Меню

Точка опоры

Готовимся к публичному выступлению: 10 лайфхаков успешных спикеров

Готовимся к публичному выступлению: 10 лайфхаков успешных спикеров
Многим кажется, что при подготовке к выступлению главное — написать красивую речь и аккуратно разгладить каждую складочку своего наряда. Но достаточно ли этого, чтобы впечатлить аудиторию? Как к публичным выступлениям готовятся профессиональные спикеры, рассказала медиакоуч, тренер по эффективной коммуникации Ольга Гиверская.
Ольга Гиверская — медиакоуч, автор и ведущая тренингов.

Когда хочется быть услышанным

Публичное выступление — это шанс заявить о себе, поделиться знаниями, ценностями или взглядом на жизнь. Это возможность быть услышанным и донести до аудитории то, что для вас важно. И здесь имеет значение не только каждое слово, но и все паузы должны быть наделены смыслом.

Над этими вербальными и невербальными посылами нужно работать: сначала их создавать, а потом тренироваться транслировать в мир так, как вы задумали. И каким бы не было ваше выступление: обучающим или мотивационным, главное — сделать его интересным и захватывающим. А в этом решающую роль играет подготовка.

Сначала задаем себе вопросы

У любого выступления должно быть три
У любого выступления должно быть три
Самая распространенная ошибка начинающих спикеров — это непонимание цели своего выступления. На вопрос «зачем вы идете на сцену?», они отвечают: «зачитать доклад», «рассказать о новых тенденциях» или «поделиться кейсами».

Но на самом деле целью выступления должна быть ключевая мысль, которую хочется донести. Поэтому, прежде чем начинать подготовку, нужно понять и четко определить: какая все-таки цель у выступления? Спросите себя: «Ради чего бОльшего я выхожу к аудитории?» Вместе с ответом найдете смысл.

Также еще на этапе подготовки важно проанализировать, кто та аудитория, перед которой вы будете выступать? Что она хочет услышать и что для нее будет полезным?

Используем лайфхаки успешных спикеров

Заглянем немного дальше, чем за кулисы, и узнаем, как профессионалы готовятся к выступлениям.
Основная мысль, которую нужно запомнить: они готовятся. Всегда.

1. Делим на три

У любого выступления должно быть три части: вступление, основная часть и заключение. Все, как в школьном сочинении. На основную часть приходится 60% времени. На вступление и заключение — 40%.

Работая над основной частью, нужно выделить три ключевые мысли. Этого достаточно, чтобы раскрыть тему. Из этих трех мыслей одна должна быть основной. После следует записать тезисно все, о чем планируется рассказать.

2. Свой среди своих

Еще на этапе подготовки важно найти точки соприкосновения с аудиторией. Это залог успеха выступления. Задайте себе вопрос: «Что вас объединяет со слушателями?». Профессиональные интересы, общие знакомые или, в конце концов, отношение к погоде. Важно «породниться» с аудиторией и стать немножко «своим».
Основная мысль, которую нужно запомнить: они готовятся. Всегда.
Основная мысль, которую нужно запомнить: они готовятся. Всегда.

3. Одно выступление — одна ключевая мысль

Не стоит пытаться уместить в 30 минутное выступление весь свой опыт, накопленный годами. Не вываливайте на аудиторию вагон знаний во всех сферах. Они погрязнут, потеряют нить и не запомнят вообще ничего. Ваша задача — донести конкретную мысль или передать конкретный навык.

4. Зеркало вам в помощь

Отрепетируйте свое выступление минимум три раза. Не рекомендую зубрить, но советую проговаривать вслух. Так наш мозг запоминает речевые конструкции. Лучше тренироваться перед зеркалом, чтобы видеть свои глаза и отслеживать, что происходит с жестикуляцией и артикуляцией.

5. Красиво говоришь

Нет ничего лучше, чем внятная и понятная речь. А речь для спикера – это его имидж. Чтобы во рту не было «каши», читайте книги вслух, зажав между зубов карандаш или винную пробку. Работая с пробкой, следите, чтобы кончик языка обязательно в нее упирался.

Уже через пару тренировок вы заметите, что говорить станет легче, а речь будет отчетливее. Рекомендую с этим лайфхаком совмещать репетицию выступления.

6. Теперь вы везде спикер

Используйте все возможности для выступления. В начале пути ваша задача — разговориться, что возможно только при регулярной практике. Выступайте перед домашними, в кругу друзей, организовывайте совместные эфиры в соцсетях, принимайте участие в бизнес-завтраках. Даже если вы пока не приглашенный спикер, находите возможность заявлять о себе. Например, задайте вопрос выступающему. И это будет уже небольшое публичное выступление.

7. Подготовленная самопрезентация

У каждого успешного спикера есть заготовленная и отрепетированная самопрезентация, в которой он коротко, но емко рассказывает о себе. Ее основная задача — дать ответы на три вопроса: Кто вы? Для чего? Почему именно вы? Проработайте свою самопрезентацию и представляйтесь красиво.

8. Только правду и ничего кроме правды

Говорите только то, в чем вы уверены. Аудитория хорошо чувствует фальшь. Не используйте чужие истории и кейсы. Заготовьте несколько случаев из вашей жизни, которыми будет уместно поделиться. И не забудьте, что любая история, даже самая маленькая, тоже строится по канонам публичного выступления.

9. Красиво уходим

Обязательно продумайте заключительную часть выступления. Идеально, когда спикер «закольцовывает», то есть связывает начало и финал. Также хочу подчеркнуть, что в заключительной части нужно не только подвести итоги, но и выразить благодарность аудитории за внимание и время, которое вы провели вместе.
Важно «породниться» с аудиторией и стать немножко «своим»
Важно «породниться» с аудиторией и стать немножко «своим»

10. Готовьтесь себя хвалить

Успешные спикеры дают себе в основном позитивную обратную связь. Даже если что-то пошло не по плану, сосредоточьтесь на том, что получилось. Запишите моменты, которые вам понравились. Такая фиксация дает мозгу команду запомнить положительный сценарий.

Если очень хочется поработать над ошибками, советую проанализировать выступление в формате: «А что я сделаю в следующий раз по-другому?» Развивая навык положительной обратной связи самому себе, вы увидите, как будут открываться новые возможности и горизонты.

Спикерство — это уже профессия

Мало кому интересно слушать тезисы по той или иной теме. Даже если они очень дельные, их ассоциация со скучной университетской лекцией погубит ваше выступление. Именно поэтому нужно уделять внимание не только тому, что вы говорите, но и как преподносите информацию.

Успешный спикер, как сундук с драгоценностями, в котором есть кейсы, размышления, харизма, чистая речь, поставленный голос, особая манера держаться на публике и впечатляющая уверенность. Он умеет заряжать аудиторию и создавать пространство для мыслей слушающих. В постепенном развитии публичности и становлении востребованным спикером помогает медиакоучинг — методика по подготовке к выступлениям, работе на камеру и взаимодействию со СМИ.

Образцом профессионального спикерства можно назвать Ирину Хакамаду, выступления которой проходят на одном дыхании. После их окончания всегда хочется долго размышлять и делиться инсайтами. Также можно посмотреть выступления Нюты Федермессер, слушая которую задумываешься о смысле жизни и своем предназначении в этом мире.

Не волнуйтесь, что волнуетесь

Если вы чувствуете потребность и желание выступать и делиться своей экспертизой, то начинайте. И не бойтесь неудач. Любая ошибка — всего лишь опыт. А страх — это нормально. Даже самые искусные спикеры не всегда спокойны перед выходом на публику. Особенно если их выбивают внешние факторы, на которые нельзя повлиять.

Чтобы снять тревогу накануне выступления, поразмышляйте, почему для вас важно выйти к аудитории. Если же волнение застало за несколько минут до выхода, сделайте три упражнения, которые помогут справиться: разотрите ладони, глубоко подышите и помассируйте уши. А после вспомните, что, согласно 10 лайфхаку, скоро вы будете себя хвалить, а это слишком приятное занятие, чтобы его откладывать.


Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325