Эксперт: основательница сети языковых школ Ольга Князева.
При продвижении «обучения с пеленок» маркетологи знают, что мамы хотят лучшего своему малышу, поэтому пытаются вызвать чувство вины за то, что родители не проводят раннее обучение английскому. Они часто приводят тезис, что мозг ребенка активно развивается до трех лет, поэтому надо спешить. Если у родителей есть финансы и желание, тогда конечно можно записать на курсы. Малыш познакомится с новым языком, нарастит пассивную базу, усилит работу мозга.
Раннее обучение хорошо для общего развития, но не сделает из ребенка билингва. Он не заговорит свободно на английском, даже если будет изучать его несколько лет на курсах или с индивидуальным репетитором. Чтобы ребенок свободно владел двумя языками, ему нужно ежедневно контактировать на протяжении долгого времени со значимым человеком, который говорит только на иностранном языке. Значимый человек — это тот, кого он видит постоянно, кто заботится о нем и общается с ним.
Кроме того, если ребенок, начиная с двух лет, будет четыре года изучать английский, то выучит примерно столько же, сколько шестилетний дошкольник сможет освоить за год.
Кроме того, если ребенок, начиная с двух лет, будет четыре года изучать английский, то выучит примерно столько же, сколько шестилетний дошкольник сможет освоить за год.
Готовить ребенка к школе родители начинают за пару лет до первого звонка. Многие учат детей не только читать на русском и основам арифметики, но и отдают на курсы английского. Ведь уже со второго класса ученики будут изучать иностранный язык. Раньше уроки иностранного вводились лишь с пятого класса, когда дети были готовы к этому.
В СССР учитывали различие психики дошкольника и школьника. У детей разных возрастов отличаются ведущие виды деятельности. У дошкольников это игровая деятельность. В семь лет у ребенка на первый план выходит учебно-познавательная деятельность, поэтому этот возраст рекомендован для поступления в первый класс. Лишь в 10–12 лет у школьника меняется тип мышления с наглядно-образного на абстрактно-логический.
Но с 2005 года учебная программа изменилась, и теперь английский изучают уже со второго класса. При этом учебники не адаптированы под его возрастные особенности.
Если у вашего ребенка в первом классе не будет английского, лучше начать заниматься дополнительно в 6–7 лет. Во-первых, ему будет проще адаптироваться к школьной нагрузке и появится база по иностранному языку. Во-вторых, обучение идет поэтапно: сначала дошкольник учится воспринимать слова на слух, произносить их, а потом читать и писать. Но учебник для второклассников построен так, что за год дети должны одновременно пройти все эти этапы.
Обучение дошкольников имеет несколько отличий от обучения школьников.
В СССР учитывали различие психики дошкольника и школьника. У детей разных возрастов отличаются ведущие виды деятельности. У дошкольников это игровая деятельность. В семь лет у ребенка на первый план выходит учебно-познавательная деятельность, поэтому этот возраст рекомендован для поступления в первый класс. Лишь в 10–12 лет у школьника меняется тип мышления с наглядно-образного на абстрактно-логический.
Но с 2005 года учебная программа изменилась, и теперь английский изучают уже со второго класса. При этом учебники не адаптированы под его возрастные особенности.
Если у вашего ребенка в первом классе не будет английского, лучше начать заниматься дополнительно в 6–7 лет. Во-первых, ему будет проще адаптироваться к школьной нагрузке и появится база по иностранному языку. Во-вторых, обучение идет поэтапно: сначала дошкольник учится воспринимать слова на слух, произносить их, а потом читать и писать. Но учебник для второклассников построен так, что за год дети должны одновременно пройти все эти этапы.
Обучение дошкольников имеет несколько отличий от обучения школьников.
- Игровая форма. В процессе используют наглядные материалы (игрушки, карточки), проигрывают сюжеты;
- Отсутствие чтения и письма. В первый год обучение построено только на устной речи. И если для обучения чтения и письма группа может быть 10-12 человек, то дошкольников обучают в группах до 6 человек. Важно научить каждого правильно слышать и воспроизводить слова.
Дети раннего возраста лучше имитируют звуки, поэтому им проще поставить правильное звукопроизношение и интонацию.
Если у ребенка появились проблемы с изучением английского в начальной школе, то лучше ему помочь. В противном случае, пробелы в знаниях будут расти, как снежный ком, а желание изучать язык снизится.
Если у ребенка появились проблемы с изучением английского в начальной школе, то лучше ему помочь. В противном случае, пробелы в знаниях будут расти, как снежный ком, а желание изучать язык снизится.
Даже многолетний опыт и соответствующее образование не гарантирует, что учитель знает и применяет методические приемы работы с дошкольниками. Он может эффективно обучать детей постарше, но не уметь работать с детьми до семи лет. Кроме того, нужно чтобы ребенку нравился педагог. Если у дошкольника возникла антипатия, то прийти к хорошему результату будет сложно.
Современные дети часто перегружены. Сначала они проводят девять часов в детском саду — среди шума, дисциплины и без близких. Потом их ведут на дополнительные занятия. Не все выдерживают такой режим и начинают сопротивляться обучению. Если ребенок негативно относится к учебе в дошкольном возрасте, то и в начальных классах он также может не хотеть идти в школу. Если же ребенку, наоборот, понравилось получать знания, то он будет более открыт к новым задачам. Поэтому лучше не давить в дошкольном возрасте, а заинтересовать и адекватно оценивать уровень нагрузки.
Длительные паузы сведут результат к нулю. Не получится год заниматься до школы, сделать перерыв в первом классе и прийти во второй подготовленным. Без постоянной практики язык быстро забывается. При перерыве в год дети могут забыть до 90% информации, даже если учили его несколько лет.
Если родители задались целью вырастить ребенка билингвом, то это возможно, но нужно полноценное включение взрослого в процесс. Необходимо создать языковую среду для ребенка. Родителям предстоит ежедневно разговаривать с малышом на английском с раннего возраста, а значит они сами должны владеть иностранным на должном уровне. При этом обучение должно длиться на протяжении нескольких лет без перерывов.
Бесплатные способы домашнего обучения:
- Просмотр мультфильмов на английском (например, «Gogo»).
- Чтение сказок и стихов.
- Игры с общением на английском.
- Личный пример: изучайте язык сами, а не только требуйте этого от ребенка.
Маленькие дети любознательны, поэтому их легко заинтересовать новым. В домашней среде чем раньше начать, тем лучше — хоть с рождения. Если начать говорить на незнакомом языке с ребенком старше трех лет, он может воспринять это негативно.
Логопеды не советуют вводить новый язык, пока не поставлены все звуки. Однако преподаватели часто с этим не согласны, ссылаясь на то, что в процессе постановки английской фонетики, детей учат работать со своим артикуляционным аппаратом. Как уверяют опытные педагоги, детям с логопедическими проблемами ничто не мешает изучить иностранный язык на достойном уровне.
Однако игнорировать проблемы с произношением нельзя: надежда, что ребенок «сам научится», может обернуться трудностями в школе. Одновременно с обучением английскому имеет смысл водить ребенка к логопеду и корректировать произношение звуков на русском языке.
В заключение можно сказать: не нужно корить себя за то, что вы не водите малыша на раннее обучение английскому. У вас еще будет одиннадцать лет школы, когда сможете помочь ребенку выучить язык. Желательно за время обучения в школе дойти до среднего уровня знания английского (B1 или B2). Потом даже после длительных перерывов в изучении языка, человек уже не откатится до нулевого уровня знаний. У него всегда будет база и он сможет повысить уровень на ее основе.
Ранее мы писали, что такое ленивая память и как тренировать мозг с помощью языков.
Фото: свободные интернет-источники
Однако игнорировать проблемы с произношением нельзя: надежда, что ребенок «сам научится», может обернуться трудностями в школе. Одновременно с обучением английскому имеет смысл водить ребенка к логопеду и корректировать произношение звуков на русском языке.
В заключение можно сказать: не нужно корить себя за то, что вы не водите малыша на раннее обучение английскому. У вас еще будет одиннадцать лет школы, когда сможете помочь ребенку выучить язык. Желательно за время обучения в школе дойти до среднего уровня знания английского (B1 или B2). Потом даже после длительных перерывов в изучении языка, человек уже не откатится до нулевого уровня знаний. У него всегда будет база и он сможет повысить уровень на ее основе.
Ранее мы писали, что такое ленивая память и как тренировать мозг с помощью языков.
Фото: свободные интернет-источники