И тогда, сгорая от публичного стыда, экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Знакомо ли сегодняшним школьникам и их родителям подобное смущение? Хотелось бы в это верить.
Правда, даже если современные дети возьмутся повторить этот подвиг предков, многим придётся сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Слава словарям!
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» – это ещё как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребёнка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, ещё и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребёнка ими пользоваться.
Но вернёмся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте – на какое-то определённое правило.
Судите сами:
• «брусчатая» – суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
• «небезызвестная» – пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
• «потчевала» – если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твёрдо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придётся письменно обращаться к партнёрам, коллегам, и тем более к начальству.
О грустном…
— Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Её конспект к первому уроку начинался так: «Здраствуйте дети» – без в и запятой! – с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Все и так это видят повсюду: начиная с ученических тетрадок и заканчивая бегущей строкой в новостных блоках ведущих телеканалов. А уж какие ударения ставят в словах тележурналисты! Хотя тоже, наверное, где-то учились. Почему всё это происходит и что с этим делать? Давайте разбираться.
Причины безграмотности:
Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, – отсутствие привычки к чтению. Причём не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдёшь, но и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
Приходится констатировать и ухудшение подготовки в школах и вузах. Увы!
Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребёнок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложнённой программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном – середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.
…А может, он болен?
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причём чем раньше – тем лучше.
— Уже к четырём годам, – утверждает логопед Ольга Ковалевская, – можно определить, входит ли ребёнок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным. Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
• ребёнок не все звуки выговаривает чётко, заменяет одни на другие (р – л, с – ш);
• не различает на слух речевые звуки (звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие);
• пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
• у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
• недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право – лево, верх – низ и т. д.).
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в – ф. А ещё пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила – будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Продолжение статьи в журнале «Здоровье школьника» № 01, 2013. Наши специалисты развенчают миф о врождённой грамотности и объяснят, чем могут помочь родители детям разных возрастов.
Текст: Мария Трофимова
Источник: журнал "Здоровье школьника", январь 2013
Правда, даже если современные дети возьмутся повторить этот подвиг предков, многим придётся сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Слава словарям!
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» – это ещё как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребёнка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, ещё и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребёнка ими пользоваться.
Но вернёмся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте – на какое-то определённое правило.
Судите сами:
• «брусчатая» – суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
• «небезызвестная» – пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
• «потчевала» – если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твёрдо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придётся письменно обращаться к партнёрам, коллегам, и тем более к начальству.
О грустном…
— Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Её конспект к первому уроку начинался так: «Здраствуйте дети» – без в и запятой! – с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Все и так это видят повсюду: начиная с ученических тетрадок и заканчивая бегущей строкой в новостных блоках ведущих телеканалов. А уж какие ударения ставят в словах тележурналисты! Хотя тоже, наверное, где-то учились. Почему всё это происходит и что с этим делать? Давайте разбираться.
Причины безграмотности:
Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, – отсутствие привычки к чтению. Причём не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдёшь, но и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
Приходится констатировать и ухудшение подготовки в школах и вузах. Увы!
Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребёнок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложнённой программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном – середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.
…А может, он болен?
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причём чем раньше – тем лучше.
— Уже к четырём годам, – утверждает логопед Ольга Ковалевская, – можно определить, входит ли ребёнок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным. Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
• ребёнок не все звуки выговаривает чётко, заменяет одни на другие (р – л, с – ш);
• не различает на слух речевые звуки (звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие);
• пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
• у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
• недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право – лево, верх – низ и т. д.).
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в – ф. А ещё пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила – будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Продолжение статьи в журнале «Здоровье школьника» № 01, 2013. Наши специалисты развенчают миф о врождённой грамотности и объяснят, чем могут помочь родители детям разных возрастов.
Текст: Мария Трофимова
Источник: журнал "Здоровье школьника", январь 2013
Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.
Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.