Меню

Кино, сериалы и ТВ

Прощайте, гений: пять культовых картин режиссера Георгия Данелии

Прощайте, гений: пять культовых картин режиссера Георгия Данелии
Сегодня, 4 апреля, одним талантливым человеком на земле стало меньше — в возрасте 88 лет ушел из жизни советский и российский режиссер Георгий Данелия. Представить кинематограф без снятых им комедий просто невозможно, герои его кинолент стали всенародно любимыми, и вот уже какое по счету поколение разбирает фразы главных персонажей на цитаты и проводит очередной праздник за просмотром любимых фильмов. Вспомним пять культовых работ Георгия Николаевича.
AD
AD
К сожалению, жизнь невозможна без утрат и в иной мир один за другим переходят талантливые и всеми любимые люди. Сегодня в больнице после продолжительной болезни умер Георгий Николаевич Данелия. В феврале ему диагностировали воспаление легких, с которым режиссер попал в больницу. Для стабилизации состоянии врачам даже пришлось ввести его в искусственную кому, однако организм знаменитости не справился. Режиссеру было 88 лет.

Его путь в кинематографе начался с фильма "Сережа", снятого в 1960 году и отмеченной Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах. За плечами народного артиста СССР десятки фильмов, но есть те, которые особенно полюбились зрителю и стали культовыми.

Данелию часто спрашивали: "Что вы хотели сказать этим фильмом?" И он отвечал: "Ничего не хотел. Это просто лекарство против стресса".
Кадр из фильма
Кадр из фильма
«Я шагаю по Москве» (1964 год)


Лирическая комедия "Я шагаю по Москве" положила начало известности режиссера. Картина прославила не только Георгия Николаевича, но и актеров, в ней задействованных. Для Никиты Михалкова роль Коли стала первой главной ролью в кино, а Евгений Стеблов, Владимир Басов Ирина Мирошниченко впервые появились на экранах.

События в картине происходят в один день. Рабочий-метростроевец Колька, кажется, не знает, куда деть энергию, поэтому участвует в решении самых разных проблем своих друзей. К примеру, помогает другу Саше разобраться с военкоматом, но это полдела, еще он устраивает личную жизнь товарища, пытаясь помирить его с молодой женой Светой. Под чутким руководством Коли в этот процесс включается весь двор, мечтающий о примирении молодых.

В метро Коля знакомится с монтажником Володей из Сибири, приехавшим в Москву по приглашению писателя, которому понравился его рассказ. С этим персонажем связана лирическая линия картины: Владимир знакомится с продавщицей из ГУМа Аней и не может скрыть свою симпатию, хотя и Коля неравнодушен к приятной блондинке в исполнении Галины Польских.

Потрясающие виды Москвы, замечательный музыкальный ряд, приятная во всех отношениях история — вот, что делает фильм душевным и трогательным. Кстати, в этой картине режиссер сыграл чистильщика обуви.
«Джентльмены удачи» (1971)


Картина "Джентльмены удачи", где сценаристом и режиссером нескольких сцен был Георгий Данелия, стала лидером советского проката 1972 года, собрав у экранов свыше 65 миллионов зрителей. Сегодня, когда фильм показывают в эфире в праздники, ее смотрят чуть ли не в каждом доме, и удивительного в этом ничего нет. Комедийный фильм с криминальной темой заставляет хохотать без малого 50 лет, хотя многие и так знают его наизусть.

В Средней Азии трое матерых преступников на раскопках похищают золотой шлем Александра Македонского. Воры были пойманы и даже отправлены в места не столь отдаленные, однако судьбу ценной археологической находки правоохранительным органам выяснить не удалось — главарь банды Доцент не признается, куда его спрятал. Тогда милиция решает посадить в колонию к подельникам главаря подставного Доцента — милого заведующего детского сада Евгения Михайловича Трошкина, который по удивительному стечению обстоятельств похож на матерого преступника, как брат-близнец.

Задача Трошкина — войти к доверие к преступникам и выпытать, где спрятан шлем. Вряд ли педагог когда-то предполагал, что ему придется иметь дело с такими воспитанниками.

Актерский состав — Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Раднэр Муратов и другие, искрометный юмор и комичные ситуации — именно за это мы до сих пор любим эту картину.
«Афоня» (1975)


Картина о невезучем сантехнике Афанасии Борщеве в исполнении Леонида Куравлева, который всю картину отлынивает от работы — относится к обязанностям кое-как, с клиентов вымогает "магарыч" или завышает оплату. Все это в надежде выпить и устроить личную жизнь, которая у него также не складывается. Да и как она может сложится, если даже практиканты из ПТУ не хотят с ним работать из-за его морального облика. С женщинами у Афони никак не складывается, истинных чувств он не замечает, живет в мечтах о замужней женщине, для которой даже ворует дорогую раковину.

Весь фильм Афанасия кидает из огня да в полымя, так как он попросту не знает, какое счастье ему нужно и не хочет ничего для этого делать. Зрители узнали в герое представителей ЖКХ советского времени — всем, кому приходилось сталкиваться с сантехниками, приходилось несладко, во-первых, мастера были наперечет, во-вторых, найти хорошего и честного было непростой задачей.
«Мимино» (1977)


Трагикомедия "Мимино" также не оставила зрителя равнодушным. Колоритный провинциальный летчик Валико (по прозвищу Мимино) в исполнении Вахтанга Кикабидзе в надежде покорить понравившуюся стюардессу Ларису Ивановну решает вернуться в большую авиацию и едет в Москву. Так получается, что в первый же день он тратит с новым знакомым в ресторане все деньги и тут начинаются приключения новых друзей в надежде добыть хоть какую-то сумму. С Ларисой Ивановной встретиться не удается и Валико даже попадает в тюрьму.

Случайная встреча в аэропорту помогла Мимино исполнить мечту — он возвращается в большую авиацию. Но международные перелеты не радуют пилота и все чаще он вспоминает родной Телави...
«Осенний марафон» (1979)


Философская комедия о преподавателе и опытном переводчике Андрее Бузыкине, который запутался в попытке вести двойную жизнь. Роль Бузыкина гениально исполнил Олег Басилишавили. Его герой — талантлив и успешен в профессии, а вот в семейной жизни и личных отношениях у него полная неразбериха. Он разрывается между женой и молодой любовницей, требующей от него ухода из семьи. Герой в постоянном цейтноте, вечно бежит и ничего не успевает, в этой ситуации ему приходится постоянно врать, и женщины попросту перестают ему верить.

Кажется, в лексиконе Бузыкина просто не существует слова "нет". Его используют коллеги и соседи, так как он не имеет смелости отказать. В такой бегодте он не в состоянии справляться с работой в издательстве и теряет свой авторитет как специалист.

Выйти из круговорота лжи, нелепых объяснений и взять на себя ответственность за себя и происходящее Бузыкин совсем не в силах... Очень современное кино, невзирая на 40-летие с даты съемки.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325