Заира Келигова
До середины XIX века богатые люди шили одежду у портных. Из-под иголки частного дизайнера выходили уникальные модели, созданные по меркам заказчиков, но мир менялся, швейное производство росло, вещей нужно было всё больше, и частных ателье не хватало. Через несколько десятков лет в развивающихся странах начали появляться крупные фирмы, специализирующиеся на штамповке стильных вещей.
Современность диктует свои правила. И сейчас люди стали играть в моду. Они читают глянцевые журналы, подписываются в социальных сетях на стритстайлеров, копируют образы селебрити. Это прекрасно! Мужчины и женщины хотят быть в тренде. Но у этой ситуации есть и обратная сторона. В поисках новинок люди штурмуют магазины масс-маркета, забывая, что скрывается за эффектной витриной и рейлами с хитами сезона.
Современность диктует свои правила. И сейчас люди стали играть в моду. Они читают глянцевые журналы, подписываются в социальных сетях на стритстайлеров, копируют образы селебрити. Это прекрасно! Мужчины и женщины хотят быть в тренде. Но у этой ситуации есть и обратная сторона. В поисках новинок люди штурмуют магазины масс-маркета, забывая, что скрывается за эффектной витриной и рейлами с хитами сезона.
Кому нужен fast fashion?
Fast fashion, или «быстрая мода» – это особая стратегия производства одежды. Бренды обновляют ассортимент продукции несколько раз в сезон. Они стремятся как можно быстрее вдохновиться идеями именитых дизайнеров, по-своему их интерпретировать и представить общественности изделия, напоминающие те, что буквально вчера мелькали на подиуме, по максимально приемлемой цене.
Их стойки ломятся от количества вещей. Новые экземпляры еженедельно поступают в продажу. Люди совершают необдуманные покупки, заполняя шкафы похожими топами, джемперами, футболками, а носят, дай бог, 50% своего гардероба.
Fast fashion, или «быстрая мода» – это особая стратегия производства одежды. Бренды обновляют ассортимент продукции несколько раз в сезон. Они стремятся как можно быстрее вдохновиться идеями именитых дизайнеров, по-своему их интерпретировать и представить общественности изделия, напоминающие те, что буквально вчера мелькали на подиуме, по максимально приемлемой цене.
Их стойки ломятся от количества вещей. Новые экземпляры еженедельно поступают в продажу. Люди совершают необдуманные покупки, заполняя шкафы похожими топами, джемперами, футболками, а носят, дай бог, 50% своего гардероба.
Почему fast fashion – зло?
Низкий уровень заработной платы, тяжелые условия труда, привлечение детей к работе – это далеко не все проблемы, которые создает существование fast fashion-брендов. Чтобы снизить цену на вещи, торговые марки экономят на материалах. Вместо натуральных безопасных тканей использует смесовые и синтетические, способные вызвать аллергию и псориаз.
Экономия затрагивает и крой. Он стал максимально простым, лишенным мелких деталей, над которыми пришлось бы дольше работать. Бренды используют некачественную фурнитуру. Некоторые яркие аксессуары покрыты краской, в составе которой присутствует свинец. Этот металл приводит к загрязнению организма, почечной недостаточности.
Использование дешевых ниток плохо сказывается на сроке эксплуатации. Вещи приходят в негодность после нескольких стирок. Они покрываются катышками, распарываются. Саймон Коллинз, декан факультета моды Новой школы им. Парсонса, сказал: «Это просто мусор. Вы наденете её единожды на какую-нибудь вечеринку, а буквально на следующий день она развалится».
Низкий уровень заработной платы, тяжелые условия труда, привлечение детей к работе – это далеко не все проблемы, которые создает существование fast fashion-брендов. Чтобы снизить цену на вещи, торговые марки экономят на материалах. Вместо натуральных безопасных тканей использует смесовые и синтетические, способные вызвать аллергию и псориаз.
Экономия затрагивает и крой. Он стал максимально простым, лишенным мелких деталей, над которыми пришлось бы дольше работать. Бренды используют некачественную фурнитуру. Некоторые яркие аксессуары покрыты краской, в составе которой присутствует свинец. Этот металл приводит к загрязнению организма, почечной недостаточности.
Использование дешевых ниток плохо сказывается на сроке эксплуатации. Вещи приходят в негодность после нескольких стирок. Они покрываются катышками, распарываются. Саймон Коллинз, декан факультета моды Новой школы им. Парсонса, сказал: «Это просто мусор. Вы наденете её единожды на какую-нибудь вечеринку, а буквально на следующий день она развалится».
Купил – выбросил
Когда люди покупают одежду и обувь, они, как правило, рассчитывают ходить в ней несколько сезонов. Но изделия, купленные в магазинах fast fashion, долго не прослужат. Потребители вынуждены тратить деньги снова и снова. Это нерационально. За эту же сумму можно было приобрести качественную классику: черное платье, прямые джинсы, базовый тренч или хорошую обувь. Они долгие годы сохраняют первоначальный внешний вид.
Такое производство не экологично: при производстве одной пары джинсов выделяется более 9 килограммов углекислого газа, тратится около 20 литров воды, отходы могут загрязнить еще 700 литров и уничтожить множество живых организмов.
В США ежегодно выбрасывается 12,5 миллиардов килограммов одежды. Виновники отходов – потребители. Их покупки приходят в негодность. Такие вещи стыдно куда-то пожертвовать, поэтому разорванные свитеры и джинсы летят в мусорное ведро. Еще один виновник – сами бренды. Они выкидывают бракованные вещи, а также модели из прошлых коллекций. Компании хранят эти данные под семью печатями, но от любопытной общественности ничего не скроешь.
Когда люди покупают одежду и обувь, они, как правило, рассчитывают ходить в ней несколько сезонов. Но изделия, купленные в магазинах fast fashion, долго не прослужат. Потребители вынуждены тратить деньги снова и снова. Это нерационально. За эту же сумму можно было приобрести качественную классику: черное платье, прямые джинсы, базовый тренч или хорошую обувь. Они долгие годы сохраняют первоначальный внешний вид.
Такое производство не экологично: при производстве одной пары джинсов выделяется более 9 килограммов углекислого газа, тратится около 20 литров воды, отходы могут загрязнить еще 700 литров и уничтожить множество живых организмов.
В США ежегодно выбрасывается 12,5 миллиардов килограммов одежды. Виновники отходов – потребители. Их покупки приходят в негодность. Такие вещи стыдно куда-то пожертвовать, поэтому разорванные свитеры и джинсы летят в мусорное ведро. Еще один виновник – сами бренды. Они выкидывают бракованные вещи, а также модели из прошлых коллекций. Компании хранят эти данные под семью печатями, но от любопытной общественности ничего не скроешь.
Что делать?
На смену fast fashion приходит ресейл – вторичный рынок, на котором перепродают люксовые вещи с большими скидками. Пользователи сервисов по перепродаже пропагандируют этичное и осознанное потребление. Для них важно вкладывать деньги в высококачественную одежду и обувь, которую они смогут носить десятилетиями, не загрязнять окружающую среду и препятствовать распространению в мире рабского труда.
На сторону экомоды уже перешли Мирослава Дума, основатель онлайн-издания Buro 24/7 и инвестиционного фонда Fashion Tech Lab, российская супермодель Наталья Водянова, американская модель и телеведущая Эмбер Валетта, британская киноактриса Эмма Уотсон и другие селебрити. Будущее планеты зависит от каждого из нас.
На смену fast fashion приходит ресейл – вторичный рынок, на котором перепродают люксовые вещи с большими скидками. Пользователи сервисов по перепродаже пропагандируют этичное и осознанное потребление. Для них важно вкладывать деньги в высококачественную одежду и обувь, которую они смогут носить десятилетиями, не загрязнять окружающую среду и препятствовать распространению в мире рабского труда.
На сторону экомоды уже перешли Мирослава Дума, основатель онлайн-издания Buro 24/7 и инвестиционного фонда Fashion Tech Lab, российская супермодель Наталья Водянова, американская модель и телеведущая Эмбер Валетта, британская киноактриса Эмма Уотсон и другие селебрити. Будущее планеты зависит от каждого из нас.