Зачем нужна домашняя работа
Домашняя работа — это не экзамен, а плановая проверка. Учитель таким образом может понять, какой материал усвоен классом, а где нужна дополнительная работа. Домашка не должна быть мерилом знаний и успеваемости конкретного ученика, но в наших школах это не всегда осознают.
«Родители и даже учителя не совсем понимают, для чего нужны домашние и контрольные работы. Основная цель — проверить, насколько школьник усвоил материал и можно ли двигаться дальше», — объясняет Борис Трушин, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд», кандидат физико-математических наук, учитель высшей категории, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Для учителя тот факт, что половина класса не справилась с заданием значит, что надо вернуться и найти способ объяснять материал.
Когда школьник делает домашнюю работу вместе с родителем или репетитором, то это дает ложную оценку ситуации и для учителя, и для ребенка. Он думает, что разобрался с темой, а это может быть не так.
Домашняя работа — это не экзамен, а плановая проверка. Учитель таким образом может понять, какой материал усвоен классом, а где нужна дополнительная работа. Домашка не должна быть мерилом знаний и успеваемости конкретного ученика, но в наших школах это не всегда осознают.
«Родители и даже учителя не совсем понимают, для чего нужны домашние и контрольные работы. Основная цель — проверить, насколько школьник усвоил материал и можно ли двигаться дальше», — объясняет Борис Трушин, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд», кандидат физико-математических наук, учитель высшей категории, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Для учителя тот факт, что половина класса не справилась с заданием значит, что надо вернуться и найти способ объяснять материал.
Когда школьник делает домашнюю работу вместе с родителем или репетитором, то это дает ложную оценку ситуации и для учителя, и для ребенка. Он думает, что разобрался с темой, а это может быть не так.
Но что делать родителю, если он не сидит вместе с ним за книгами и видит по оценкам, что ребенок не справляется с учебой?
«Обязательно сделать мониторинг: состыковаться с педагогами, куратором, психологом. Не ругать и не наказывать, — добавляет психолог Елена Петрусенко, — необходимо понять, в чем барьер. И тогда будет ясно, как его преодолеть».
Если речь о детях до 13 лет, то им может быть даже сложно банально сконцентрироваться. С ними важно сформировать прилежание, интерес к учебе. Помогать в освоении нового вида деятельности, напоминать ребенку о том, что есть домашняя работа, необходимо, а контролировать — плохой глагол.
«Важно следить за режимом ребенка, учить его быть последовательным, понимать особенности и потребности его нервной системы в нагрузке и расслаблении. Следовательно, самому быть таким. Не требуйте от ребенка того, в чем сами не можете быть примером. Поддержка и интерес — лучшие способы сформировать мотивацию к обучению», — комментирует Елена Петрусенко.
«Обязательно сделать мониторинг: состыковаться с педагогами, куратором, психологом. Не ругать и не наказывать, — добавляет психолог Елена Петрусенко, — необходимо понять, в чем барьер. И тогда будет ясно, как его преодолеть».
Если речь о детях до 13 лет, то им может быть даже сложно банально сконцентрироваться. С ними важно сформировать прилежание, интерес к учебе. Помогать в освоении нового вида деятельности, напоминать ребенку о том, что есть домашняя работа, необходимо, а контролировать — плохой глагол.
«Важно следить за режимом ребенка, учить его быть последовательным, понимать особенности и потребности его нервной системы в нагрузке и расслаблении. Следовательно, самому быть таким. Не требуйте от ребенка того, в чем сами не можете быть примером. Поддержка и интерес — лучшие способы сформировать мотивацию к обучению», — комментирует Елена Петрусенко.
После 13 лет подростки уже могут расставлять приоритеты. Задача родителей — выступать модераторами в учебном процессе: научить выделять важные и второстепенные задачи, управлять своим временем, оценивать, когда нужна помощь со стороны.
Составьте расписание занятий
Расписание школьных и дополнительных занятий должно быть ясным и четким, всегда перед глазами, красивым и ярким в гаджетах или с маркерами, стикерами и напоминаниями в бумажном варианте.
«Расписание не похоже на алгоритм работы робота. Расписание — это жизнь, а она должна быть разнообразной. Добавьте в него свободное время, перерывы, совместные занятия, важные даты, приемы пищи, физические нагрузки и домашние обязанности. Ребенку нужно время играть и ничего не делать. Сомневаетесь? Не сомневайтесь, если его не будет — ребенок сам выжмет это время из уроков, — рекомендует Елена Петрусенко. — Освойте Google-календарь, пишите друг другу записки, сообщения в мессенджере».Расписание — это инструмент, который создает родитель, чтобы научить ребенка дисциплине и тайм-менеджменту.
Обеспечьте ресурсы
Наймите репетитора, если есть пробелы в знаниях, но помните, что цель таких занятий — помочь учителю. Задача репетитора — объяснить материал повторно так, чтобы ребенок мог справиться со школьными заданиями.
«Основное, что могут сделать родители школьника — создать вокруг комфортные условия, в которых ребенок будет эту домашнюю работу делать», — отмечает Борис Трушин.
Составьте расписание занятий
Расписание школьных и дополнительных занятий должно быть ясным и четким, всегда перед глазами, красивым и ярким в гаджетах или с маркерами, стикерами и напоминаниями в бумажном варианте.
«Расписание не похоже на алгоритм работы робота. Расписание — это жизнь, а она должна быть разнообразной. Добавьте в него свободное время, перерывы, совместные занятия, важные даты, приемы пищи, физические нагрузки и домашние обязанности. Ребенку нужно время играть и ничего не делать. Сомневаетесь? Не сомневайтесь, если его не будет — ребенок сам выжмет это время из уроков, — рекомендует Елена Петрусенко. — Освойте Google-календарь, пишите друг другу записки, сообщения в мессенджере».Расписание — это инструмент, который создает родитель, чтобы научить ребенка дисциплине и тайм-менеджменту.
Обеспечьте ресурсы
Наймите репетитора, если есть пробелы в знаниях, но помните, что цель таких занятий — помочь учителю. Задача репетитора — объяснить материал повторно так, чтобы ребенок мог справиться со школьными заданиями.
«Основное, что могут сделать родители школьника — создать вокруг комфортные условия, в которых ребенок будет эту домашнюю работу делать», — отмечает Борис Трушин.
Соблюдайте баланс
Еще одна ситуация, в которой родителям стоит вмешаться в учебный процесс, если заданий столько, что школьник не знает за что хвататься. Тогда имеет смысл поговорить с учителями или директором.
Согласно нормативным документам суммарный объем домашних заданий по предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — 3,5 часа.
В «Фоксфорде» практикуется иной подход — за выполнение домашних заданий ученики получают очки опыта — XP (experience points) как в компьютерных играх. Это снижает уровень стресса из-за страха получить низкую оценку, и повышает мотивацию школьника.
Резюме
Помните — донести ценность образования ребенку, если он не хочет уделять время учебе, путем чтения нотаций — нельзя. Они их не слышат и не могут понять.
«Приказной тон делает вас отстраненным. Уважайте ребенка, так он научится уважать то, что вы говорите», — Елена Петрусенко.
Поймите причину, почему он не хочет уделять времени образованию. Учеба — ведущая деятельность, и ребенку легко учиться, если нет того, что беспокоит и отвлекает.
Еще одна ситуация, в которой родителям стоит вмешаться в учебный процесс, если заданий столько, что школьник не знает за что хвататься. Тогда имеет смысл поговорить с учителями или директором.
Согласно нормативным документам суммарный объем домашних заданий по предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — 3,5 часа.
В «Фоксфорде» практикуется иной подход — за выполнение домашних заданий ученики получают очки опыта — XP (experience points) как в компьютерных играх. Это снижает уровень стресса из-за страха получить низкую оценку, и повышает мотивацию школьника.
Резюме
Помните — донести ценность образования ребенку, если он не хочет уделять время учебе, путем чтения нотаций — нельзя. Они их не слышат и не могут понять.
«Приказной тон делает вас отстраненным. Уважайте ребенка, так он научится уважать то, что вы говорите», — Елена Петрусенко.
Поймите причину, почему он не хочет уделять времени образованию. Учеба — ведущая деятельность, и ребенку легко учиться, если нет того, что беспокоит и отвлекает.