«Коварство и любовь» стал лауреатом «Золотой Маски» 2014 года как «Лучший спектакль в драме, большая форма», и вот теперь возможность увидеть его есть у зрителей всей страны. И не воспользоваться этой возможностью было бы непростительно.
Формально «Коварство и любовь» - любовная драма. История двух молодых людей, которым не суждено быть вместе, потому что их разделяет социальное неравенство и интересы их семей. Юный аристократ, сын влиятельного человека, влюблен в дочь простого музыканта, а для отцов и юноши, и девушки идея такого брака невозможна. Интриги, ложь, любовные треугольники, смертельные опасности и катастрофа в жизни всех главных героев как финал попыток родителей действовать в интересах будущего детей.
Но пьеса никогда не стала бы великой и не привлекала бы внимание знаменитых театральных режиссеров вот уже не одно столетие, если бы все было так просто и банально.
«Коварство и любовь» в МДТ (режиссер Валерий Галендеев, сценическая композиция и постановка Лев Додин) продолжает традицию играть эту историю как противостояние живых человеческих чувств и государственной машины, сметающей на своем пути и чужих, и своих. И уже не имеет значения, в 18 веке вершится история или в 21-м – человек и его любовь эту битву всегда проигрывают.
«Коварство и любовь» в МДТ (режиссер Валерий Галендеев, сценическая композиция и постановка Лев Додин) продолжает традицию играть эту историю как противостояние живых человеческих чувств и государственной машины, сметающей на своем пути и чужих, и своих. И уже не имеет значения, в 18 веке вершится история или в 21-м – человек и его любовь эту битву всегда проигрывают.
В центре молодой человек по имени Фердинанд в исполнении любимца зрителей Данилы Козловского. Для многих зрителей России это единственная и уникальная возможность увидеть замечательного артиста не просто в театральной постановке, а на вырастившей его сцене, в его родном театре. Влюбленные в Фердинанда дамы не менее интересны. Луизу, девушку из простой семьи, на которой Фердинанд мечтал жениться, играет Елизавета Боярская, в роли фаворитки герцога, которую прочат ему в жены – Ксения Раппопорт.
Пресса разных стран на разных языках говорит об исполнителях главных ролей и спектакле в целом словами героя «Пятого элемента» «Само совершенство». Эти слова не так просто заслужить в пресыщенном театральными впечатлениями мире, и тем интереснее увидеть, как актеры проживают, оживляют и наполняют смыслом старинные строки пьесы. Любовь подвергается страшным испытаниям, и каждый проходит их по-своему: Фердинанд выдерживает атаки «в лоб», показывает себя сыном своего коррумпированного отца, ловко шантажируя того семейной тайной, не сдается перед очарованием влюбленной красавицы, но мгновенно терпит поражение перед лицом клеветы и ревности.
Луиза, как это часто случается и в жизни, яснее, чем возлюбленный, видит суть трагедии и тверже стоит ногами на земле. Но она оказывается перед страшным выбором: предать любимого или погубить отца. Спасая последнего, Луиза убивает не только свою любовь, но и жизнь, свою, Фердинанда и, по сути, несчастных родных. На выходе страдают все, и то, что правосудие как бы торжествует, не приносит радости никому, включая зрителей спектакля.
После спектаклей Додина всегда остается странное послевкусие, смесь горечи и восторга. Таковы ощущения и после «Коварства и любви». Горечь продиктована неизбежным пессимизмом его повествований, восторг же вызван целой гаммой чувств. В спектакле нет ни шага, ни жеста, ни слова без смысла. Все работает на идею, все создает мощный и сильный посыл в зал, все актерские работы потрясают и формой, и качеством. И эмоции сопереживания здесь идут в единой связке с восхищением мастерством. Повторим за критиками: «Само совершенство»!