Меню

Образование

Мотивация у ребёнка. Как её тренировать?

Мотивация у ребёнка. Как её тренировать?
Все родители хотят, чтобы их дети росли смелыми, уверенными, нашли себя в жизни и были счастливы. Огромную роль в таком положительном сценарии играет мотивация — сила, которая побуждает человека к действию и помогает преодолевать трудности на пути к цели или мечте. В чём глубинный смысл мотивации и как её развить, расскажет эксперт по воспитанию детей, наставник, отец двоих мальчишек Александр Иванов.
AD
AD

Эмоциональные и ментальные зацепки

Часто к проблеме мотивации подходят поверхностно, воспринимая её как некую волшебную кнопку, на которую стоит только нажать — и всё заработает по-новому. Такой подход можно наблюдать в компаниях, когда сотрудников пытаются мотивировать деньгами, но через какое-то время выясняется, что этой суммы уже недостаточно для выполнения задач. И тогда снова требуются новые стимулы.
Такие приёмы относятся к внешней мотивации. Часто именно её используют многие родители в воспитании детей. Например, когда стараются зацепить ребёнка тем, что хочет его эмоциональная сфера. Сделаешь задание — получишь поощрение (отдых, развлечение, компьютерную игру и так далее). Мотивация эмоций — это короткие яркие вспышки: быстро загораются и так же быстро гаснут. В таком случае срабатывают чисто гормоны.

К другой крайности внешней мотивации, относится и построение некой ментальной линии. Например, «если будешь хорошо учиться, сможешь многого достигнуть». Холодная трезвая логика, железный расчет, воля и «надо».

Увы, когда мы формируем мотивацию чисто из рациональных убеждений, без опоры на глубинный внутренний интерес ребёнка, на его «живой огонёк», когда грузим его тонной занятий, репетиторами, кружками, то в итоге можем получить мёртвый дом. Всё есть, стены-комнаты есть. Только ни тепла, ни радости, ни мечты.

Взращивать мотивацию современных детей только на рационализме, товарно-денежном «ты мне, я тебе» или эмоциональной накрутке — тупиковый путь. Реальность такова, что к 10–12 годам из-за большой нагрузки школы, социума, внедряемых деструктивных идей, подростки испытывают тотальный голод жизненных сил и превращаются в маленьких старичков, которые уже ничего не могут и не хотят. Либо же они желают только что-то узконаправленное, где ещё сохранился интерес, где теплится хоть какой-то огонёк. Обычно это не из области учёбы или чего-то созидательного, а собственный маленький мирок, в котором ребёнку комфортно, только бы его никто не трогал. В лучшем случае это спорт или кружок, в худшем — компьютерная игра.

Что же тогда является настоящей мотивацией?

Это работа не в области эмоциональных зацепок или ментальных схем, а в области чувств. Ребёнку важно научиться что-то по-настоящему любить и ценить. Именно это рождает истинную мотивацию. Её можно сравнить с внутренним костром, который постепенно разгорается, даёт силы развиваться и преодолевать трудности. Родителям необходимо научить детей глубоко и мощно чувствовать и действовать в канве своих чувств, а не в парадигме «надо — не надо», «заставили — не заставили».

С одной стороны, взрослые сталкиваются с жёсткими требованиями социума, с другой — имеют израсходованный потенциал сил и жизненного ресурса ребёнка.

Сложность в том, что придётся расставить приоритеты и заново перезагружать систему, вместе учиться чувствовать вкус труда, творчества и созидания. Вкус жизни. Раздувать потухшие угли внутреннего костра ребёнка. Создавать историю успеха в той области, где проявляются его таланты и способности.

Иногда мы видим, что в сыне или дочке есть внутренний потенциал, но всё остальное густо заросло программами лени, сопротивления, нежелания, агрессии. Это конкретные идеи, которые развились и напитались за счёт запаса жизненных сил. Начинаем с разбора завалов, замещаем деструктивные процессы созидательными.
AD
AD

Разжигаем внутренний костёр

Чтобы помочь ребёнку взрастить внутреннюю мотивацию и вернуть жизненные силы, родителям важно самим обладать ресурсом. Например, вы любите ловить рыбу, играть в настольные игры, читать или слушать музыку. Через собственный сердечный процесс, в котором вы черпаете энергию, можно восстанавливать детей. Подключайте их к вашей деятельности! Но если вы сами заморожены, не увлечены, без энергии, то детей не мотивировать. Нужен положительный пример взрослого, иначе чем вам с ними делиться?

Если у ребёнка на ваше увлечение возникает сопротивление, отношения зашли в тупик, в этом случае единственное решение — нырять в его процесс. Когда есть хотя бы что-то, что ему интересно. Придётся к этому присоединяться, и на уровне ребёнка исследовать, поддерживать, развивать его внутренний огонёк, выстраивать вашу сердечную связь. Тогда он начнёт чувствовать, что вам не всё равно, что вы не вечно недовольный взрослый, а любящий родитель.

Важно понимать, что мотивация нарастает постепенно. Это некий внутренний ресурс, который слишком большой нагрузкой можно убить. Поэтому, когда мы работаем над восстановлением внутренних сил ребёнка, во-первых, важно исходить из его интереса, во-вторых, не закидывать разгорающийся огонёк большими поленьями сверхзадач.

Был случай с женщиной, которая переживала, что её сын вместо школы и занятий живописью увлёкся граффити. Помните, процесс любого увлечения — благо. Не осуждайте, а постарайтесь проникнуться!
Мотивация растёт только в связке. Если вы вместе с ребёнком пытаетесь сложить общий костёр мотивации семьи, вы работаете на вашу среду, которая будет наполнена определенным звучанием и состоянием. И это станет подпиткой для каждого.

Какая идея стоит за интересом ребёнка?

Мотивация — это взаимодействие между идеей и тем ресурсом, который есть у человека. Чем глубже идея, тем сильнее мотивация. Необходимо с раннего детства наполнять ребенка созидательными смыслами, идеями любви, дружбы, помощи, взаимовыручки, готовности бороться и преодолевать трудности. И через призму этих понятий рассматривать любую деятельность. Это фундамент.

Цель — развить в ребёнке качества, которые помогут сформировать правильное отношение к делу.

Можно мыть посуду из состояния «заставили», а можно из ощущения радости, осознания, что помогаешь, наводишь чистоту и порядок в доме. Взрослым важно и в себе, и в детях развивать положительные смыслы и замещать ими деструктивные идеи. Это будет ресурсом для настоящей мощной мотивации.

Если мы хотим некой успешности для нашего ребёнка, то нужны конкретные элементы в его внутреннем реакторе: умение увлекаться, задавать вопросы, упорство, смелость, сила воли, уверенность, самозабвенность. Когда родители смотрят на мотивацию, как на процесс взращивания определенных качеств, они начинают действовать правильно. Тогда мы отслеживаем тонкие моменты. Для нас становится важным не факт пятёрки по математике, а вопрос, смог ли ребёнок заинтересоваться этим предметом, почувствовать интерес и лёгкость при решении задач? И тогда эту историю успеха можно переносить на другие сферы и масштабировать.

Цель — тренировать психику детей, чтобы они могли испытывать не сопротивление и желание жёстко отстаивать своё пространство, а научились увлекаться, загораться, погружаться в процесс, трудиться.

Важно раскручивать созидательные внутренние процессы. В любом деле, которым занимается ребёнок, учитесь видеть корневые идеи, разбирайтесь, что стоит за увлечением. Секция по футболу — она про что? Про доминирование одной личности или про дружбу, команду, взаимовыручку? Отслеживайте эти посылы, потому что они являются пусковыми механизмами развития будущей личности.

Способность гореть является основополагающей для жизни. Успеха добиваются не самые талантливые и умные, а зачастую увлеченные своей мечтой, упорные, дисциплинированные, готовые работать и собираться в команду, замахиваться на большой результат. Это не означает отказ от образования, это скорее про расстановку приоритетов, закладку нужных качеств и воспитание внутренней мотивации. Родителям важно помочь ребёнку разжечь его внутренний костёр и наполнить созидательным смыслом. Эта база позволит найти себя в жизни и справляться с периодами потери мотивации.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325