Помогите с прикормом
04 янв 2006, 02:25
Нам почти 6 месяцев. В 5 месяцев начала давать прикорм. Начала с тыквы. Через неделю в тыкву стала добавлять цветную капусту. На сегодня прикорм едим уже 3-ю неделю, примерно 150 гр. Ребенок есть с удовольствием, не отказывается.
Но есть некоторые изменения со стулом. Уменьшилось колическтво покаков, по консистенции изменились, а также появилась проблемка. Раньше на полном ГВ ребенок какал утром, теперь вместо этого он утром тужится очень сильно, аж плачет, но так и не какает. ОТ этого просыпается, потом играется и снова засыпает. Днем какет без проблем, 2-3 раза по немногу.
Сегодня вечером покакал какой-то пеной. Поначалу была пена, а потом жидкие какашки.
Теперь вопросы.
Я делаю что-то не так?
Может много и быстро ввожу новый овощ?
Что вводить следующим и когда?
И еще у меня есть кое-какие вопросы...
Когда каши?
Какие каши, в какой последовательности?
Нужно ли давать пить водичку? Детскую или кипяченую?
Когда вводить фрукты?
Давать ли сосать яблоко, банан?
Десткое печенье можно?
Пожалуйста, помогите советами и рекомендациями.. а то уже глову сломала... читаю все прдложенные ссылки, а там все по разному написано!
Но есть некоторые изменения со стулом. Уменьшилось колическтво покаков, по консистенции изменились, а также появилась проблемка. Раньше на полном ГВ ребенок какал утром, теперь вместо этого он утром тужится очень сильно, аж плачет, но так и не какает. ОТ этого просыпается, потом играется и снова засыпает. Днем какет без проблем, 2-3 раза по немногу.
Сегодня вечером покакал какой-то пеной. Поначалу была пена, а потом жидкие какашки.
Теперь вопросы.
Я делаю что-то не так?
Может много и быстро ввожу новый овощ?
Что вводить следующим и когда?
И еще у меня есть кое-какие вопросы...
Когда каши?
Какие каши, в какой последовательности?
Нужно ли давать пить водичку? Детскую или кипяченую?
Когда вводить фрукты?
Давать ли сосать яблоко, банан?
Десткое печенье можно?
Пожалуйста, помогите советами и рекомендациями.. а то уже глову сломала... читаю все прдложенные ссылки, а там все по разному написано!
Anonymous
04 янв 2006, 03:31
Насчет стула - это реакция на прикорм вообще, а также, может, и отдельно на цветную капусту, или на сочетание цветная капуста+тыква. Следите за стулом, при праввильном введении прикорма должен нормализоваться. 1 овощ в 7-10 дней, не чаще 1 продукта в 1-2 недели. Предложить новый овощ в конце кормления, каждый новый прикорм давать запить грудью, это поможет ребенку переварить и усвоить новый для его ЖКТ продукт. Можно следующим ввести кабачок или картошку.
Каши безмолочные, безглютеновые: после введения 3-4 овощей, месяцам к 8-ми.
Сначала гречневую, потом рисовую. После можно пробовать кукурузную, ячменную и смешанную кашки. Овсянку, манку, пшенную, ячменную (содержат глютен), молочные, соевые каши до года не вводят в питание, т.к. это вредно.
Воду давать не нужно, после каждого кормления предлагать грудь - запить.
Фрукты: после введения 4-5 овощей и 2-3 каш, месяцам к 9-ти. Яблоко, груша, банан.
Печенье до года давать не стоит.
А насчет пососать-погрызть, то это к вопросу о педприкорме. В 5 месяцев, имхо, можно.
Каши безмолочные, безглютеновые: после введения 3-4 овощей, месяцам к 8-ми.
Сначала гречневую, потом рисовую. После можно пробовать кукурузную, ячменную и смешанную кашки. Овсянку, манку, пшенную, ячменную (содержат глютен), молочные, соевые каши до года не вводят в питание, т.к. это вредно.
Воду давать не нужно, после каждого кормления предлагать грудь - запить.
Фрукты: после введения 4-5 овощей и 2-3 каш, месяцам к 9-ти. Яблоко, груша, банан.
Печенье до года давать не стоит.
А насчет пососать-погрызть, то это к вопросу о педприкорме. В 5 месяцев, имхо, можно.
04 янв 2006, 04:26
А что можно давать пососать и погрызть?
Anonymous
04 янв 2006, 12:21
Кусок должен быть большой, твердый или тот, что легко размокнет под воздействием слюны, например, сушка. Давая куски ребенку первые 2-3 недели формирования навыка, обязательно убедиться, что ребенок от куска ничего не отмусолит.
04 янв 2006, 04:26
Спасибо! Очень все понятно! БУду пользоваться инфой!
04 янв 2006, 17:06
Про каки не знаю, у нас они только гуще стали, и наоборот, ушли те проблемы что были...
А вот про прикорм посмотрите эти материалы:
Вот моя схема ввода прикорма:
http://mama.meshera.com/health/food/feed/chema-prik
Здесь коментарий к ней:
http://mama.meshera.com/health/food/feed/chema-prik/com-tiyol
Ответы на многие ваши вопросы можно найти :)
Сами можете оставить коментарии или вопросы под схемой.
А вот про прикорм посмотрите эти материалы:
Вот моя схема ввода прикорма:
http://mama.meshera.com/health/food/feed/chema-prik
Здесь коментарий к ней:
http://mama.meshera.com/health/food/feed/chema-prik/com-tiyol
Ответы на многие ваши вопросы можно найти :)
Сами можете оставить коментарии или вопросы под схемой.
04 янв 2006, 17:24
Вот-вот, все призываю наших июлят, а так никто и не собирется :)
Может у тебя есть ссылки на источники данных из комментария Тиёль, а то уж больно много вопросов?
Может у тебя есть ссылки на источники данных из комментария Тиёль, а то уж больно много вопросов?
05 янв 2006, 00:14
Вот некоторые соображения по поводу прикорма для детишек.
В 5-6 месяцев, наряду с грудным молоком, начинают давать каши, пюре из овощей и т.п.
Прикорм вводят постепенно, т.е. ребенку дают, прежде всего, наиболее легко перевариваемые и наиболее легко усваиваемые кушанья.
Начинают обычно с жиденькой 5% манной каши, приготовленной на воде с молоком (см. рецепт 3).
Ребенка 5-6 месяцев кормят 5 раз в сутки (через 4 часа). Он получает:
в 6 часов утра - грудь.
10 -//- - грудь, соки (15-20 г)
2 часа дня - манную кашу (150 г,
т. е. 3/4 стакана)
6 часов вечера - грудь, соки (15-20 г)
10 ч. - грудь
Разовое количество пищи во втором полугодии при пятикратном кормлении — 200г.
Пока ребенок не привыкнет к каше и не научится есть с ложечки, лучше давать ему только половину порции каши (т. е. 80—100 г) и затем немного грудного молока. Если каша усваивается, хорошо, то, спустя 5—6 дней, можно дать полную порцию каши, недокармливая, в это кормление грудью. Через 7—10 дней после введения каши в питание ребенка следует перейти, от 5% к более густой 10% каше (порция—150 г).
В некоторых случаях (по указанию врача) целесообразно готовить кашу не на молоке, а на слабом и нежирном мясном или овощном бульоне (см. рецепт 4).
После того как ребенок привык к каше, в возрасте около 6—б'/2 месяцев, следует заменить прикормом еще одно грудное кормление. В качестве второго: прикорма вводят овощи (морковь, картофель, репа, брюква) в виде пюре с молоком и маслом, (см. рецепты 17—22). Одновременно можно ввести в пищевой режим кисели, печеное яблоко (см. рецепты 57—61).
Таким образом, ребенок в возрасте - 7 месяцев получает:
в 6 часов утра — грудь
10 — кашу (180—200 г), сырое.
скобленое яблоко (30 г).
2 часа дня — грудь, соки (20 г)
6 часов вечера — овощное пюре (150 г), кисель (50 г)
10 — грудь
В последней четверти года (9—12 месяце в)ребенку можно давать и мясо, вначале в виде фарша, примешивая его, например, в овощные пюре; когда у ребёнка будет 5—6 зубов, ему можно давать мясо в виде фрикаделек.
Назначением этих блюд, а также введением в питание супов, коровьего молока и печенья заменяется в возрасте 9—10 месяцев еще одно грудное кормление (в 2 часа дня).
Питание ребенка на 10-м месяце жизни:
в 6 часов утра — грудь
10 — каша 10% (200 г),
протертое сырое яблоко (30—40 г)
2 часа дня — овощное пюре (150 г),
мясной фарш (30 г),
фруктовый сок (20—30 г)
6 часов вечера — суп пюре (100 г), яичный желток,
кисель или мусс (100 г)
10 ч. — грудь
К концу 1-го года жизни, когда ребенка обычно отнимают от груди, его пищевой режим слагается, примерно, следующим образом:
в 6 часов утра — цельное молоко с 5°/о сахара (200 г),
и сухарь или печенье
в 10 — каша (200 г) и яблоко (печеное
или сырое)
2 часа дня — бульон с фрикадельками (100 г),
овощные котлеты или мясные фрикадельки
с овощным гарниром (150 г),
фруктовый сок (25 г)
6 часов вечера — творог (50 г) или: яичный желток,
кефир или простокваша (150 г), кисель (50 г)
10 ч. — цельное молоко с 5% сахара (200 г)
Все сказанное о постепенном введении прикормов относится полностью и к ребенку, находящемуся на смешанном или искусственном вскармливании под наблюдением врача детской поликлиники. В возрасте 5—6 месяцев здоровый, искусственно или смешанно вскармливаемый ребенок так же нуждается в прикорме, как и ребенок вскармливаемый грудью, и прикорм этот нужно вводить ему в той же последовательности, и постепенности как это было описано выше.
Питание ребенка в возрасте от 1 года до 4 лет
Если питание ребенка во втором полугодии было правильно организовано, то к моменту отлучения от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. Принимая во внимание, что у ребенка к году имеется только 6—8 зубов, пища его по-прежнему должна быть приготовлена в виде пюре или каш. С начала же 2-го года жизни следует систематически давать ребенку немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и пр.
До 1 1/2 лет можно кормить ребенка 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Однако многие дети в этом возрасте отказываются от 5-го кормления. В таком случае можно ограничиться 4 кормлениями.
С 1 1/2 лет детей уже, как правило, следует кормить 4 раза в сутки. Развитие пищеварительных органов, их функции, а также возросшая емкость желудка позволяют увеличить объем пищи, принимаемой ребенком в каждое кормление, и тем самым уменьшить число кормлений. Постепенно питание ребенка усложняется: мясо можно давать в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы ещё больше развить жевание у ребенка, С появлением коренных зубов — в 1 1/2 года — 1 год 8 месяцев — необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с не протертыми овощами и крупой, овощи в виде винегретов, поджаренные котлеты, фрукты не в виде соков и пюре,1 а кусочками и целиком, хлеб, сухари и т. д. Этот переход проводится постепенно, но настойчиво. Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не перевели на непротертую пищу, - у них даже маленький комочек пищи вызывает отказ от еды; у некоторых детей это сопровождается даже рвотой. Однообразное, чаще всего молочное, питание приводит к развитию малокровия, недостаточному, нарастанию веса и т. д. Чем шире набор продуктов питания, тем полнее и полноценнее покрывается пищевая потребность ребенка.
В течение первого полугодия жизни ребенок, питаясь, материнским молоком, получает белок только животного происхождения; Со второго полугодия жизни, с введением прикорма, в питании ребенка появляется немного растительного белка; количество его с возрастом ребенка и расширением диеты возрастает. Однако, принимая во внимание высокую потребность организма ребенка в белке, необходимо в этом возрасте заботиться о получении ребенком главным образом животного белка.
Точно так же ребенку необходимы животные жиры (масло сливочное, сливки, рыбий жир, жир молока и желтков). Растительное масло, говяжий и бараний жиры пригодны в питании детей после 5—6 лет. Ребенок должен ежедневно получать 500—600 г молока.
Молоко является весьма ценным продуктом питания. 0,5 л молока в большой мере обеспечивает потребность ребенка в животном белке; кроме того, молоко является источником жиров и солей.
Мясо, рыба — также весьма ценные продукты питания, но они должны входить в рацион ребенка не ежедневно, а 4—5 раз в неделю. Ребенку, можно давать различные сорта мяса: курицу, говядину, телятину, нежирную свинину. Мясо целесообразно давать с овощами.
Яйца являются очень ценным пищевым продуктом. Наиболее питательная часть яйца — желток; он богат полноценным белком, жирами, содержит фосфор, витамины и пр. Ребенку старше 1 года 3 месяцев — 1 года 8 месяцев можно давать яйцо целиком, но не ежедневно (3 раза в неделю); хорошо чередовать дачу яиц с творогом.
Необходимо в ежедневное питание ребенка вводить овощи в виде пюре, овощных супов, винегретов, салатов, соков и т.д. очень желательны фрукты и ягоды. Овощи и фрукты вносят разнообразие в питание ребенка, способствуют, регулярной функции кишечника; с ними ребенок получает витамины и минеральные соли. Ассортимент овощей должен быть по возможности шире. Необходимо давать также листовую зелень— салат, шпинат и т. д.
Ветчину, колбасу, не острый сыр, икру можно давать детям с 2 лет в небольшом количестве. Острые закуски и пряности ребенку давать не следует.
При составлении меню для ребенка необходимо следить за тем, чтобы не было однообразного питания.
Супы, как вегетарианские; так и мясные, следует давать ребенку не чаще 1 раза в день в небольшом количестве; на 2 и 3-м году жизни —100 мл (полстакана), детям более старшего возраста не более 200— 250 мл в сутки (1 стакан). Супы содержат соли и экстрактивные вещества, которые, как это доказано работами И. П. Павлова, обладают сокогонными свойствами; поэтому суп (бульон) следует давать в качестве первого блюда. Принимая во внимание, что калорийность его обычно невысока, супа нужно давать немного, чтобы ребенок охотно съел более питательное второе блюдо.
Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как иначе у ребенка падает аппетит и он часто отказывается от всего остального. Детям в возрасте до 1 1/2 лет следует давать белый хлеб или сухари по 50—70 г в сутки. В возрасте от 1 1/2 до 4 лет можно давать 50—70 г черного и 100—150 г белого хлеба, включая в это количество и сдобную булку или печенье; в возрасте от 4 до 7 лет можно давать 100 г черного и 150—200 г белого хлеба.
Фруктовый мармелад, джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды; во избежание потери аппетита ни в коем случае нельзя давать их беспорядочно.
Детей раннего возраста (первых 3—4 лет жизни) не следует кормить острыми закусками, поить крепким чаем или настоящим кофе. Нельзя давать им уксус, горчицу, перец и другие пряности.
При приготовлении пищи детям имеет большое значение правильная, научно обоснованная обработка пищевых продуктов. Продукты могут быть очень богаты ценными пищевыми веществами, необходимыми для нормального развития ребенка, однако при неправильном приготовлении пищи эти ценнейшие пищевые вещества могут быть частично или совершенно уничтожены. Поэтому следует не только приготовить для ребенка пищу, соответствующую его возрасту и потребностям, но и приготовить ее так, чтобы в пище, по возможности, полностью сохранились все те ценные пищевые вещества, которые были в основных продуктах (молоке, масле, овощах, фруктах, ягодах и т.д.). Кроме того, приготовленное блюдо должно быть вкусно.
Поэтому прежде чем перейти к рецептам отдельных кушаний для детей, мы дадим несколько общих указаний относительно кулинарной обработки отдельных пищевых
продуктов.
Молоко. Во всех случаях, где только возможно, не следует кипятить молоко 2 раза. При изготовлении детской каши, при заправке овощей, при варке молочных супов необходимо разваривать крупу или овощи на воде до полной готовности и лишь после этого, прибавив сырое или горячее, но не кипевшее молоко, дать ему вскипеть 1 раз с уже разваренными крупой или овощами. Такой способ варки имеет те преимущества, что содержащиеся в молоке витамины не подвергаются разрушению, а казеин молока свертывается более нежными, мелкими сгустками, легко перевариваемыми желудочно-кишечным трактом ребенка. При кипячении молока кастрюлю нужно покрыть крышкой, время от времени помешивать молоко ложкой или веселкой для равномерного распределения жира и белков, которые обычно собираются
в пенке.
Масло следует оберегать от действия света и соприкосновения с воздухом; поэтому рекомендуется держать его в фарфоровой или глиняной посуде, закрытой крышкой. Масло нужно класть в уже готовое кушанье (например в кашу), так как при кипячении масла разрушается содержащийся в нем витамин А.
Мясо и рыбу следует, обмыть холодной проточной водой непосредственно перед самым приготовлением. Мясо или рыба не должны лежать в воде, так как тогда часть белков и минеральных солей перейдет в воду.
В зависимости от того, желают ли приготовить крепкий бульон, или получить хорошее вареное мясо, техника кулинарной: обработки должна быть различной. Для получения крепкого бульона мелко раздробленные кости и мясо кладут в холодную воду и. медленно разваривают в ней 3—4 часа. Если же нужно получить сочное и вкусное суповое мясо, то его опускают в крутой кипяток, вследствие чего белки на поверхности свертываются, окружая мясо непроницаемой пленкой, и тем задерживают внутри него его соки, белки, экстрактивные вещества и минеральные соли, которые при первом способе варки переходят в навар.
Полное использование мяса в значительной степени зависит от знания его свойств и умения использовать мясные кости (сахарные и мозговые), которые отдают все свои минеральные соли лишь после 8-часовой варки. Необходимо их раздробить как можно мельче, затем залить их холодной водой за час до начала варки, после чего варить в той же воде на легком: огне. Через 3—4 часа бульон с добавлением кореньев и овощей будет готов, но кости сохранят еще 40—50% своей питательности. Поэтому их не следует выбрасывать, а, залив снова холодной водой, варить еще 2—3 часа для получения «второго бульона», вполне пригодного для подливок и соусов.
Печенка имеет важное значение в питании малокровных детей благодаря большому количеству содержащихся в ней солей железа и витаминов. Изготовление блюд из печенки требует особых приемов,.
Лучший способ, при котором в печенке сохраняются все ее ценные вещества, указан в рецепте 124.
Совершенно непригодный способ — это варка печенки, так как в этом случае в отвар переходит часть белков, соли и витамины, использовать же этот отвар нельзя вследствие его горечи.
Крупа. Для приготовления слизистого отвара крупу замачивают в холодной воде и в той же воде, долго разваривают до полного ее расщепления. Таким образом удается извлечь из крупы в отвар и крахмал, и растительный белок, который заключен в наружных слоях зерна. Для каши крупу, наоборот, заваривают крутым кипятком, отчего растительный белок остается в самой крупе и делает ее более питательной. Вода, в которой варилась крупа (рассыпчатый рис для бульона), может быть даже слита.
Крупу для каши разваривают на воде и лишь после того, как она вполне разварится (манная крупа—через 20 минут, рис, пшено — через- 40—60 минут, овсяна я — через 1 1/2 часа, гречневая, перловая — через 2 1/2 часа), в нее добавляют сырое или подогретое молоко, вместе с которым каша еще 1 раз доводится до кипения.
Если каша из грубых круп предназначается для грудного ребенка, ее протирают сквозь сито 2 раза, сначала без молока, затем разбавив теплым (но не кипяченым) молоком, снова ставят на плиту и, постоянно помешивая, доводят до кипения. Вместе с молоком в кашу добавляют соль и сахар. В снятую с огня кашу кладут масло, размешивая ложкой снизу вверх, чтобы частицы масла не всплывали на поверхность.
Овощи очень богаты витаминами и минеральными солями {морковь — солями извести, салат и шпинат — солями железа и т. п.). Поэтому нужно, чтобы в кушаньях, приготовленных из овощей, по возможности полностью сохранились все их ценные пищевые вещества.
Овощи всегда загрязнены, поэтому их прежде всего нужно тщательно отмыть от грязи щеткой в проточной воде, затем уже очистить ножом и снова вымыть. Поступать наоборот, т. е. сперва чистить овощи, а затем их мыть — неправильно, потому что при последующем мытье будут смыты вместе с грязью и ценные питательные вещества. По той же причине овощи следует чистить и шинковать перед самой варкой, а не оставлять их долго в воде.
Лучший способ варки овощей, обеспечивающий, сохранение витаминов, следующий: чисто вымытые овощи кладут в кастрюлю, заливают крутым кипятком с таким расчетом, чтобы овощи были покрыты водой, и варят под крышкой.
По другому способу овощи мелко, нарезают, кладут в кастрюлю вместе с небольшим количеством сахара (3 г на 200 г овощей), заливают до воловины кипящей водой, накрывают глухой крышкой и. тушат до полной готовности (не более 40—45 минут).
Овощи следует протирать еще горячими (деревянной ложкой через волосяное сито), так как остывшие овощи протираются с трудом. Протертые овощи заправляют горячим молоком. В смешанные овощные пюре (морковное, брюквенное, капустное) рекомендуется по вкусу прибавлять сахар.
Протертые и заправленные овощи ставят снова на плиту и доводят до пара (но не кипятят). Масло прибавляют в готовое пюре перед подачей на стол.
Сваренные овощи и овощные> супы должны быть употреблены не позже чем через 1—1 1/2 часа после их изготовления (в частности во избежание потерь витамина С).
При варке картофеля надо соблюдать следующие правила: варить картофель надо в небольшой алюминиевой или эмалированной кастрюле с плотно закрывающейся крышкой; после варки должно остаться не менее половины отвара, который следует употреблять в соусы, в каши, в супы.
Вариться картофель должен под крышкой. Витамин С в вареном картофеле окисляется на воздухе. Измельчение способствует этому окислению. При варке картофеля с кожурой («в мундире») разрушается около 25% витамина С, при варке очищенного картофеля — 30—40%.
Капуста должна загружаться в горячую воду не вся сразу, а частями, чтобы температура воды не снижалась, а вода все время кипела. Варить капусту надо только до готовности (не переваривать!), так как с удлинением варки теряется витамин С и ухудшается вкус пищи вследствие разрушения клетчатки и выделения сероводорода.
При стоянии вареной капусты в течение 2 часов теряется 30% витамина С.
Брюква при тепловой обработке теряет около 30% витамина С. Потеря витамина связана с окислением, поэтому необходимо варить брюкву в хорошо закрытой посуде. Разрушение витамина С в процессе варки происходит постепенно - поэтому необходимо варить брюкву только до готовности и не оставлять ее стоять, так как после часа стояния в вареной брюкве остается лишь 40% витамина С, после 3-часов стояния он разрушается полностью.
Плоды и ягоды особенно богаты витаминами. Для сохранения витаминов плоды, (например яблоки) следует варить целиком (с кожицей и зернышками) под крышкой и протирать горячими сквозь волосяное сито.
Для обогащения витаминами киселя, мусса, желе или компота, в готовое блюдо добавляют заранее отжатый сырой сок из ягод или фруктов (чайная ложка на порцию).
В компоты из судах фруктов добавляют сок лимона (1/2 чайной ложки) или чайную ложечку отвара шиповника.
В 5-6 месяцев, наряду с грудным молоком, начинают давать каши, пюре из овощей и т.п.
Прикорм вводят постепенно, т.е. ребенку дают, прежде всего, наиболее легко перевариваемые и наиболее легко усваиваемые кушанья.
Начинают обычно с жиденькой 5% манной каши, приготовленной на воде с молоком (см. рецепт 3).
Ребенка 5-6 месяцев кормят 5 раз в сутки (через 4 часа). Он получает:
в 6 часов утра - грудь.
10 -//- - грудь, соки (15-20 г)
2 часа дня - манную кашу (150 г,
т. е. 3/4 стакана)
6 часов вечера - грудь, соки (15-20 г)
10 ч. - грудь
Разовое количество пищи во втором полугодии при пятикратном кормлении — 200г.
Пока ребенок не привыкнет к каше и не научится есть с ложечки, лучше давать ему только половину порции каши (т. е. 80—100 г) и затем немного грудного молока. Если каша усваивается, хорошо, то, спустя 5—6 дней, можно дать полную порцию каши, недокармливая, в это кормление грудью. Через 7—10 дней после введения каши в питание ребенка следует перейти, от 5% к более густой 10% каше (порция—150 г).
В некоторых случаях (по указанию врача) целесообразно готовить кашу не на молоке, а на слабом и нежирном мясном или овощном бульоне (см. рецепт 4).
После того как ребенок привык к каше, в возрасте около 6—б'/2 месяцев, следует заменить прикормом еще одно грудное кормление. В качестве второго: прикорма вводят овощи (морковь, картофель, репа, брюква) в виде пюре с молоком и маслом, (см. рецепты 17—22). Одновременно можно ввести в пищевой режим кисели, печеное яблоко (см. рецепты 57—61).
Таким образом, ребенок в возрасте - 7 месяцев получает:
в 6 часов утра — грудь
10 — кашу (180—200 г), сырое.
скобленое яблоко (30 г).
2 часа дня — грудь, соки (20 г)
6 часов вечера — овощное пюре (150 г), кисель (50 г)
10 — грудь
В последней четверти года (9—12 месяце в)ребенку можно давать и мясо, вначале в виде фарша, примешивая его, например, в овощные пюре; когда у ребёнка будет 5—6 зубов, ему можно давать мясо в виде фрикаделек.
Назначением этих блюд, а также введением в питание супов, коровьего молока и печенья заменяется в возрасте 9—10 месяцев еще одно грудное кормление (в 2 часа дня).
Питание ребенка на 10-м месяце жизни:
в 6 часов утра — грудь
10 — каша 10% (200 г),
протертое сырое яблоко (30—40 г)
2 часа дня — овощное пюре (150 г),
мясной фарш (30 г),
фруктовый сок (20—30 г)
6 часов вечера — суп пюре (100 г), яичный желток,
кисель или мусс (100 г)
10 ч. — грудь
К концу 1-го года жизни, когда ребенка обычно отнимают от груди, его пищевой режим слагается, примерно, следующим образом:
в 6 часов утра — цельное молоко с 5°/о сахара (200 г),
и сухарь или печенье
в 10 — каша (200 г) и яблоко (печеное
или сырое)
2 часа дня — бульон с фрикадельками (100 г),
овощные котлеты или мясные фрикадельки
с овощным гарниром (150 г),
фруктовый сок (25 г)
6 часов вечера — творог (50 г) или: яичный желток,
кефир или простокваша (150 г), кисель (50 г)
10 ч. — цельное молоко с 5% сахара (200 г)
Все сказанное о постепенном введении прикормов относится полностью и к ребенку, находящемуся на смешанном или искусственном вскармливании под наблюдением врача детской поликлиники. В возрасте 5—6 месяцев здоровый, искусственно или смешанно вскармливаемый ребенок так же нуждается в прикорме, как и ребенок вскармливаемый грудью, и прикорм этот нужно вводить ему в той же последовательности, и постепенности как это было описано выше.
Питание ребенка в возрасте от 1 года до 4 лет
Если питание ребенка во втором полугодии было правильно организовано, то к моменту отлучения от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. Принимая во внимание, что у ребенка к году имеется только 6—8 зубов, пища его по-прежнему должна быть приготовлена в виде пюре или каш. С начала же 2-го года жизни следует систематически давать ребенку немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и пр.
До 1 1/2 лет можно кормить ребенка 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Однако многие дети в этом возрасте отказываются от 5-го кормления. В таком случае можно ограничиться 4 кормлениями.
С 1 1/2 лет детей уже, как правило, следует кормить 4 раза в сутки. Развитие пищеварительных органов, их функции, а также возросшая емкость желудка позволяют увеличить объем пищи, принимаемой ребенком в каждое кормление, и тем самым уменьшить число кормлений. Постепенно питание ребенка усложняется: мясо можно давать в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы ещё больше развить жевание у ребенка, С появлением коренных зубов — в 1 1/2 года — 1 год 8 месяцев — необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с не протертыми овощами и крупой, овощи в виде винегретов, поджаренные котлеты, фрукты не в виде соков и пюре,1 а кусочками и целиком, хлеб, сухари и т. д. Этот переход проводится постепенно, но настойчиво. Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не перевели на непротертую пищу, - у них даже маленький комочек пищи вызывает отказ от еды; у некоторых детей это сопровождается даже рвотой. Однообразное, чаще всего молочное, питание приводит к развитию малокровия, недостаточному, нарастанию веса и т. д. Чем шире набор продуктов питания, тем полнее и полноценнее покрывается пищевая потребность ребенка.
В течение первого полугодия жизни ребенок, питаясь, материнским молоком, получает белок только животного происхождения; Со второго полугодия жизни, с введением прикорма, в питании ребенка появляется немного растительного белка; количество его с возрастом ребенка и расширением диеты возрастает. Однако, принимая во внимание высокую потребность организма ребенка в белке, необходимо в этом возрасте заботиться о получении ребенком главным образом животного белка.
Точно так же ребенку необходимы животные жиры (масло сливочное, сливки, рыбий жир, жир молока и желтков). Растительное масло, говяжий и бараний жиры пригодны в питании детей после 5—6 лет. Ребенок должен ежедневно получать 500—600 г молока.
Молоко является весьма ценным продуктом питания. 0,5 л молока в большой мере обеспечивает потребность ребенка в животном белке; кроме того, молоко является источником жиров и солей.
Мясо, рыба — также весьма ценные продукты питания, но они должны входить в рацион ребенка не ежедневно, а 4—5 раз в неделю. Ребенку, можно давать различные сорта мяса: курицу, говядину, телятину, нежирную свинину. Мясо целесообразно давать с овощами.
Яйца являются очень ценным пищевым продуктом. Наиболее питательная часть яйца — желток; он богат полноценным белком, жирами, содержит фосфор, витамины и пр. Ребенку старше 1 года 3 месяцев — 1 года 8 месяцев можно давать яйцо целиком, но не ежедневно (3 раза в неделю); хорошо чередовать дачу яиц с творогом.
Необходимо в ежедневное питание ребенка вводить овощи в виде пюре, овощных супов, винегретов, салатов, соков и т.д. очень желательны фрукты и ягоды. Овощи и фрукты вносят разнообразие в питание ребенка, способствуют, регулярной функции кишечника; с ними ребенок получает витамины и минеральные соли. Ассортимент овощей должен быть по возможности шире. Необходимо давать также листовую зелень— салат, шпинат и т. д.
Ветчину, колбасу, не острый сыр, икру можно давать детям с 2 лет в небольшом количестве. Острые закуски и пряности ребенку давать не следует.
При составлении меню для ребенка необходимо следить за тем, чтобы не было однообразного питания.
Супы, как вегетарианские; так и мясные, следует давать ребенку не чаще 1 раза в день в небольшом количестве; на 2 и 3-м году жизни —100 мл (полстакана), детям более старшего возраста не более 200— 250 мл в сутки (1 стакан). Супы содержат соли и экстрактивные вещества, которые, как это доказано работами И. П. Павлова, обладают сокогонными свойствами; поэтому суп (бульон) следует давать в качестве первого блюда. Принимая во внимание, что калорийность его обычно невысока, супа нужно давать немного, чтобы ребенок охотно съел более питательное второе блюдо.
Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как иначе у ребенка падает аппетит и он часто отказывается от всего остального. Детям в возрасте до 1 1/2 лет следует давать белый хлеб или сухари по 50—70 г в сутки. В возрасте от 1 1/2 до 4 лет можно давать 50—70 г черного и 100—150 г белого хлеба, включая в это количество и сдобную булку или печенье; в возрасте от 4 до 7 лет можно давать 100 г черного и 150—200 г белого хлеба.
Фруктовый мармелад, джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды; во избежание потери аппетита ни в коем случае нельзя давать их беспорядочно.
Детей раннего возраста (первых 3—4 лет жизни) не следует кормить острыми закусками, поить крепким чаем или настоящим кофе. Нельзя давать им уксус, горчицу, перец и другие пряности.
При приготовлении пищи детям имеет большое значение правильная, научно обоснованная обработка пищевых продуктов. Продукты могут быть очень богаты ценными пищевыми веществами, необходимыми для нормального развития ребенка, однако при неправильном приготовлении пищи эти ценнейшие пищевые вещества могут быть частично или совершенно уничтожены. Поэтому следует не только приготовить для ребенка пищу, соответствующую его возрасту и потребностям, но и приготовить ее так, чтобы в пище, по возможности, полностью сохранились все те ценные пищевые вещества, которые были в основных продуктах (молоке, масле, овощах, фруктах, ягодах и т.д.). Кроме того, приготовленное блюдо должно быть вкусно.
Поэтому прежде чем перейти к рецептам отдельных кушаний для детей, мы дадим несколько общих указаний относительно кулинарной обработки отдельных пищевых
продуктов.
Молоко. Во всех случаях, где только возможно, не следует кипятить молоко 2 раза. При изготовлении детской каши, при заправке овощей, при варке молочных супов необходимо разваривать крупу или овощи на воде до полной готовности и лишь после этого, прибавив сырое или горячее, но не кипевшее молоко, дать ему вскипеть 1 раз с уже разваренными крупой или овощами. Такой способ варки имеет те преимущества, что содержащиеся в молоке витамины не подвергаются разрушению, а казеин молока свертывается более нежными, мелкими сгустками, легко перевариваемыми желудочно-кишечным трактом ребенка. При кипячении молока кастрюлю нужно покрыть крышкой, время от времени помешивать молоко ложкой или веселкой для равномерного распределения жира и белков, которые обычно собираются
в пенке.
Масло следует оберегать от действия света и соприкосновения с воздухом; поэтому рекомендуется держать его в фарфоровой или глиняной посуде, закрытой крышкой. Масло нужно класть в уже готовое кушанье (например в кашу), так как при кипячении масла разрушается содержащийся в нем витамин А.
Мясо и рыбу следует, обмыть холодной проточной водой непосредственно перед самым приготовлением. Мясо или рыба не должны лежать в воде, так как тогда часть белков и минеральных солей перейдет в воду.
В зависимости от того, желают ли приготовить крепкий бульон, или получить хорошее вареное мясо, техника кулинарной: обработки должна быть различной. Для получения крепкого бульона мелко раздробленные кости и мясо кладут в холодную воду и. медленно разваривают в ней 3—4 часа. Если же нужно получить сочное и вкусное суповое мясо, то его опускают в крутой кипяток, вследствие чего белки на поверхности свертываются, окружая мясо непроницаемой пленкой, и тем задерживают внутри него его соки, белки, экстрактивные вещества и минеральные соли, которые при первом способе варки переходят в навар.
Полное использование мяса в значительной степени зависит от знания его свойств и умения использовать мясные кости (сахарные и мозговые), которые отдают все свои минеральные соли лишь после 8-часовой варки. Необходимо их раздробить как можно мельче, затем залить их холодной водой за час до начала варки, после чего варить в той же воде на легком: огне. Через 3—4 часа бульон с добавлением кореньев и овощей будет готов, но кости сохранят еще 40—50% своей питательности. Поэтому их не следует выбрасывать, а, залив снова холодной водой, варить еще 2—3 часа для получения «второго бульона», вполне пригодного для подливок и соусов.
Печенка имеет важное значение в питании малокровных детей благодаря большому количеству содержащихся в ней солей железа и витаминов. Изготовление блюд из печенки требует особых приемов,.
Лучший способ, при котором в печенке сохраняются все ее ценные вещества, указан в рецепте 124.
Совершенно непригодный способ — это варка печенки, так как в этом случае в отвар переходит часть белков, соли и витамины, использовать же этот отвар нельзя вследствие его горечи.
Крупа. Для приготовления слизистого отвара крупу замачивают в холодной воде и в той же воде, долго разваривают до полного ее расщепления. Таким образом удается извлечь из крупы в отвар и крахмал, и растительный белок, который заключен в наружных слоях зерна. Для каши крупу, наоборот, заваривают крутым кипятком, отчего растительный белок остается в самой крупе и делает ее более питательной. Вода, в которой варилась крупа (рассыпчатый рис для бульона), может быть даже слита.
Крупу для каши разваривают на воде и лишь после того, как она вполне разварится (манная крупа—через 20 минут, рис, пшено — через- 40—60 минут, овсяна я — через 1 1/2 часа, гречневая, перловая — через 2 1/2 часа), в нее добавляют сырое или подогретое молоко, вместе с которым каша еще 1 раз доводится до кипения.
Если каша из грубых круп предназначается для грудного ребенка, ее протирают сквозь сито 2 раза, сначала без молока, затем разбавив теплым (но не кипяченым) молоком, снова ставят на плиту и, постоянно помешивая, доводят до кипения. Вместе с молоком в кашу добавляют соль и сахар. В снятую с огня кашу кладут масло, размешивая ложкой снизу вверх, чтобы частицы масла не всплывали на поверхность.
Овощи очень богаты витаминами и минеральными солями {морковь — солями извести, салат и шпинат — солями железа и т. п.). Поэтому нужно, чтобы в кушаньях, приготовленных из овощей, по возможности полностью сохранились все их ценные пищевые вещества.
Овощи всегда загрязнены, поэтому их прежде всего нужно тщательно отмыть от грязи щеткой в проточной воде, затем уже очистить ножом и снова вымыть. Поступать наоборот, т. е. сперва чистить овощи, а затем их мыть — неправильно, потому что при последующем мытье будут смыты вместе с грязью и ценные питательные вещества. По той же причине овощи следует чистить и шинковать перед самой варкой, а не оставлять их долго в воде.
Лучший способ варки овощей, обеспечивающий, сохранение витаминов, следующий: чисто вымытые овощи кладут в кастрюлю, заливают крутым кипятком с таким расчетом, чтобы овощи были покрыты водой, и варят под крышкой.
По другому способу овощи мелко, нарезают, кладут в кастрюлю вместе с небольшим количеством сахара (3 г на 200 г овощей), заливают до воловины кипящей водой, накрывают глухой крышкой и. тушат до полной готовности (не более 40—45 минут).
Овощи следует протирать еще горячими (деревянной ложкой через волосяное сито), так как остывшие овощи протираются с трудом. Протертые овощи заправляют горячим молоком. В смешанные овощные пюре (морковное, брюквенное, капустное) рекомендуется по вкусу прибавлять сахар.
Протертые и заправленные овощи ставят снова на плиту и доводят до пара (но не кипятят). Масло прибавляют в готовое пюре перед подачей на стол.
Сваренные овощи и овощные> супы должны быть употреблены не позже чем через 1—1 1/2 часа после их изготовления (в частности во избежание потерь витамина С).
При варке картофеля надо соблюдать следующие правила: варить картофель надо в небольшой алюминиевой или эмалированной кастрюле с плотно закрывающейся крышкой; после варки должно остаться не менее половины отвара, который следует употреблять в соусы, в каши, в супы.
Вариться картофель должен под крышкой. Витамин С в вареном картофеле окисляется на воздухе. Измельчение способствует этому окислению. При варке картофеля с кожурой («в мундире») разрушается около 25% витамина С, при варке очищенного картофеля — 30—40%.
Капуста должна загружаться в горячую воду не вся сразу, а частями, чтобы температура воды не снижалась, а вода все время кипела. Варить капусту надо только до готовности (не переваривать!), так как с удлинением варки теряется витамин С и ухудшается вкус пищи вследствие разрушения клетчатки и выделения сероводорода.
При стоянии вареной капусты в течение 2 часов теряется 30% витамина С.
Брюква при тепловой обработке теряет около 30% витамина С. Потеря витамина связана с окислением, поэтому необходимо варить брюкву в хорошо закрытой посуде. Разрушение витамина С в процессе варки происходит постепенно - поэтому необходимо варить брюкву только до готовности и не оставлять ее стоять, так как после часа стояния в вареной брюкве остается лишь 40% витамина С, после 3-часов стояния он разрушается полностью.
Плоды и ягоды особенно богаты витаминами. Для сохранения витаминов плоды, (например яблоки) следует варить целиком (с кожицей и зернышками) под крышкой и протирать горячими сквозь волосяное сито.
Для обогащения витаминами киселя, мусса, желе или компота, в готовое блюдо добавляют заранее отжатый сырой сок из ягод или фруктов (чайная ложка на порцию).
В компоты из судах фруктов добавляют сок лимона (1/2 чайной ложки) или чайную ложечку отвара шиповника.
05 янв 2006, 00:17
Какой ужас :-o
:-#
:-#
05 янв 2006, 00:41
Манная каша.... Нда... прошлый век. А ведь могут и поверить написанному.
:(
05 янв 2006, 00:43
А потом: http://www.eva.ru/forum/show?idPost=17162839
:(
:(
05 янв 2006, 01:06
кашмар какой!!!И ведь кто то послушает....
05 янв 2006, 02:45
Вы сами это все написали? Неужели вы так делаете???
Нет, спасибо большое, но нам такой не подходит...
Нет, спасибо большое, но нам такой не подходит...
06 янв 2006, 11:07
полный писец...
05 янв 2006, 01:02
Приветик Танюш!!!У нас почти такая же проблема...Вот топик открыла про цветную капусту.Тань,а ты какой фирмы давала тыкву????Чего то я отдельно не могу найти её..все с добавками,то с яблоком то еще с чем......
05 янв 2006, 02:48
ПРИВЕТ, Аня! Я сама варю и тыкву, и капусту цветную. Все с огорода... А потом разбавляю своим молоком и даю.
05 янв 2006, 11:53
У меня вот кабачок лежит,но не знаю как его размельчить как сварю....Блендер не возмет такое маленькое количество кабачка(((
06 янв 2006, 05:12
Не знаю, какой у тебя блендер, но у меня мой берет! Конечно же первую порци. я готовила намного больше, чем давала... но и тогда я ее перетирала через ситечко. А тепреь уже блендером! Быстро и удобно!
05 янв 2006, 02:51
Ндаааа.... Вроде все все знают, а поделиться никто не хочет...
Может кто еще мне ответит на мои вопросы???
Пожалйста!!!
Может кто еще мне ответит на мои вопросы???
Пожалйста!!!
05 янв 2006, 02:52
Это будет правильно, если я введу сейчас еще кабачек, а потом буду вводить гречневую или рисовую безмолочные каши?
05 янв 2006, 12:38
Раз вы начали с овощей, введите еще 1-2 вида. Потом безмолочные каши (гречка, рис, кукуруза). На ввод одного продукта - 7-10 дней. Потом фрукты (яблоко, груша, слива, банан... тоже по одному). Если фрукт (яблоко, например) пошел хорошо в виде пюре, можно дать кусок сырого погрызть.
В вопросе прикорма лучше не торопиться, на мой взгляд...
В вопросе прикорма лучше не торопиться, на мой взгляд...
06 янв 2006, 05:15
Спасибо! А яблоко погрызть мы уже сейчас даем! Правда зубов еще нет, поэтому он его больше сосет...
06 янв 2006, 11:15
Вот здесь много полезной информации: http://www.pregnancy.h1.ru/baby/kormlenie/kormlenie.html
Удачи!
Удачи!
Читайте больше обсуждений на эту тему в Форуме
Родительское собрание \ Кормление