Меню

Образование

7 фактов о дислексии и дисграфии, которые нужно знать каждому родителю

7 фактов о дислексии и дисграфии, которые нужно знать каждому родителю
Не спешите записывать ребенка в лентяи и двоечники, ведь причина плохой успеваемости может крыться вовсе не в лени. По каким признакам заметить у ребенка дислексию и дисграфию и как ему помочь рассказала кандидат педагогических наук Ольга Величенкова.
AD
AD
Ольга Величенкова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, автор «Дислексия: краткий справочник для родителей».

1. Диагностировать дислексию может только специалист

Дислексия — это специфические трудности в овладении навыком чтения и в понимании прочитанного. Ребенок немного не дотягивает до технических параметров чтения, рекомендованных для его возраста. Хотя, если ребенок плохо читает или пишет, это еще не говорит о наличии особенностей.
Диагностировать дислексию может только специалист
Диагностировать дислексию может только специалист
Точно определить, что у ребенка дислексия может только специалист — логопед или нейропсихолог. Существуют диагностические критерии, которые позволяют сделать заключении о наличии такой проблемы, в первую очередь, это скорость чтения.

2. Дисграфия — ошибки, которые кажутся родителям «глупыми»

При дисграфии наблюдаются ошибки которые нельзя объяснить незнанием орфографических правил: пропуски букв, их замена (шипящих, свистящих, звонких и глухих), ошибки в использовании йотированных гласных, зеркальность. Родители по незнанию часто называют подобные ошибки «глупыми».

Но если ребенок демонстрирует большое количество любых ошибок, не справляется со школьной программой и получает плохие оценки по русскому языку — это повод обратиться к специалисту, даже если родителям кажется, что ребенок ленив и не учит уроки. Профессиональная диагностика очень важна.
AD
AD
Дисграфия — ошибки, которые кажутся родителям «глупыми»
Дисграфия — ошибки, которые кажутся родителям «глупыми»

3. Дисграфия и дислексия чаще всего идут рука об руку

Около 10 % детей имеют трудности в овладении навыками письма и чтения. Причина, может быть, в несформированности психологических процессов, которые отвечают за письмо и чтение. Это могут быть речевые нарушения, которые не позволяют принять решение о том, какой звук слышится, проблемы с лексикой и грамматикой, моторикой, пространственным восприятием, вниманием.

Нейропсихолог может проанализировать весь функциональный базис и определить причину. Для качественной и всесторонней диагностики нужны: анализ письма и чтения, логопедическое и нейропсихологическое обследование, а также наблюдение в динамике.

4. Родители детей с дислексией вправе получить помощь от государства

Существуют школьные службы сопровождения: это логопед, психолог и дефектолог, которые составляют консилиум школы. Родителям доступны городские психолого-логопедические центры, которые есть в любом крупном населённом пункте.

В целом, дети с дисграфией и дислексией попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что они могут обучаться по адаптированным учебным программам, которых существует несколько видов. В конце обучения выдается аттестат, ничем не отличающийся от обычного.

В адаптированной программе есть помощь логопеда и психолога, это порядка 5 часов в неделю. Есть программы, по которым дети учатся в отдельном классе, не 4, а 5 лет по особым учебникам. По этим программам обучаются дети с более сложными речевыми нарушениями.
Родители не должны опасаться стигматизации ребенка в случае выбора особого образовательного маршрута
Родители не должны опасаться стигматизации ребенка в случае выбора особого образовательного маршрута
AD
AD

5. Порядок действий: обязательное прохождение ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия, которая проводит комплексную диагностику. В нее входят разные специалисты, которые определяют образовательный маршрут ребенка.

Ее важно пройти, по результатам выделяется дополнительное финансирование занятий с логопедом и психологом. Если комиссия не пройдена, то характер и объем помощи определяет образовательная организация.

Родители не должны опасаться стигматизации ребенка в случае выбора особого образовательного маршрута — образование остается цензовым, даже при том, что изменяются условия итогового оценивания.
Перейти с адаптированной программы на обычную всегда можно, если ребенок начнет демонстрировать хорошие результаты в обучении
Перейти с адаптированной программы на обычную всегда можно, если ребенок начнет демонстрировать хорошие результаты в обучении
Вместо ОГЭ можно будет сдавать облегченную версию экзамена — ГВЭ. Дети с ОВЗ получают больше времени на выполнение экзаменационных работ, и это шанс для ребенка закончить школу и получить профессию, продолжить образование. Перейти с адаптированной программы на обычную всегда можно, если ребенок начнет демонстрировать хорошие результаты в обучении.

6. Помощь дислексикам окажут в Ассоциации

Где ещё можно получить бесплатную помощь? Консультацию дают логопеды и нейропсихологи Ассоциации родителей детей с дислексией. После диагностики родители получают пособия, в которых описываются игры, рекомендованные для самостоятельного использования.
Никаких «волшебных занятий» не бывает и быстро такая проблема не решается
Никаких «волшебных занятий» не бывает и быстро такая проблема не решается
AD
AD

7. В России умеют преодолевать дислексию и дисграфию

В нашей стране есть большой опыт преодоления трудностей в обучении. Существует много методической литературы, пособий для занятий, игр, которые дифференцированно используют логопеды и психологи. Родителю полезно вникать в содержание разных методик.

Никаких «волшебных занятий» не бывает и быстро такая проблема не решается. Поддержка понадобится ребенку на протяжении всей ступени начального обучения, а может быть и дольше. Папам и мамам стоит внимательно отнестись к выбору специалиста или метода.

Главное, не стоит отчаиваться. Много дислексиков достигают высоких результатов в жизни — Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Уолт Дисней, Пабло Пикассо. Есть известные политики, актеры, Нобелевские лауреаты и даже специалисты по дислексии. Так, например, Лус Рельо была дислексиком, а стала ученым и автором приложения для коррекции дислексии на испанском языке.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325