Ветхий Завет, помогите разобраться
Думающая
13 Aug 2008, 22:17
Скажите мне, как следует воспринимать некоторые вещи в нем? Мы же воспринимаем буквально историю Адама и Евы, первородного греха, пророчества об Иисусе итд. В то время как разные страшные вещи типа кровавые жертвоприношения, отдание на изнасилование служанки Левита, полное истребление всех народов с невинными детьми и животными, сожжение собственной дочери Иеффаем как выполнение обета перед Богом за победу над другими народами(Книга Судей, 11) многие теологи предлагают нам воспринимать аллегорично. Почему такая двойственность? Да и вообще. Бог в Новом Завете любящий и всепрощающий. А в Ветхом - ревнивый и непримиримый. Объясните мне. Может, ссылки есть на статьи или книги. Тут самой понять очень сложно, а как детям объяснить вообще ума не приложу.
14 Aug 2008, 09:25
Многие теологи тоже бывают не правы. Я бы субъективно как раз наоборот Адама и Еву воспринимал аллегорично, а летописные истории - буквально. =) А по поводу "да и вообще" - заключение не верное. Читайте Писание внимательнее и увидите, что в ВЗ очень много Бог говорит через пророков о своей любви и даже нежности , а в НЗ о ревности и непримиримости.
Думающая
14 Aug 2008, 13:33
Буду читать. Но извините, это тогда аналогию можно провести с Кораном. Миролюбивые мусульмане всегда найдут там строчки, поощряющие миролюбивое поведение. А воинствующие фундаменталисты тоже найдут, но другие строчки, которые тоже будут поощрять их поведение. Выбираем, значит, что удобно. Я потому и спросила как воспринимать конкретные перечисленные примеры. Ведь они недопустимы ни с точки зрения христианской, ни общечеловеческой морали. Именно в свете перечисленных примеров я бы хотела услышать ответ.
14 Aug 2008, 17:24
Ок. **** кровавые жертвоприношения, отдание на изнасилование служанки Левита, полное истребление всех народов с невинными детьми и животными, сожжение собственной дочери Иеффаем как выполнение обета перед Богом за победу над другими народами(Книга Судей, 11) многие теологи предлагают нам воспринимать аллегорично. Почему такая двойственность?**** Давайте по порядку. Хотя времени счас маловато... 1. ВЗ зачастую, особенно в летописных книгах, не дает оценки событиям и поступкам. Он просто констатирует факт события. Вот Авраам торгует своей женой. Вот Моисей убивает египтянина. Вот Иеффай приносит во всесожжение единственную дочь. Но это не означает, что эти поступки были угодны Богу. Да, их делали люди, которые в целом были обозначены Богом как праведники или герои веры или еще как-то. Но это не значит, что они не грешили. И что Бог поощрял эти действия. Я согласен. Это не простой разговор. И неоднозначный. Я бы не стал сейчас его развивать. Не готов. К сожалению, из-за отсутствия качественной оценки Писанием этих событий может складываться впечатление о допустимости греха в жизни "Божьих любимчиков". Но это не так. 2. По поовду возможности найти удобное для себя - Вы опять правы. Это возможно. Поэтому и нужно быть очень осторожным в тольковании Писаний. Все-таки Писания - это не книга рецептов о вкусной и здоровой жизни. Нужно много молиться, иметь страх Божий и стараться сопоставлять анализируемую мысль с прочими местами Писаний и тем, что как бы назвать... э... Большой картиной Библии...
Думающая
14 Aug 2008, 21:15
"К сожалению, из-за отсутствия качественной оценки Писанием этих событий может складываться впечатление о допустимости греха в жизни "Божьих любимчиков". У меня другое впечатление складывается. И не только из Писания, а из истории. Заповедь "не убий" и "возлюби ближнего" применима только по отношению к людям твоей веры и твоего народа. Согласитесь, в историческом разрезе очень многие люди делами показали, что трактовали это именно так.
15 Aug 2008, 09:42
Многие бывают не правы. Даже большинство не всегда право. Не смотрите на многих. Смотрите на Христа. Он один правее всех нас вместе взятых. И не все, что творится во Имя Его угодно Ему.
14 Aug 2008, 21:38
Зайдите на сайте пани Каролинки (адрес у неё в паспорте)в архив удалённых тем с форума Кураева, почитайте. Очень интересно. К сожалению, не помню, в какой конкретно теме есть ответы на интересующие Вас вопросы.
15 Aug 2008, 00:52
Вот, посмотрите ответ священника. "Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток? Истребляет целые народы, уничтожает города и прочее?" Вопрос Ветхого Завета необычайно важен и необычайно сложен. И не случайно святые отцы заповедуют читать нам из Ветхого Завета поначалу только Псалтырь (псалмами пророка Давида пронизано все православное богослужение) и книгу Премудростей Соломоновых, которую мы читаем на паремиях. Есть к этому веские причины. Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, - настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук - идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества - Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях - в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах - иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа. Кажущаяся жестокость Господа - эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью. Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории - не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга - учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества" Отвечал иеромонах Адриан (Пашин), кандидат физико-математических наук http://www.pravoslavie.ru/answers/q4.html#top
15 Aug 2008, 03:33
Я бы попробовать стала разбить большинство непоняток Завета Ветхого на 2 группы. 1.Творимое Богом (в смысле то трудно вспринимаемо что) и 2.Творимое теми праведниками признан кто (тож не легкое для восприяття). По першему пункту все очень просто. Мы привыкли слышать - и нам нравитса ето слушать - что Бог есть Любовь. А за етими словами мы забываем о то что он еще и Судия. По пункту другому можно такую аналогию провесть. Вот поглянем на Святых Православной Церкви. Были они все праведниками греха не имевшими? Да ни чего подобна! Александр Невский пытал мирное населенне Новгорода своими руками. Николай II был картежником и лечил сына у колдуна. Игнатий Брянчанинов сочинял откровенную клевету про Католиков. Святой Владимир Русь крестивший далеко не сразу отказалса от гарема уже став Христианином. Иосиф Волоцкий поддерживал сожженне жидовствующих. Николай Сербский развлекалса такими духовными практиками на кторые не то что Православие – оккультизм то с опаской смотрит. Але ж они прославлены в Святых НЕ за ети дела. А в святости их полагать я возможна ни кто здесь не сомневаетса. Если вспоминать об етом читая «странные» места о праведниках Ветхого Завета – возможно что нить понятней станет.
Читайте больше обсуждений на эту тему в Форуме
Обмен опытом \ Вероисповедания