным идти на принципиальный конфликт с ребенком. Но дело даже не в этом - по этому поводу могут быть разные мнения. Дело в том, что школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Либо родители должны во всем слушаться учителей и не имеют права на свое мнение, либо ребенок неизбежно чувствует разницу между семьей и школой и начинает школу тихо ненавидеть (как и произошло в нашем случае). Можно сказать, что мы внушили ему эту ненависть... нет, она у него возникла еще тогда, когда мы были от школы в восторге. Вообще с покемонами были и другие истории. Сын очень просил зонтик с «Пикачу», и мы подарили ему такой зонтик на день рождения. И вот пошел дождь, и я дала ему в школу этот зонтик. Так сын закатил истерику - ни за что не возьму, фрау Николай будет ругаться. «Но ты же поставишь его в уголке в раздевалке, она и не увидит» - «Нет, она все равно увидит! Она все знает!» Пришлось надеть ему дождевую накидку. Он ни за что не соглашается надеть в школу даже носки с маленькой фигуркой покемона - хотя носки-то уж учительница никак не станет разглядывать. Однажды случайно сунул в карман своего фанерного «Пикачу», и придя из школы, сказал с перепуганным видом: «Какой ужас, я забыл вынуть «Пикачу» и принес его в школу. Но к счастью, никто не заметил! Слава Богу!» Притом, заметьте - это не «отучение» ребенка от покемонов. Дома он по-прежнему обожает все эти вещи. Он просто научился скрывать и лгать - в школе. У других детей ситуация еще серьезнее. К Кристику часто ходили школьные друзья. Как-то пришел его приятель Маркус, они закрылись в детской и тихо сидели несколько часов. Мельком я увидела, что они играют на маленьком компьютере «Гэйм-бой». - Откуда у вас гейм-бой? - спросила я сына, когда Маркус ушел. - Ой, мама, только не говори ничего родителям Маркуса! Он взял этот компьютер у своего друга и пришел поиграть ко мне. Дома ему нельзя играть... Заметьте, Маркусу семь лет! Если в этом возрасте у него такие секреты от родителей, то что будет в тринадцать? В семьнадцать? Постепенно я поняла, что в школе все дети, по крайней мере, мальчики, очень даже интересуются и компьютерами, и телевизором, и покемонами - но умело скрывают это от родителей и учителей. Мой сын хоть дома может быть искренним, а у них и дома - сплошное супервоспитание. Это все хорошо, но ведь дети просто учатся лгать, быть неискренними, притворяться, что их безумно интересуют антропософские сказки и совершенно не волнуют соблазны окружающего мира... Тогда как на самом деле все обстоит совершенно иначе! Воспитание в школе очень авторитарное. Как я поняла, это принцип вальдорфской школы: учитель - высший авторитет. Причем у нас учительница очень хорошая, все говорят, что нам повезло. Вначале мне нравилась эта авторитарность и строгость. Потому что в обычных немецких школах - другая крайность, дети часто учителю садятся на шею. При таких условиях ничему не научишься. Но потом мне стало все чаще казаться, что фрау Николай несколько перебарщивает. К примеру, мой сын не мог закрыть футляр для флейты. Она выставила его из класса и велела не возвращаться, пока он сам не закроет футляр. В классе постоянно призывала высмеивать моего сына за то, что у него что-то не получается. К счастью, моего Кристика в то время еще мало волновали насмешки. Если бы он умел обижаться, как нормальные дети, не знаю, во что бы это вылилось... Как проходят уроки в вальдорфской школе? С утра всегда – «основное занятие» - это и чтение, и письмо, и рисование, и лепка, и математика. Два часа. Потом – «предметы» (языки, музыка, эуритмия, труд...) Я была несколько раз на «основном занятии». Первый раз мне даже понравилось (я тогда была очень положительно настроена в отношении этой школы). На уроке невозможно отвлечься ни на секунду. «Основное занятие» начинается с зажигания свечки и изречения Рудольфа Штайнера. И потом - все по минутам: сели, достали тетради, переписываем букву «А», пять минут, тетради убрали, достали листы и краски, рисуем. Пять минут. Встали, зарядка, скандирование вслух цифр от одного до десяти. Сели, достали воск, пять минут лепим. Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем стихотворение хором. Сели, поем песню. Команда: «Питьевая пауза» - все достали одинаковые бутылочки, отвинтили крышечки, попили сок или чай, завинтили крышечки, убрали бутылочки. В десять часов команда: «Пауза на завтрак!» - все постелили салфеточки, достали завтрак, общая молитва «Матери-Земле», поели. Вначале все это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что дети работают, как заведенные. Но по сравнению с нашими школами, где пол-урока можно было бездельничать... может, это и лучше. Однако у детей растет нервное напряжение. К весне у Кристиана начал болеть живот. С утра, без связи с едой. Причем он не симулировал - если оставался дома, то действительно лежал в постели, не пытался встать и начать прыгать. Если я его все же отправляла в школу, учительница посылала его назад. Врач полностью его обследовал, УЗИ, все анализы - ничего нет. «Это нервное напряжение», - объяснил он. И учительница тоже подтвердила: «Да. В нашей школе такое часто бывает. Дети перенапрягаются». К концу первого класса, видя, что попытки вовлечения нас в антропософскую атмосферу не удаются, учительница перешла к более решительным действиям. Она провела с нами беседу следующего содержания. Ваш сын - больной ребенок, который никогда не станет нормальным. Он никогда не сможет учиться в нормальной школе. Это большое счастье, что вы попали в нашу школу. Эта Германия, этот ужасный сумасшедший окружающий мир - о, я понимаю, что для вас он тоже чужой (как для эмигрантов)... наша школа - это оазис в современном безумном мире. Если вы хотите добра своему ребенку, вы должны выполнять все наши указания. К сожалению, ваш сын работает только в школе, а дома он расслабляется. Он ни минуты не должен быть предоставлен самому себе. Не позволяйте ему играть, во что он хочет, тем более - в одиночестве! Вы должны все время его занимать чем-то полезным, чтобы у него не было ни одной свободной минуты... - Но ведь у него и так живот болит от напряжения! - попыталась я возразить. Тщетно! Учительница проигнорировала мой вопрос. - Он должен выполнять поручения по дому, выносить мусор, убирать, мыть, готовить. Давайте ему задания - нарисовать что-то, слепить, смастерить. До самого укладывания в постель вы должны с ним заниматься. Конечно, это трудно! - вздохнула учительница, - Редкие родители на такое способны. Сейчас, в современном мире НЕ МОДНО заниматься детьми. Жить ради детей... Когда мы вышли из школы, волосы у моего мужа стояли дыбом. Он впал в полное отчаяние. К счастью, я тогда уже рассталась с эзотерическими иллюзиями, и к словам учительницы отнеслась с прохладцей. А было от чего впасть в отчаяние! Я пересказала только содержание речи, но не интонации, и не языковые нюансы (говорилось все же по-немецки). Но даже и по содержанию видно: - «Наша замечательная школа» противопоставляется «этому безумному миру». - Запугивание: ваш ребенок больной и не способен учиться в нормальной школе (в тот момент, когда у ребенка уже началось явное улучшение - к слову, сейчас он учится в нормальной гимназии). - Вы должны... перечисляются невыполнимые требования. Не потому, что НЕ МОДНО, а потому, что у меня нет домработницы, которая за меня бы готовила и проч., пока я все время посвящаю детям. Ведь я еще и работала, хоть и 6 часов в день. И еще более серьезная причина - сын и так перенапрягается в школе. - Внушение чувства вины: вы не посвящаете всю свою жизнь ребенку, вы не делаете всего возможного для его развития. (На самом деле, конечно, мы много с ним занимались). ЭТО ВЫ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК - БОЛЬНОЙ. - Внушение чувства полной зависимости от школы. Повторяю, я слушала учительницу, уже понимая все про эти пять пунктов. С иронией. И постаралась успокоить мужа. Наш сын действительно стал лучше за этот год. Он стал говорить лучше, чем раньше. Учительница при каждой встрече старалась подчеркнуть, что это - исключительно заслуга их школы. Но основной прогресс в его речи случился еще до этой школы, все это время мы занимались с ним, до того он учился в школе для детей с нарушениями речи, посещал логопеда и эрготерапевта, так что сложно сказать - что именно помогло. Отдельно о врачах. Учительница сразу отправила Кристика к школьному врачу - а этот врач (я даже не знаю, врач ли он по образованию), естественно, тоже антропософ. Он перенаправил нас к коллеге - женщине, с дипломом врача, но лечащей исключительно гомеопатией и «натуральными методами». У Кристика астма. Что-то нам эта врач выписывала, мы принимали, но никакого эффекта я не заметила. В конце концов мы на это дело плюнули и пошли к обычному врачу. Учительница, узнав об этом, отозвалась с неодобрением о моем решении. Но когда речь идет о здоровье ребенка, я не могу рисковать... Обычный врач, по крайней мере, не удовлетворился жалобой «живот болит» и поверхностным осмотром (что меня возмутило... я имею некоторое представление о том, что может скрываться под болью в животе), а сделал, как положено, все анализы и инструментальные обследования. Однако факт остается фактом - дети, учащиеся в школе, и лечатся у врачей или целителей соответствующего направления. Это у них принято... В школе царит совершенно особая атмосфера, и именно она особенно привлекает людей. Это непередаваемая атмосфера домашнего уюта. В школе сразу чувствуешь себя «своим»... Правда, когда мы решили переводить ребенка в другую школу, это же чувство обернулось против меня. Так же, как приятно было чувствовать себя «своей» - так же я теперь ощущаю себя предательницей и матерью-кукушкой, которая пренебрегла интересами своего ребенка, бросила своих лучших друзей, которые интересуются ребенком, больше, чем я сама. Нет, мне ничего не сказали. Разве что обращение стало несколько изменилось, стало сухим и официальным, безразличным. Но чувство такое возникает. Об эффективности вальдорфского образования Я знала и раньше, что дипломы частных школ в Германии не признаются. То есть чтобы получить обычный диплом, позволяющий поступить хоть в какое-нибудь учебное заведение дальше (хоть на слесаря), мой сын должен будет пересдать кучу экзаменов. Правда, я подумала уже о том, что если в семь лет я могу заставить его заниматься, то будет ли у меня такой же контроль над ним в восемьнадцать лет? В этом возрасте дети зачастую уходят из дома, и тут никакая полиция не поможет. Так хоть у него был бы нормальный диплом! Но я утешала себя тем, что после четвертого класса отдам его в обычную школу. Зато, думала я, при таких напряженных занятиях дети чему-то учатся! И языки... И вязание... и флейта. И общее развитие! К концу первого класса я поняла, что изучение языков в школе ограничивается только заучиванием наизусть, без понимания смысла каждого слова, нескольких стихов. Ну и отдельные слова, которые забываются мгновенно. Ребенок за год учебы (уже почти полтора года, собственно) не научился отвечать по-английски на вопросы: What is your name? Do you speak Englisch? - не говоря о более сложных. Сам не может составить фразу даже из двух слов. По-французски я проверить его не могу, но похоже, положение еще хуже, чем с английским. То же и с рисованием. Сначала у меня был шок, когда я увидела, что мой сын вообще рисует! Нормальные детские картинки, цветными карандашами. До сих пор он упорно калякал страшные фигуры ручкой и подписывал под ними названия. Но этим дело и ограничилось - причем, рисует он только в школе, а дома все по-старому. А в школе они рисуют по команде: нарисовали солнышко.. небо... травку.... цветочек. Вот вязать они действительно учатся. За полтора года связали футляр для флейты. Это нормально для маленького ребенка, а для моего Кристика - вообще подвиг. Хотя не знаю, насколько это умение ценно и необходимо в Германии. Заключительный концерт в конце первого класса я смотрела уже другими глазами. Да, когда второклассники хором читают стихотворение по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они действительно знают язык. Но когда тебе известно, что язык они не знают, а стихотворение это долбят уже полгода ежедневно, к тому же хором... Впечатление уже другое. Эуритмия... Это означает - почти взрослые юноши и девушки, хуже того - даже сами учителя - одетые в разноцветные балахоны - с энтузиазмом делают под музыку движения, очень похожие на советский стандартный комплекс утренней гимнастики, только куда примитивнее... От этого становится тоскливо и грустно. «Струнный оркестр» - дети садятся со скрипками и виолончелями и в унисон играют какую-нибудь пьесу, причем половина из них жутко фальшивит. Все это называется «развитием творческих способностей». Но что же в этом плохого? - скажете вы. Ну пусть они не делают из детей ни музыкантов, ни полиглотов, но ведь все же это школа... ведь чему-то там учат. Чему-то учат. Во втором классе мы решили переводить сына в обычную государственнную школу. Хорошо, что я догадалась заранее взять программу! В вальдорфской школе дети до середины второго класса пишут большими печатными буквами на альбомных листах. Трое из класса еще не умели читать. В обычной школе к этому времени давно уже пишут в нормальных тетрадях прописью обычные тексты. К счастью, с чтением у сына проблем нет, но школа здесь ни при чем, он умел это и раньше (за что нам попало от учительницы: «Я думаю, проблемы вашего сына еще связаны с тем, что он уже в таком маленьком возрасте должен был читать!» - «Но мы же его не заставляли... он сам проявлял интерес», - «Все равно не надо было учить!») С математикой тоже прокол. В обычной школе проходят сложение и вычитание до ста, счет денег, умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцати, причем - на каштанах. Берут мешочек с каштанами и считают их по одному... И это только основные предметы! Чтобы подогнать к обычной школе, мне пришлось заниматься с сыном ежедневно по два часа. И это только основные предметы. Надо ли говорить, что в вальдорфской школе не было ни одного урока религии (а в обычной школе - с самого начала). Вся надежда была на то, что сын давно сам прочел «Детскую Библию». Между прочим, учительница настоятельно несколько раз советовала и дочь отдать в вальдорфский садик. Но мне очень нравится обычный садик, в который она ходит... а как это объяснить? Я сказала: «Понимаете, я работаю до двух, а ваш садик только до двенадцати, обычный же - тоже до двух». Учительница протянула: «А... ну конечно, вам это удобнее». Я почувствовала себя крайне неловко - жертвую ребенком ради своего удобства. «Понимаете, дети после вальдорфского садика гораздо лучше, чем ваш сын, развиты, это сразу заметно»... (хотя я предупреждала, что мой сын - необычный ребенок, и развитие у него не такое, как у всех). Посмотрев на этих детей, я поняла, в чем заключается это «высокое развитие». Особенно у тех из них, кто родился младшим в антропософской семье. Они все уже умеют, придя в первый класс, именно то, чем будут заниматься и в школе. Им знакомы эти «шпрухи», повторяемые хором, они неплохо рисуют именно в особом, вальдорфском стиле, умеют мастерить голубков из ваты, некоторые уже пробовали играть на флейте... у них и движения заученные, и дисциплина. То есть в вальдорфской школе действительно учат и готовят очень хорошо, просто блестяще... но учат именно тем действиям, которые в антропософской системе считаются важными. Например, эуритмии - монотонные движения под музыку (на мой взгляд, лучше бы учили нормальные народные танцы). Пиликанию кое-как на скрипке (при этом полный запрет на слушание музыки через проигрыватель - даже классики, соответственно, полное отсутствие музыкальной культуры). Особым, вальдорфским поделкам и рисованию (которое заключается в размазывании по листу красок с красивыми переливами). После этой школы ученик сможет стать блестящим антропософом-воспитателем. Но это и все... Если он неглуп, он еще сможет самостоятельно подучиться и получить какую-нибудь полезную профессию. Отношение обычных немцев к таким школам В обычном садике, мать шестилетней девочки: «Моя дочь ни за что не пойдет в эту вальдорфскую школу. Вы что - это же секта! Я не хочу, чтобы моя дочь отделялась от общества!» Коллега-немец - моему мужу: «Но ты понимаешь, что вальдорфская школа - это секта? Эти люди не участвуют в жизни общества, они сами по себе... У нас это все знают». Комментарий нашего пастора: «Это сомнительное заведение. Философия у них, мягко говоря, странная. Они верят в перевоплощение. Кроме того, я часто сталкивался с фактами, что учителя оказывают давление на людей, запрет на телевизоры в семьях - я сам не в восторге от телевидения, но запрета и давления быть не должно. Это свободный выбор». Мы с дочерью несколько раз посещали группу для малышей. Там было семеро детей, включая моих (сына я брала с собой), пять мам и воспитательница. Дети играли, а мы занимались поделками, потом организовывали игры для детей и маленький кукольный театр. Так вот, у меня создалось четкое ощущение, что дети ненавидят эти игры. Только мои играли с охотой и с удовольствием смотрели мини-спектакль. Всех остальных матери силой удерживали на местах, то и дело поворачивали голову детей в сторону представления. То же с играми - воспитательница надрывалась, пытаясь хотя бы поставить детей (2-4 лет) в круг. Они все время рвались «на волю». Самые маленькие то и дело орали благим матом. Иногда без всякого повода. Моя дочь, которая иногда мне кажется маленьким чертенком, по сравнению с этими детьми выглядела самой воспитанной и умненькой (о сыне я не говорю, он все же старше). Все присутствовавшие мамы - антропософки. Между прочим, поговорить с ними - довольно интересно. Люди духовные, хоть чем-то в жизни интересуются... Наблюдая за этими малышами, так и рвущимися подальше от воспитательного рвения своих мам, я поняла, что эти дети инстинктивно еще пытаются как-то сохранить свою индивидуальность. К школе они привыкнут к скандированию хором и совместным действиям по команде. И станут очень послушными и удобными... Один из друзей сына - как раз тот мальчик, мать которого уехала в Ирландию. Он живет неподалеку от нас и иногда ходит к нам в гости. У детей в этой семье (четверо детей отца и двое - мачехи) даже имена очень оригинальные. Например, этого мальчика зовут Финбер, его сестру - Саломея. Когда Финбер пришел к нам впервые, я поразилась тому, что он совсем не играл. Он деловито пересмотрел все игрушки сына. Потом мы пошли гулять. На площадке Финбер сел на лавочку и не двигался. «Давайте поиграем в прятки», - предложила я, как обычно. Финбер посмотрел на меня со взрослой усмешкой, как на круглую дуру, и вежливо покачал головой. У меня было полное впечатление, что я предложила поиграть юноше лет восемьнадцати, как минимум. Потом Финбер уединился с Кристиком и о чем-то поговорил. Кристик подошел ко мне: «Мама, дай денег, мы пойдем и купим конфет». У меня была только двухмарочная монета. Я дала детям. Они ушли в магазин, накупили конфет. Финбер отправился домой. На следующий день позвонила его разгневанная мачеха: «Вы с ума сошли? Зачем вы дали детям две марки? Им бы десять пфенигов хватило! Я думала, Финбер украл их из моего кошелька, потому что у меня пропало две марки». Мне было очень неловко. Я просто не могу представить таких отношений с детьми, что семилетний ребенок может УКРАСТЬ деньги из кошелька. И что две марки - это так безумно много... конечно, можно купить одну жвачку и на десять пфенигов, и если бы у меня оказалась в кармане меньшая монета, я бы им дала. Но я не вижу трагедии и в двух марках. Но больше всего меня поразило серьезное, недетское выражение лица Финбера. То, что он ни разу с Кристиком не играл по-настоящему (другие дети, скажем ради справедливости, все же играют). Он даже не очень интересовался игрушками (а ведь у него дома таких нет). Его интересы - очень взрослые: куда-то пойти, поехать на велосипеде, что-то купить... В последнее время, когда мы разрешили сыну играть на компьютере, Финбер стоял сзади него и жадно смотрел. Сам он боится прикасаться даже к клавиатуре. Собственно, другом Кристика он так и не стал, Кристик неоднократно говорил, что не любит Финбера, и сам ни разу не согласился пойти к нему в гости. Финбер лучше всех в классе играет на флейте и рисует. Его отец - вальдорфский преподаватель в этой же школе. В семье он по счету пятый ребенок. О религии в вальдорфской школе. Тут я не так уж много могу сказать. В первом классе никаких специальных занятий по религии нет. Только нас, родителей, все время призывали ходить на лекции по антропософии, и регулярно всучивали антропософский журнал. Во втором классе начались занятия религией (то есть, понятно, антропософской теорией), во внеурочное время, но мой сын туда не ходил. Я сказала в школе, что он будет заниматься в церкви, с детьми из обычной школы, которые готовятся к первому причастию. В школе это проглотили - но вообще-то мой сын единственный, кто ходит в церковь. Все остальные получают религиозные знания из рук антропософов. Некоторые моменты, конечно, уже настораживают. Молитва перед едой - Матери-Земле. Явный культ ангелов. Я рассказывала детям о Боге, и Кристик тут же перебил: «А я больше люблю ангелов». Однажды он рассказал мне: «Я видел ночью ангела... он стоял возле кровати, такой зеленый...». У меня возникло подозрение, что в школе им советуют «видеть». Конечно, я не могу этого утверждать. Но и само по себе это видение у сына возникнуть не могло. Я предложила ему в следующий раз, если он увидит кого-нибудь, спросить, от Бога ли этот дух, знает ли он, кто такой Иисус Христос (хотя, как показывает практика, этого далеко недостаточно в наше время). К счастью, больше никаких видений у сына не было. Вообще если дочь (которая ходит со мной в церковь) все время расспрашивает о Боге, то все интересы сына направлены на ангелов. О Христе он толком ничего не знает, зато все знает про Архангелов Гавриила и Михаила (все - это какие-то сомнительные небиблейские легенды, которые им рассказывают в школе).
окончание и ссылка на источник
22 сен 2007, 19:53
В детской группе праздновали день рождения моей дочери (4 года). Воспитательница рассказала: «четыре года назад к маме прилетела крошечная звездочка и сказала: «Меня зовут Алина». И превратилась в хорошенькую девочку». Потом я узнала, что это обычная антропософская легенда. Все это хорошо, но маленькие дети и так с большим трудом умеют отделять выдумку от действительности. Для нас это звучит мило, а дети и в самом деле в это верят. Антропософского ребенка постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники, феи, ангелы... Это реальность, в которой он живет. Учительница сына, узнав, что мы едем в Россию, сказала: «О, это замечательно! В России совсем особенные ведьмы!» Сын потом все спрашивал меня, где же эти ведьмы. Словом, ребенка настраивают на общение с самыми разными духовными существами... и практически ничего не говорят о Боге. Разве что в самых общих словах. Бог там где-то далеко, Он нас сотворил, но в нашей жизни он как бы и не присутствует. В самом начале учительница нам объясняла: «Мы стараемся обставлять урок по-христиански». «По-христиански» - это значит зажигать свечи и читать изречения Штайнера. Ой, там еще копия Сикстинской Мадонны на стене вывешена! Обычные христианские праздники - день Св. Мартина, Пасха, даже Рождество - в школе не отмечаются никак. Уже после написания этой статьи я общалась с родителями, чьи дети учатся в штайнеровских школах другого типа - полугосударственных, в крупных городах. В общем, принцип тот же, но там есть свои особенности. Например, там школа так не вмешивается в жизнь семьи, не диктует. Зато школа очень дорогая, помимо платы за учебу, собирается много поборов с родителей. Часто в такие школы идут дети из просто богатых семей - просто, чтобы избежать действительно уродливой общеобразовательной системы в Германии. Нет ничего дороже для родителей, чем жизнь и счастье собственного ребенка. Так хочется, чтобы он получил особенно хорошее образование, хочется дать ему что-то необычное в жизни... И вот, пользуясь этим естественным родительским чувством, антропософы зазывают людей в свои школы. Теперь еще и в России. Но если в Германии антропософия занимает давно отдельную нишу, люди из этой секты отделены от окружающего мира, и «нормальные» дети редко попадают в такие школы, то в России нет антропософской традиции, и в эти школы набирают обычных детей. Даже если родители не являются христианами, даже если они сами эзотерики, я советовала бы всем очень хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка именно в вальдорфскую школу. Учитывая все вышеизложенное. Источник: http://missioner.kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=13&Itemid=1
24 сен 2007, 19:40
Мда, почитала...насчёт школы для своих детей я ещё подумаю, если в школах придерживаются глубокой антропософии, то отдам девиц в традиционную школу...а в садике моей девчонке очень нравится, совсем другой мир чем дома, как бы современность и природа уравновешиваются...не знаю насчёт воспитателей - антропософы они или около того, но родителей-антропософов я вроде не замечала...да и не требуют от нас, чтобы мы жили по-антропосовски :)
24 сен 2007, 19:58
Боюсь Вас огорчить, но в традиционной школе Вы не найдете никаких -софий, только грубый материализм и потребительство. Мы проучились 2 первых класса и свалили в Вальдорф. Лично наша семья придерживается христианской доктрины, никакой антропософского давления мы не чувствуем.
24 сен 2007, 23:40
А как у вас обучение в школе идёт? насколько программа отличается от традиционной?
25 сен 2007, 16:31
Основные отличия от традиционной - отсутствие оценок до 6 (или 7, не помню) класса; погружение в предмет, т.е. если математика, то эпоха математики длится 3 недели и на главном уроке занимаются только математикой весь период (после главного идут уроки, требующие постоянной тренировки - музыка, языки, рукоделие и т.п.). Содержание программы, на мой взгляд мамы и педагога, сильно не отличается - те же базовые навыки: чтение, счет, письмо, языки, в том числе, язык математики, химии, окружающий мир (природоведение, физика, химия, биология, история). Правда тексты для чтения и письма другие (не "мама мыла раму",а стихи из Ветхого завета), ну и немножко другой ракурс при рассматривании наук, касающихся человека, например, скажут, что человек возможно и не от обезьяны произошел.
25 сен 2007, 21:20
Насчёт оценок и преподаваний эпохами я знала, потому и заинтересовалась вальдорфской педагогикой ;)...меня интересует конечный результат, насколько конкурентноспособны при поступлении в ВУЗ выпускники вальдорфа относительно выпускников традиционных школ...(особенно после прочтённого выше "монолога одной мамы" )...
26 сен 2007, 09:25
Да, монолог и меня впечатлил. Распечатала его, сейчас обсуждаем с родителями из нашей школы - пришли к выводу, что каждая школа индивидуальна, у нас такого даже близко нет (я,кстати, еду в Мюнхен, хочу зайти в местную вальдорфскую школу, посмотрю, как оно там). Мой сын учится в 3-ем классе, нам до вуза далеко, хотя физическое-эмоциональное-психическое здоровье тоже важно. Лично знаю семью, где оба сына закончили вальдорф и поступили в МРЭИ (радио электроника). Поступали как все. Можете сами пообщаться с их мамой, Марией Борисовной http://rojana.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=4&sid=704bc8988eef4a7bd87f69d0c08942f3 Можно и про одноклассников спросить.
26 сен 2007, 11:27
Спасибо!
24 сен 2007, 11:31
Решили все таки забрать. не люблю крайности. а вообще плюсов у них достаточно, эти бы плюсы в обыные садики за исключением фанатизма- и будет тот самый идеал. возможно даже лучше быть ознакомленным с методиками(внедрять плюсики), но при этом не забывать о реальности. жалко что теперь я вообще не могу найти нечего. даже в платных. ситуация оказалась еще хуже чем я думала- группы трехлеток сформированы и даже на будущий год говорят - нет, увы, набраны группы вашего возраста. так что я пока в полной растеренности. теперь видимо надо очередной топик заводить куда же податься.
Anonymous
25 сен 2007, 05:23
Да вальдорфская школа это зло. основатель сектант, который проповедует какую-то ахинею.Дети эзотерией занимаются и читают молитвы солнцу каждое утро. Бред.
Читайте больше обсуждений на эту тему в Форуме
Родительское собрание \ Няни, детсады, школы, центры развития

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (nbww73hg8uzroxc8)