Примерно с двух с половиной до трёх с половиной лет в жизни маленького человечка наступает очень важный этап: начинается становление личности, приходит понимание своей «отдельности», формируется понимание себя и закладывается будущий эмоциональный интеллект.
Обычно возрастной кризис проходит через полгода, поэтому родителям очень важно набраться терпения и отнестись к этому периоду именно как к этапу перед положительными изменениями. Так часто и бывает: родители словно не узнают своего ребенка, терпят его капризы и изменившееся поведение полгода, а потом все проходит — и снова перед ними послушный малыш.
Он вступает в неосознанный внутренний конфликт: с одной стороны, он хочет принимать участие в деятельности со взрослыми, а с другой — он хочет отделиться, проявить самостоятельность.
- упрямство — малыш все время настаивает на своем
- негативизм — отказ выполнять любое требование взрослого
- протест — ребенок бунтует и как будто находится в состоянии войны,
- строптивость — сопротивлением привычным ранее нормам
- своеволие — хочет делать не как говорят, а по-своему
- обесценивание всего того, что было ранее дорого
- деспотизм — все должны делать именно так как он хочет.
Таким образом малыш учится понимать свои границы «Где же я?», через единственно понятный и доступный ему способ — через противостояние со взрослым и через сопротивление.
Категорически не рекомендуется: подавлять, задавливать, настаивать менторски на своём всегда, спорить с малышом до бесконечности. Потому что в этом случае ребёнок решит, что он не значим и не важен, он сам ничего не может. Родители подавят становление его хрупкой личности. И в итоге кризис затянется более чем на полгода.
- Поддержать стремление ребёнка к «отдельности», показать понимание и уважение. Например, по максимуму предоставлять возможность сделать выбор самостоятельно. Но этот выбор должен быть по силам малышу! Это называется «выбор без выбора», то есть, без заведомо проигрышных вариантов. Пример: выбрать из двух шапок ту, которая больше устраивает ребёнка.
- Вовлекать его во взрослую деятельность с учётом его возможностей. Например, поручить вымыть посуду. При этом главная цель родителя — не оценивать качество мытья, а поддерживать ребёнка в проявлении его самостоятельности.
- Поощрять малыша в отдельных зонах его самостоятельности, в которые взрослые ранее вмешивались. Пример: ранее родители собирали пирамидку за малыша, потом вместе с ним, а теперь он может это сделать сам. А родители хвалят за отличный результат.
- Помогать ребёнку справляться с эмоциями. «Сейчас ты разозлился и так топаешь ножками, потому что... Я тебя понимаю, давай позлимся вместе и злость быстро уйдёт. А на ее место придет другая эмоция — давай вместе выберем — какая?»
- Часто раздражение родителей растёт, когда есть ограничение во времени, а ребёнок «копается». Подобных ситуаций лучше избегать, закладывая дополнительное время.
- Попробовать в творческой форме, через игру, переключать внимание ребёнка на те действия, которые желательны взрослому.
- Хвалить и даже восхищаться ребёнком. Ведь его рисунок получился лучше, чем мамин! Авторитет взрослого при этом не пострадает, а личность ребёнка окрепнет.
Адаптируйте эти рекомендации под своего малыша и ваши отношения. А творчество, терпение, осознанная любовь и принятие личности вашего ребёнка станут вашими союзниками.
Фото: свободные интернет-источники
Фото: свободные интернет-источники