ИППП входят в группу так называемых «болезней поведения», то есть риск заражения тем выше, чем ниже уровень ответственности человека за свои решения и поступки. А в случае, если речь о ребенке, осознанное отношение к интимному здоровью формируется именно при участии родителей.
ИППП входят в группу так называемых «болезней поведения»
Разговор об ИППП и ВИЧ может затрагивать несколько аспектов:
- «профилактический» — общее понимание, как и где можно заразиться и какие существуют средства профилактики;
- «работа со стигмой», то есть преодоление социальных предубеждений в отношении людей с ИППП и формирование адекватного восприятия проблемы;
- значение своевременного добровольного тестирования на ВИЧ как формы проявления заботы о своем здоровье.
Каждому из этих вопросов лучше посвятить отдельную беседу. Это позволит глубже исследовать разные аспекты ВИЧ и сосредоточить внимание на конкретной теме.
ВИЧ окружен мифами и стереотипами, которые навешивают ярлыки как на саму болезнь, так и на ее носителей. Поэтому перед беседой с ребенком лучше заранее погрузиться в тему и, возможно, немного «подтянуть» уровень собственных знаний о ВИЧ — неизлечимом, но управляемом диагнозе при условии профилактики, раннего выявления и соблюдения антиретровирусной терапии.
Лучше искать информацию в проверенных источниках: на сайте ВОЗ и специализированном ресурсе Минздрава, в адаптированных научных статьях и медицинских журналах. Не лишним будет и изучить личный опыт людей с ВИЧ: это поможет взглянуть на заболевание под новым углом, через оптику носителя.
Лучше искать информацию в проверенных источниках: на сайте ВОЗ и специализированном ресурсе Минздрава, в адаптированных научных статьях и медицинских журналах. Не лишним будет и изучить личный опыт людей с ВИЧ: это поможет взглянуть на заболевание под новым углом, через оптику носителя.
ВИЧ окружен мифами и стереотипами, которые навешивают ярлыки как на саму болезнь
Если у вас несколько детей, поговорить лучше с каждым наедине. Во-первых, тема инфицирования достаточно интимная и деликатная, и важно, чтобы при разговоре дети не чувствовали себя неловко. Во-вторых, для каждого возраста подойдет определенная подача информации. С дошкольниками можно обсудить общие вопросы гигиенического поведения: почему не стоит трогать колющие и режущие предметы, что делать и к кому обратиться, если поранишься.
Младшим школьникам до 10 лет стоит рассказать о том, что такое вирусы и как они влияют на иммунную систему человека. Можно использовать метафоры и доступные образы — например, подводной лодки, куда не должна просочиться ни капля воды. Если вода все же попадет на борт, ее «защитная система» будет нарушена, и возникнет необходимость поддерживать ее, не давая утонуть.
В разговор с детьми 11–13 лет можно добавить немного медицинской лексики. Если ребенок что-то не поймёт, то пойдет искать уточнения в интернете, где наверняка столкнется с предубеждениями и фейками о ВИЧ. Поэтому лучше подавать материал в доступной форме, по возможности отвечать на вопросы, а при сомнениях — вместе искать данные на медицинских ресурсах.
Подросткам стоит рассказать о ВИЧ в контексте отношений с противоположным полом. Будет здорово, если эта тема органично дополнит общее половое просвещение ребенка. Однако делать акцент на ВИЧ в попытке ограничить его сексуальную активность не стоит.
Младшим школьникам до 10 лет стоит рассказать о том, что такое вирусы и как они влияют на иммунную систему человека. Можно использовать метафоры и доступные образы — например, подводной лодки, куда не должна просочиться ни капля воды. Если вода все же попадет на борт, ее «защитная система» будет нарушена, и возникнет необходимость поддерживать ее, не давая утонуть.
В разговор с детьми 11–13 лет можно добавить немного медицинской лексики. Если ребенок что-то не поймёт, то пойдет искать уточнения в интернете, где наверняка столкнется с предубеждениями и фейками о ВИЧ. Поэтому лучше подавать материал в доступной форме, по возможности отвечать на вопросы, а при сомнениях — вместе искать данные на медицинских ресурсах.
Подросткам стоит рассказать о ВИЧ в контексте отношений с противоположным полом. Будет здорово, если эта тема органично дополнит общее половое просвещение ребенка. Однако делать акцент на ВИЧ в попытке ограничить его сексуальную активность не стоит.
Если у вас несколько детей, поговорить лучше с каждым наедине
Любые мнения и предложения, высказанные в ходе беседы, должны носить рекомендательный характер, а не запугивать. Важно не учить, не давить, а именно разговаривать: уточнять, о чем подростку уже известно, а что стоит осветить подробнее, не смущаться и не скатываться к фразам «тебе пока рано об этом знать». Рано в этом случае точно лучше, чем слишком поздно.
Чтобы поддержать подростков и их родителей, Российский Красный Крест запустил социальный проект, где рассматривает темы ответственного отношения к репродуктивному здоровью и методы профилактики ВИЧ-инфекции (в том числе с использованием средств барьерной контрацепции), основные мифы и стереотипы о ВИЧ. В рамках инициативы около тысячи учащихся старших классов, студентов колледжей и родителей по желанию смогут очно посетить образовательные мероприятия.
Однако впервые тема ВИЧ должна затрагиваться именно в семье — в ходе открытого, доверительного диалога между родителями и детьми. Если вы сомневаетесь в своей компетентности, чувствуете неуверенность или ищите поддержки, можно также обратиться за помощью к семейному психологу. Главное — не оставлять эту тему без внимания, регулярно перенося неудобный, но очень важный разговор на абстрактное «потом».
Фото: свободные интернет-источники
Однако впервые тема ВИЧ должна затрагиваться именно в семье — в ходе открытого, доверительного диалога между родителями и детьми. Если вы сомневаетесь в своей компетентности, чувствуете неуверенность или ищите поддержки, можно также обратиться за помощью к семейному психологу. Главное — не оставлять эту тему без внимания, регулярно перенося неудобный, но очень важный разговор на абстрактное «потом».
Фото: свободные интернет-источники