Эксперт: психолог Ирина Белобородова.
Дети знакомятся со сказками в раннем возрасте и привыкают, что взрослые их рассказывают. Поэтому такой вид коммуникации становится интуитивно понятным. С помощью сказок можно установить контакт с ребенком и помочь ему с возникающими трудностями.
Сказкотерапия эффективна, потому что в 3-4 года дети не могут мирно сидеть в кресле напротив терапевта и анализировать свои эмоции, как это делают взрослые. Сказки же увлекают, поэтому с помощью историй можно выстроить доверие и пообщаться с детьми на их языке. Когда ребенок слушает сказку, он идентифицирует себя с персонажами, знакомится с разнообразными стратегиями поведения и изучает реакции на разные события.
Сказкотерапия эффективна, потому что в 3-4 года дети не могут мирно сидеть в кресле напротив терапевта и анализировать свои эмоции, как это делают взрослые. Сказки же увлекают, поэтому с помощью историй можно выстроить доверие и пообщаться с детьми на их языке. Когда ребенок слушает сказку, он идентифицирует себя с персонажами, знакомится с разнообразными стратегиями поведения и изучает реакции на разные события.
Когда ребенок слушает сказку, он идентифицирует себя с персонажами
Терапевты используют сказкотерапию, чтобы улучшить детско-родительские отношения и научить ребёнка справляться с «непростыми» эмоциями, вроде злости. Исследования показывают, что сказки помогают решать конфликты и бороться с социальной тревожностью, учат проявлять инициативу и строить отношения здоровым образом. Благодаря волшебным историям детям проще отличать добро от зла и понимать свои чувства. А ещё сказки развивают социальные навыки и здоровую самооценку.
Терапию нужно практиковать со специалистом, но родители также могут использовать терапевтические сказки. Все зависит от целей: для чего вам нужна сказкотерапия? Если вы хотите использовать сказки для дополнительного образования, развития ребёнка, профилактики и лёгкой коррекции поведения, можно не обращаться за помощью. Например, если ваш ребёнок немного стеснительный, и вы хотите помочь ему почувствовать себя увереннее. Для этого можно воспользоваться сборниками или вспомнить подходящие сказки из своего детства. Во время или после чтения, обсуждайте героев и их поступки, спросите у ребёнка о похожих ситуациях.
Носок Цок-Цок, который считает себя зеброй, вместе со своим другом чайником Петром Ильичом ищет свою сестру-близняшку. В каждой серии герои узнают о себе и окружающих что-то новое. Например, в одном эпизоде Цок-Цок и Петр Ильич помогают жителям Облачного Мира навсегда оставить у себя радугу, чтобы никто не грустил. Но радуга объясняет друзьям, что нужно радоваться жизни и в те моменты, когда её нет, ведь настроение зависит во многом от нас самих. Благодаря совместным приключениям и общению с Петром Ильичом главный герой Цок-Цок учится осознавать и регулировать свои эмоции, проговаривать их, уважать мнение собеседника, задавать собственные границы и уважать границы других. Понимает, что помощь нужно оказывать, когда об этом просят, а еще обретает по-настоящему крепкую дружбу.
Главные герои сталкиваются с трудностями, но каждый из них находит в себе скрытые способности, которые помогают достичь желаемого. Сказка учит детей верить в собственные силы и преодолевать сложности на пути к цели.
История о гадком утёнке помогает понять, что внешность и мнение окружающих не определяют истинную ценность личности. А ещё нужно быть терпимыми к себе и эмпатичными к другим, ведь своими поступками мы можем задеть чужие чувства.
Сказка демонстрирует, что жадность может привести к потере всего. Ребёнок учится быть благодарным людям, которые желают ему добра.
Ценить внутренние качества людей — такой урок преподаёт сказка о Карлике Носе. Главный герой добр и трудолюбив, что в итоге помогает ему преодолеть сложности.
Можно воспользоваться и мультфильмами. В современных мультиках часто говорят о чувствах и психологии. Например, в «Головоломке» или в некоторых сериях «Смешариков» и «Трёх котов».
Если вы хотите использовать сказки для дополнительного образования, развития ребёнка, профилактики и лёгкой коррекции поведения, можно не обращаться за помощью
Многое зависит от запроса. Традиционно в сказкотерапии используют народные и художественные сказки. Это истории с уже знакомыми нам сюжетами, написанные детскими авторами или собранные народом. В таких сказках есть понятные выводы и мораль, поэтому, если вы хотите помочь ребёнку разобраться в себе и окружающем мире, это хороший вариант.
Учителя и воспитатели часто рассказывают дидактические сказки. Они помогают лучше усвоить и закрепить материал с помощью ассоциаций. Психотерапевтические сказки специалисты создают специально для работы с конкретными трудностями в поведении или сложными состояниями вроде тревожности. Истории подбираются под запрос клиента.
Когда вы выбираете сказку, обращайте внимание и на возраст ребёнка. Детям 3-4 лет лучше рассказывать сказки о животных — им проще идентифицировать себя с ними. Ребята 5-6 лет уже увлечены человеческими персонажами. Принцы, принцессы, фантазийные герои, инопланетяне подойдут для сказок старших дошкольников.
Сейчас популярны сказки и истории с эмоциональным содержанием. Книги есть почти под любой запрос: о эмоциях, дружбе, адаптации к садику и школе, переезде, разводе родителей и смерти любимого хомяка. Такие истории — хороший способ обсудить сложные темы, не давя на ребёнка.
Учителя и воспитатели часто рассказывают дидактические сказки. Они помогают лучше усвоить и закрепить материал с помощью ассоциаций. Психотерапевтические сказки специалисты создают специально для работы с конкретными трудностями в поведении или сложными состояниями вроде тревожности. Истории подбираются под запрос клиента.
Когда вы выбираете сказку, обращайте внимание и на возраст ребёнка. Детям 3-4 лет лучше рассказывать сказки о животных — им проще идентифицировать себя с ними. Ребята 5-6 лет уже увлечены человеческими персонажами. Принцы, принцессы, фантазийные герои, инопланетяне подойдут для сказок старших дошкольников.
Сейчас популярны сказки и истории с эмоциональным содержанием. Книги есть почти под любой запрос: о эмоциях, дружбе, адаптации к садику и школе, переезде, разводе родителей и смерти любимого хомяка. Такие истории — хороший способ обсудить сложные темы, не давя на ребёнка.
Когда вы выбираете сказку, обращайте внимание и на возраст ребёнка
Эффективность терапии определяет специалист, но родитель может отследить прогресс по следующим критериям:
- Достижение целей. Например, ребёнок был тревожным, а после сказкотерапии стал более эмоционально стабильным.
- Устойчивость изменений. Прогресс сохраняется без постоянной поддержки психолога.
- Освоение саморегуляции. Ребёнок научился справляться со своими эмоциями самостоятельно и может применять те стратегии, которым его научила терапия.
- Родительская поддержка изменений. Взрослые понимают, как поддерживать ребёнка после терапии. Они готовы справляться с трудностями ребёнка сами, не полагаясь на психолога.
Существуют и дополнительные признаки:
- Социальная адаптация. Ребёнку проще общаться с окружающими, возможно улучшились отношения с одноклассниками, друзьями или семьёй.
- Наличие плана на будущее. Психолог и родители вместе разработали план действий на случай, если проблемы возникнут снова. Ребёнок и родители понимают, как реагировать на возможные трудности, и знают, что можно обратиться за помощью, если это будет необходимо.