Меню

Точка опоры

Юрий Алексеев: «Эмоции — они остаются! И человеку хочется вернуться»

Юрий Алексеев: «Эмоции — они остаются! И человеку хочется вернуться»
После революции в России банных дворцов не строили. Но два года назад в Подольске группа энтузиастов возвела монументальное здание с роскошным интерьером. Новые бани на равных соперничают с легендарными Сандунами и уж точно стали самым обсуждаемым проектом отрасли. Ева.Ру пообщалась с отцами-основателями Бань Алексеева — бизнесменом Юрием Алексеевым и художниками Константином Зубрилиным и Николаем Сидоровым.
Здесь все с высшим образованием. У нас — медицинское (с фотографом), у вас — военное, у вас —художественное. Так что предлагаю открыть Ученый совет! Как пришла светлая идея, построить баню?

Алексеев:
Меня об этом спрашивают постоянно. Я помню, что часто с малых лет ходил с отцом в баню. Постепенно баня для меня стала активной составляющей частью жизни. Поскольку люблю их, то за многие годы удалось посетить большое количество бань разного калибра, не только в России, но и за ее пределами.

Вы фанат бани. В итоге построили не просто баню, а банный дворец. Много бань видел, но они гораздо скромнее!

Алексеев:
В бане люди не только парятся, но и встречаются с друзьями, деловыми партнерами. Поэтому баня должна быть не только чистой и удобной, но и местом для получения эстетического наслаждения. В ней должно быть все необычное! От начала до конца. Спроектировать баню оказалось не так просто. Множество проектных предложений было отправлено в корзину, пока не вспомнилась поговорка: «Надо плясать от печки». Тогда мы сначала с архитекторами определили место для печи, к ней пририсовали парную, потом мыльную, потом все прочее. Все помещения были спроектированы с точки зрения технологии, но дальше встал вопрос об интерьере. И тут мы остановились.
Парная первого мужского разряда, Бани Алексеева
Парная первого мужского разряда, Бани Алексеева
На том этапе художники еще не подключились?

Зубрилин:
Нет. Есть такая проблема, у нас архитекторы мало думают об интерьере.

Это называется «междисциплинарное взаимодействие»!

Алексеев:
С появлением художников проект сразу претерпел существенные изменения. Но парную я трогать не дал!

Зубрилин:
Но все остальное пришлось двигать. Потому что когда появляется идея, когда она созревает, когда появляется образ… А образ — это высшее достижение любого вида искусства! Актер, например, когда играет талантливо, это может быть кому-то интересно, кому-то нет. А когда появляется образ, некое обобщение, тогда появляется интерес уже общий! И здесь то же самое. В архитектуре, в интерьерах, образ – основа основ. К общей идее проще подбирать детали, есть понимание что и куда двигать, чем наполнять, какими материалами пользоваться.

И нам повезло с заказчиком, он оказался на редкость одержимым идеей, настолько верящий в свое дело, настолько его любящий… И мы тоже в упоении этим занялись.
Интерьер первого мужского разряда, Бани Алексеева
Интерьер первого мужского разряда, Бани Алексеева
Группа фанатиков! Абсолютно! В хорошем смысле слова. Это безоценочно! В психиатрии есть такой термин «гипоманиакальное состояние»!

Зубрилин:
Он (ред. — Алексеев) даже маньяк, в хорошем смысле слова! (смеется). Все творческие люди такие, по большому счету! (смеется) Благодаря таким людям что-то происходит в любом виде человеческой деятельности. Движется история. Эволюция человечества двигается такими увлеченными людьми.
И баня — она же не для того только, чтобы прийти помыться, а для того, чтобы отдохнуть!

И телом, и душой!

Зубрилин:
Вообще уникальная ситуация сложилась. В советское и постсоветское время никто не строил такого масштаба общественных бань. Если до революции и была культура постройки таких бань, то к настоящему времени она утрачена. И желание заказчика, и наше сделать что-то особенное и необычное, они слились. Мы пошли непроторенным путем, почти на ощупь. Было понимание неких объемов работы, но какими они в итоге будут, мы не знали.
  Холл, Бани Алексеева
Холл, Бани Алексеева
Вы первопроходцы?

Зубрилин:
Да.

То, что мы видим — это результат командной работы?

Зубрилин:
Абсолютно! Более того, незнакомые люди, собравшиеся для работы над проектом, стали друзьями. Настоящая мужская дружба для меня вот такая.
Константин Зубрилин
Константин Зубрилин
Вас сплотило общее дело.

Зубрилин:
Мы не так долго знакомы, но ощущение такое, что всю жизнь. Неважно, как долго ты общаешься, важно, как ты общаешься. Но бывает, что мы ругаемся.

Это такой формат дискуссии! В результате — банный дворец. А экономия в данном случае уместна?

Часто спрашивают, сколько денег сюда вложено. А если посмотреть на женское отделение, там молдингов одних километр, тридцать тонн плитки. Но можно выбрать дорогую плитку и бестолковую, а можно использовать бюджетную, но подбирать так, что выглядеть будет лучше дорогой.
Интерьер высшего женского разряда, Бани Алексеева
Интерьер высшего женского разряда, Бани Алексеева
Есть же расхожая фраза «дорого-бохато»!

Сидоров:
Это же говорится с такой издевкой! Дорого-богато или красиво-эстетично? Зависит от вкуса и опыта. Между этими двумя понятиями такая большая пропасть!

Зубрилин:
Более того, за одни и те же деньги можно сделать и плохо, и хорошо. И красиво, и некрасиво. Хотя это сейчас размытый критерий.

Сидоров:
Много сейчас и дорого, и абсолютно безвкусно.

Константин, Николай, когда вы обдумывали декор интерьера, на что ориентировались? Мировые аналоги изучали, купальни Будапешта, например? От чего отталкивались?

Зубрилин:
Часть нашей профессии состоит в том, чтобы сначала досконально изучить предмет, который попал в поле твоего интереса. Все чертежи и планы смотрели, в том числе и древнеримских терм, которые уже не сохранились. И на этом всем выросла вдруг идея все объединить. Это не эклектика даже, эклектика, — это когда просто взятые отовсюду элементы как-то скомпилированы. Это переработка той информации, которая была изучена и впитана.
Интерьер Первого мужского разряда, Бани Алексеева
Интерьер Первого мужского разряда, Бани Алексеева
Синтез!

Зубрилин:
Да. И она постепенно из этих «первотерм», от которых мы отталкивались, частично проявилась в помывочной первого этажа: они практически в чистом виде трансформировались в наш интерьер. А дальше синтез, который родил новый образ, вроде бы и знакомый, но его нигде нет. Аналогов не найдешь, потому что здесь очень много уплотнено. Как физики говорят о моменте, когда вся вселенная сожмется до размера кусочка сахара.

В сингулярность!

Сидоров:
И он будет весить невообразимые тонны. Здесь то же самое получается. Синтез сжался настолько, что родил, на наш взгляд, единственно правильное решение. И мы развиваемся «поэтажно». Что сейчас в голове, проходит стадии строительства, но весь образ есть. Это я сейчас пытаюсь сформулировать то, что мы сами для себя не формулировали. Очень плотная работа, и есть ощущение, что мы лет пять работаем над этим.

Алексеев:
Года с 2015 работаем, с 2016 рисовали эскизы. Это уникальный объект. Каждый персонаж на панно, а их около двухсот, индивидуален. Каждый раз захожу и не перестаю удивляться, не надоедает!
Интерьер первого мужского разряда, Бани Алексеева
Интерьер первого мужского разряда, Бани Алексеева
Вот она, сила искусства! Мозгу требуется вариативность. Сейчас просто, включил телевизор или в сеть залез и листай. А раньше требовалось путешествовать. И задача, которую решали деятели культуры, состояла в том, чтобы обеспечить вариативность в статичных образах. Не было кино еще! И они придумали как. Много, много деталей. Все искусство — это работа с нашим мозгом.

Зубрилин:
Как с буфетом, помнишь? Сначала, как попроще, а потом!
Буфет
Буфет
Попроще – безликие китайские небоскребы получаются. А на церковь в Дубровицах посмотришь – ах!

Зубрилин:
Но детали, это часть большого, часть общего.

Фрактальность.

Зубрилин:
Мы когда столкнулись, три незаурядных человека, и процесс пошел. Мозг пытается находить решение. И вот у нас настолько иногда кипели мозги, что принималось такое решение, которое никогда никому в голову не приходило. Как нам представлялось. Что-то необыкновенное рождалось!

Вы увлечены своим делом. Но это распространяется и дальше. На всех посетителей. Красота заразна! Искусство расставляет сети красоты.

Зубрилин:
Это сильная материализация энергии.

Алексеев:
Хотелось сделать, чтобы каждый человек, даже если вокруг еще много других людей, чувствовал себя комфортно.

Главный нарколог страны в интервью сказал, что к психоактивному поведению относятся любовь, спорт, хобби, ну и баня! Но это хорошая зависимость. Человек должен от чего-то зависеть. А стиль интерьеров можно как-то назвать?

Зубрилин:
Новый стиль новоделом не назовешь. Когда это имитация стиля – тогда новодел. А когда новый, это синтез. И приятно, что на втором этаже принципиально другая задача реализована, для женского отделения. То, чем точно ни мы, ни наши предшественники, никто не заморачивался никогда.

Алексеев:
Такого женского разряда, как у нас получился, его нет нигде! Он уникальный. А помните, когда рисовался интерьер, мы думали, какую статую поставить, и в итоге выбрали Амура. И все сложилось!

Сидоров:
Появился этот Амур — появился общий стиль. Здесь даже исторически мы придумали переходный стиль от рококо к классицизму. Вот как бы это выглядело, если бы он существовал. Рококо развивалось параллельно с классицизмом, а перехода между ними не было.
Золотой Амур, помывочная высшего женского разряда, Бани Алексеева
Золотой Амур, помывочная высшего женского разряда, Бани Алексеева
Творчество, это всегда синтез! (смеется) Я когда женское отделение увидел первый раз, то уловил что-то смутно знакомое. Через сутки сообразил – мозгу требуется время, чтобы осмыслить – это же похоже на дворец Марии-Антуанетты, в Версале! Не один в один, конечно, но напоминает! Местами царскосельские мотивы видны…

Зубрилин:
И Кусково напоминает, и Архангельское. Но напрямую не скажешь, что это вот оттуда.

Конечно! Но вот цветовые паттерны какие-то…

Зубрилин:
В этом вся прелесть, никто не придет и не скажет: «О, это же прям оттуда!» Ощущения как при знакомстве, вроде человека первый раз видишь, но что-то в нем неуловимо знакомое. И там еще многого нет. Нет штор. Наполнение интерьеров 18 века, от которых мы отталкивались, играет большую роль. Это часть образа. Шторы на окнах в пол, в проемах задрапированные.

Все виды искусства строятся по одним и тем же законам. И от Станиславского до Витрувия, все говорили об одном, что для художника очень важно выстраивание образа. Когда картинка в голове, которую ты внутренним взором видишь. Вот тогда есть шанс, что она воплотится. И когда ты делаешь в реальности, ты подгоняешь, копируешь оттуда.

Из мозговой модели. Что полководец строит план сражения, что художник.

Зубрилин:
Больше того, кто занимался единоборствами, это очень хорошо знает. Пока ты в голове не прокрутил бой, ты не выиграешь его. Наверное, так во всех видах деятельности.

Когда пишешь, тоже. На уровне ощущений общего стиля и плана. Это даже не текст романа или статьи в голове, а некий их образ.

Зубрилин:
Во всех областях одинаково.
Ресепшн высшего женского разряда, Бани Алексеева
Ресепшн высшего женского разряда, Бани Алексеева
Если текущий проект рассматривать как пилотный. Его будете тиражировать? Не копировать, а саму концепцию продвигать.

Зубрилин:
Невозможно, это штучный проект.

Алексеев:
Нереально. Каждая баня уникальна. Это как театр, музеи, галереи. Они все разные, у каждого свой подход. Не будут же штамповать Третьяковскую галерею. А давайте Лувр еще один сделаем!

Сидоров:
Да, это штучный товар.

Но вы же на этом не остановитесь! На этом комплексе.

Алексеев:
Мы по соседству будем спортивный комплекс строить.

Зубрилин:
А если бы тебе предложили: под брендом Бани Алексеева сделай у нас в Таганроге что-нибудь эдакое?

Алексеев:
Это невозможно. Помимо того чтобы придумать и сделать, нужно чтобы это постоянно работало. Баня требует ежедневного внимания! Это как в квартире, если уехал на неделю, то она уже нежилая какая-то. Нужно подкручивать постоянно!

Мы брали интервью у Светланы Валиуллиной, это главный специалист по детской реабилитации. И она рассказывала, как работала в приемном отделении. И когда там работаешь нерегулярно, то теряется чувство того, что находится «за углом». Вот это хорошее такое определение.

Алексеев:
Вопросов уйма! Как построить, как управлять и как раскрутить. То, что выстраивается в одном городе, для другого может совсем не сработать. Все по-разному, при строительстве масса инфраструктурных моментов, есть газ или нет, как построил, где брать персонал…

Нужно написать книгу «Как я построил Алексеевские бани». Опыт будет полезен.

Зубрилин:
Это как по учебнику научиться играть на скрипке, не научишься!
Николай Сидоров, Владимир Волошин
Николай Сидоров, Владимир Волошин
В любой профессии нужно исследовать опыт других, хотя бы по литературе. Да, по учебнику никто не становится профессионалом, но и без учебника никак.

Алексеев:
Есть определенные нормы и правила, но построить баню — это не только возвести стены. Может сложиться так, что пока ты выходишь на стройку, проект уже становится дорогим и нерентабельным. Хорошо, что многое у нас сложилось: мы умеем строить, городу баня нужна, заинтересованная команда, которая работает как единое целое. И поэтому все получилось. И был опыт, все-таки.

Задание на оформление интерьеров сразу было сформулировано? Стиль, некое видение?

Зубрилин:
Удача, ему (ред. — Алексееву) повезло с нами!

Он как задачу вам поставил?

Зубрилин:
Никак.

Не понимаю! Что-то же сказал!

Зубрилин:
Творите! Задача формулировалась, что это должно быть необычно, красиво и функционально. И мы привыкли, что главный постулат, сформулированный еще в античности Витрувием: «Прочность. Польза. Красота». Он говорил это об античной архитектуре, которая до сих пор по тем же правилам и строится, ничего не поменялось.
Юрий Алексеев
Юрий Алексеев
Это хорошо понимаешь, когда заходишь в римский Пантеон!

Зубрилин:
Мы и шли по этому пути. Прочность, польза, красота. Только красота у нас стояла на первом все-таки месте.

Сидоров:
Ну и о практичности мы не забывали, постоянно что-то согласовывали. Отталкиваясь от античности, проходишь и через Рафаэля, но все равно рождается свой стиль. Это напоминает и лоджии Рафаэля в Ватикане, и дворцовые росписи Нойшвайштайна.

Почему в росписи выбраны античные мифологические сюжеты?

Сидоров:
Античность явилась колыбелью всех европейских искусств. Не берем, конечно, Индию, Африку, Китай… А вот Европа, к которой и мы относимся, это ее колыбель. И основы архитектуры, заложенные Витрувием, и скульптура, высочайших высот достигнувшая в Греции. В эпоху Возрождения все откопали и восхитились.
Интерьер первого мужского разряда, Бани Алексеева
Интерьер первого мужского разряда, Бани Алексеева
Ангелы вот эти, женского пола. Я таких много видел на кладбище Стальено в Генуе.

Зубрилин:
Светильники? Это лары, хранители домашнего очага.

Не совсем типичные лары…

Зубрилин:
Были лары, пенаты.

Алексеев:
По количеству лар можно понять, под какой серьезной защитой находится эта баня!

Сидоров:
Они и выстраивались в нашей концепции, как армия. Как у Пушкина, тридцать витязей прекрасных! Это витязи наших терм!

Алексеев:
Баню невозможно закончить. Холл второго этажа кажется законченным. А на самом деле здесь тумбы будут справа и слева, зеркала во всю стену, верх расписан, шторы, мозаика на полу. И это так гармонично смотрится!
Три грации, копия скульптуры Антонио Канова, Холл второго этажа
Три грации, копия скульптуры Антонио Канова, Холл второго этажа
Мы мужской разряд два года уже доделываем, и он будет еще доделываться! Сегодня новые картины в холле ожидания повесили.

Предела совершенству нет! Помереть спокойно не дадут! (смеется)

Зубрилин:
Скульптура Сидящей Афродиты из настоящего каррарского мрамора. С этим мрамором любил работать Микеланджело. Но карьер давно исчерпался, и с 19 века каррарский мрамор для произведений искусства не поставляется. Мы случайно его нашли на каменно-обрабатывающем комбинате на Бабушкинской в Москве. Мы искали для этой скульптуры подходящий блок и перебрали много мрамора, и все не подходило. И совершенно случайно на территории нашли вросший в землю кусок нужный, в который вписали вот эту скульптуру. Просто чудо! Это тот самый мрамор, из которого Микеланджело сделал своего Давида.
Скульптура «Сидящей Афродиты», холл высшего женского разряда
Скульптура «Сидящей Афродиты», холл высшего женского разряда
Давид — символ Флоренции. У Подольска будет Сидящая Афродита! Об этом надо рассказывать! Потому что когда просто приходишь и видишь, то непонятно, какой за этим стоит огромный труд. Да и просто красиво. А почему красиво? А попробуй повтори такое!

Алексеев:
Да, человек и заходит, и выходит — и ничего не понимает. Но эмоции, с которыми он отсюда уходит, остаются! Он их понимает. И человеку хочется вернуться.

Зубрилин:
Вот эти канделябры, амурчики были заказаны на Ногинском литейном заводе. Искали именно таких, которые по ощущениям должны были напоминать и Версаль, и Кусково, и Архангельское. И самое приятное ощущение от интерьеров конца восемнадцатого века. Это, пожалуй, единственные конкретные элементы той эпохи.
Александр Полунин, Николай Сидоров, Юрий Алексеев, Константин Зубрилин
Александр Полунин, Николай Сидоров, Юрий Алексеев, Константин Зубрилин
Гобеленчик в туалете прекрасно смотрится! Сюда нужно знакомых французов привести, а то они только в Сандунах были. Пусть восхищаются!

Зубрилин:
Неожиданно, гобелен в туалете, но это такая выразительная деталь. Картины еще будут. Из бани тоже можно сделать произведение искусства!

Да из всего! От людей зависит! Наших людей если вовремя не остановить, то мы и до Марса доберемся!
Юрий Владимирович Алексеев — заслуженный строитель Московской области, окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище, работал в строительной сфере. Депутат Совета депутатов городского округа Подольск.

Константин Владимирович Зубрилин — заслуженный художник России, член-корреспондент российской академии художеств, профессор, декан факультета скульптуры российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Автор памятников в Москве, автор множества общественных и частных интерьеров, лауреат премии ТЭФИ как лучший художник-постановщик.

Николай Павлович Сидоров — заслуженный художник России, действительный член российской академии художеств, профессор, проректор российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Автор памятников в Москве, автор множества общественных и частных интерьеров.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325