Задержкой речевого развития и коррекций занимаются неврологи, нейропсихологи, логопеды-дефектологи. Считается, что даже если малыш развивается в рамках возраста, еще до приема в детский сад нужно посетить логопеда. Это может быть простой формальностью — маму просто заверят, что всё в порядке. Или в случае необходимости предложат варианты коррекции. Когда проблемы очевидны, понадобятся регулярные занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом или сад с логопедической группой.
Развитие речи в норме, если:
- малыш в несколько месяцев гулит, протяжно произносит гласные звуки, употребляет простые слоги;
- до года в общении у него много жестов и звукоподражания;
- ближе к двум годам формируется фразовая речь, хотя пока не очень внятная;
- ближе к 3 годам формируется активная речь и ребенок способен сказать: «Мы едем в гости к бабушке на блины».
Кроме медицинских факторов — трудных родов или течения беременности, каких-то серьезных заболеваний, есть несколько причин, когда можно самостоятельно определить: с речью явно что-то не так.
Как правило, такие дети любят мягкую пищу, нередко роняют ее изо рта, у них повышенное слюноотделение и невнятная речь. В этом случае мышцы укрепляются специальной логопедической гимнастикой, и специалист подберет упражнения, которые обязательно приведут к положительным результатам. Дома можно играть на детской дудочке, пить из соломинки, имитировать различные звуки, подражая животным, птицам.
Определить это нетрудно: малыш не будет понимать сложных фраз. Родителям важно акцентировать внимание на любом звуке или слове, много читать вслух, повторять просьбы несколько раз. И, конечно, развивать вместе с логопедом фонематический слух и другие необходимые навыки.
Чем раньше это будет диагностировано, тем лучше. К примеру, у 4-месячного малыша должна быть ответная реакция на голос и жесты близких. Тревожный сигнал: ребенок не поворачивает голову, если слышит знакомые звуки или голос. Если упустить время, задержка речевого развития приведет к более серьезным последствиям — нарушению коммуникативных навыков и сложностям в обучении.
Когда еще нужен логопед?
- если ребенку непросто обобщать слова;
- он заменяет звуки, неверно строит предложения.
Как правило, если ребенок растет в любви, заботе и с ним много общаются, то проблемы с речью встречаются реже. С малышом важно много говорить и помогать ему выражать свои мысли. Примерно до трех лет дети особо чувствительны и какое-то негативное событие, стресс, может спровоцировать расстройство нервной системы и, как следствие, проблемы с речью.
Важно развивать мелкую моторику предметами различной фактуры, играть в мяч, просить озвучивать свои мысли и желания, а не общаться жестами. Не забывать о том, что чем раньше начнется наращивание пассивного и активного словаря, тем проще ребенку будет в будущем. К 6 годам правильная и развитая речь — один из главных и важных показателей готовности к учебе.
Фото: свободные интернет-источники
Важно развивать мелкую моторику предметами различной фактуры, играть в мяч, просить озвучивать свои мысли и желания, а не общаться жестами. Не забывать о том, что чем раньше начнется наращивание пассивного и активного словаря, тем проще ребенку будет в будущем. К 6 годам правильная и развитая речь — один из главных и важных показателей готовности к учебе.
Фото: свободные интернет-источники