Меню

Точка опоры

«Отличный учитель и без техники проведет такой урок, что даже стены будут слушать!» Самый популярный учитель истории в Инстаграме Надежда Доронина — о школе, учениках и истории без политики

«Отличный учитель и без техники проведет такой урок, что даже стены будут слушать!» Самый популярный учитель истории в Инстаграме Надежда Доронина — о школе, учениках и истории без политики
Надежда Николаевна Доронина преподает историю, обществознание, экономику и право в обычной школе города Сызрань. Но простым учителем ее сложно назвать. Несколько лет назад Надежда Николаевна завела свой блог в Инстаграме. Благодаря ее трудам историю полюбили не только ученики, но и тысячи людей по всей России, которые подписаны на харизматичного историка и с упоением читают каждый пост педагога. В День знаний мы решили побеседовать с Надеждой Дорониной и узнать, как сегодня преподносить переменчивую историю, стоит ли дружить с учениками и как оставаться авторитетом для поколения, у которого этих авторитетов нет.
— Надежда Николаевна, с праздником вас! Признаюсь, вы учитель, которого хочется и слушать, и читать. Наверняка дети в школе тоже любят ваши уроки?

— Надо спрашивать у детей, но, судя по тому что многие поступают на исторический факультет и идут по моим стопам, то да, историю я умею «готовить».

— История — самый спорный предмет школьной программы. На ваш взгляд, как сейчас нужно преподавать ее детям? Как учителю оставаться объективным?

— История — самый политичный предмет. Каждая новая власть переписывает что-то под себя, меняет трактовки и формулировки. За мои 23 года в школе сменилось несколько учебников истории. В последнее время информация в учебниках более-менее объективная, с разными оценками и мнениями. Это дает возможность детям самим сформулировать свою точку зрения.
— Как заинтересовать детей «делами давно минувших дней», если мир стал другим, ничего из прежних реалий неясно?

— Я считаю, если учителю самому интересно то, что он преподает, то и дети загораются. Редко какой ученик приходит в класс с безусловной любовью к истории. Многим вообще история кажется страшным набором дат и лиц.

Заинтересовать детей на самом деле несложно, история — предмет очень захватывающий, важно дать понимание причин и следствий в истории. Чтобы они понимали, что ничего не происходит само собой. Что история — это клубок событий и чьих-то решений.
— Родители массово жалуются, что детям ничего не интересно, кроме телефонов. Как вы считаете, это норма новой жизни или есть способ увлечь детей реальными событиями?

— Родители действительно сравнивают свои школьные дни и уроки своих детей. Им кажется, что «вот мы-то точно учили лучше, чем дети».

На самом деле школа тоже подстраивается под изменения в жизни, но вы же понимаете, что можно набить кабинет самой современной техникой, но если учитель «не горит», то и не ждите искру интереса у учеников. С другой стороны, отличный учитель и без техники способен провести такой урок, что даже стены будут слушать! В начале было слово :)
— Отношения учителя и ученика претерпевают в наши дни огромные изменения. Раньше это был детский взгляд снизу вверх на авторитет и возраст, сейчас все не так. Ученики не хотят уважать просто за возраст или статус. Как балансировать в таких отношениях, должны ли ученики и учителя быть друзьями или это иной формат сотрудничества?

— Отношение ученика к учителю во многом закладывается в семье. Если дома педагога обсуждают, высмеивают, то и в школе ученик может позволить себе хамство в отношении педагога, ведь он внутренне чувствует поддержку со стороны родителей.

Недавно на моих глазах одна мама четко сказала сыну: «Встань, когда с тобой разговаривают взрослые!» Мама не рявкнула, а именно вежливо указала при учителях свою позицию. Учитель не может быть другом в прямом понимании этого слова, я бы не использовала такую формулировку.

Дружба подразумевает панибратство и легкие отношения. В педагогике уже создана новая форма отношений — это тьюторство, то есть учитель выступает в роли наставника, соратника, сопровождающего в учении.
— Учитель в социальных сетях продолжает быть учителем или это личная жизнь, и там он может петь, плясать, ходить в купальнике как обычный нормальный человек? Ученики читают ваш Инстаграм?

— Ученики и родители читают мой Инстаграм, пишут мне и участвуют в опросах и т.д. Я вообще недавно поймала себя на мысли, что я продолжаю вести уроки, но только в Инстаграм :)

Видимо, учителя из учителя сложно убрать. Только раньше меня слушали 30 учеников в классе, а сейчас слушает гораздо больше.

По поводу социальных сетей — это выбор каждого. Купальники и танцы не являются показателем профессиональности педагога. Можно сколько угодно ратовать за равенство, права и так далее, но не надо забывать про здравый смысл и то, что любая профессия, любой статус накладывает долю социальной ответственности.
— Сегодня вы снова окунетесь в привычные будни. Говорят, что педагоги устают из года в год передавать одну и ту же информацию школьникам. Не боитесь профессионального выгорания?

— Конечно, устают, мы нормальные люди. Но, я почему-то ни разу за 23 года не устала рассказывать историю детям :) Это же каждый раз новые лица, горящие глаза, десятки вопросов! Работа с детьми в школе — это самое интересное, ради этого, собственно, мы все и пришли в школу.

— Любите получать цветы на 1 сентября?

— Нет. Я против 25 букетов на 1 сентября, День учителя и 8 Марта. Во-первых, жалко эти несчастные цветы. Во-вторых, я преподаю финансовую грамотность и учу детей уважать финансы, и они ответят тем же. Я понимаю, что это традиция, но можно обойтись и одним букетом от класса.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325