Меню

Точка опоры

Важно найти смысл вставать по утрам! Артист Алексей Фатеев — о профессии, амбициях и семье

Важно найти смысл вставать по утрам! Артист Алексей Фатеев — о профессии, амбициях и семье
Алексей Фатеев уже пятнадцать лет служит в театре Маяковского, радуя зрителей, много играет в кино и сериалах, при этом остается поразительно скромным человеком. Артист признался, что не мечтает об Оскаре, зато хочет приносить пользу своей работой, а отдыхать совсем не умеет. Сейчас актер снимается сразу в нескольких новых проектах, а 26 февраля на канале Домашний выйдет сериал «Сезон дождей» с Алексеем в одной из главных ролей.

— Алексей, вы рассказывали, что не планировали связывать свою жизнь с творческой профессией, тем более становиться актером, но всегда увлекались музыкой. Кто вас вдохновлял в тот момент?

— Не могу назвать конкретных групп, но у нас дома всегда звучала музыка, мама отлично играла на гитаре, она и сейчас иногда садится за инструмент. Поет просто прекрасно! Играл и старший брат, любил старые песни. Поэтому я рос в такой среде и, когда стал старше, взял в руки гитару, до этого занимался игрой на фортепиано, но успехов каких-то значительных не достиг.

У нас был коллектив при доме культуры, там я начал выступать на каких-то вечерах, играли классический рок «Beatles», «Rolling Stones». Я до сих пор именно эту музыку слушая, не очень понимаю современную.

— Несмотря на такую любовь к музыке, вы собирались связать свою жизнь с совсем не творческой профессией и даже какое-то время учились на железнодорожника. Когда вы решили неожиданно поступить в училище культуры, как отреагировали ваши родители?

— Для мамы это было шоком, конечно. Я поехал сессию сдавать, она так думала, а когда приехал, то признался — поступил в «кулек». Мама замолчала надолго, не разговаривала со мной несколько дней.

Я ее понимаю: в наших краях артистов не было, что это за профессия никто не понимал. А мне было очень интересно там! Я учился на дирижерском, но больше времени проводил у режиссеров, участвовал в их этюдах, спектаклях.

— Ваша творческая карьера в Харькове складывалась удачно, были главные роли в театре, поклонники. Как вы решили все изменить и переехать в Москву, начать все с нуля?

— У меня не было денежных амбиций или стремления стать более узнаваемым, но я очень хотел добиться в профессии чего-то большего качественно, попробовать себя в новых ролях, поработать с другими режиссерами. Меня очень интересовала русская театральная школа, хотя украинская тоже мощная.

— Пришлось перестраиваться из-за разницы этих школ, когда начали выходить на сцену в театре Маяковского?

— Мне было немного проще, я после выпуска попал в Русский академический театр в Харькове, поэтому знал, чего хотят режиссеры. Украинская школа более яркая, выразительная во внешних проявлениях, поэтому пришлось эту разудалость немного прибирать, прятать.

Мне было страшно столкнуться не с другой театральной школой, а с профессионализмом актеров в Москве: я понимал, что здесь все самые лучшие, поэтому был вопрос — смогу ли я им соответствовать. Но в итоге все прошло безболезненно, кажется, театр меня принял, чему я очень рад сейчас.

— Если бы вы рассказывали о себе как о театральном актере отстраненно, как бы глядя со стороны, то на какой бы спектакль со своим участием советовали сходить?

— Это очень сложно, я люблю все свои роли! Буду адвокатом своих работ — заходите на сайт и выбирайте любой спектакль, они все замечательные. Первая постановка в театре у меня была «На бойком месте» по пьесе Островского, я сыграл Миловидова. Вот эту роль могу выделить, потому что с годами лучше понимаю смысл, постановка крепнет.

«Все мои сыновья» — серьезная, очень сложная постановка, на которой вряд ли удастся посмеяться, но она заставляет задуматься. Но я, правда, люблю все спектакли театра!

— Вас часто можно увидеть в сериалах, а сами вы поклонник такого жанра? Что из недавно увиденного порадовало? И в каком проекте мирового уровня вы бы хотели сняться?

— Не буду называть конкретные фильмы, в которых бы хотелось сняться, но я, конечно, слежу за индустрией. Иногда восхищаюсь, думаю, как удается на западе, в Голливуде добиваться такого качества проектов.

Конечно, пока наши сериалы немного не дотягивают, но я точно знаю, что все, кто принимает участие в их создании, очень стараются, на своем уровне, по мере возможности прикладывают огромные усилия, чтобы развивать отечественное кино, двигать вперед эту индустрию.

У меня нет амбиций, зависти, никогда не думал: «Я бы здесь лучше сыграл!» Нет! Я уверен, что все приходит вовремя, а если не пришло, то это было или не нужно, или я был не готов пока. Я не очень понимаю некоторых замечательных молодых артистов, которые мечтают «Оскар» получить, у меня такие стремления были в юности, а сейчас хочется просто пользу приносить, найти свое предназначение, как бы это ни звучало.

И все же я больше себя нахожу в театре, там общение со зрителем честнее, есть проживание момента.

— Ваша супруга далека от творческой профессии, это помогает или мешает в отношениях? Делитесь ли вы с ней рабочими моментами? Просите ли совета?

— Конечно, мы все роли обсуждаем дома, ведь работа по меньшей мере половина моей жизни. Жена все читает на уровне сценариев, что-то комментирует, ходит на все спектакли. Я, конечно, не могу подробно разбирать с ней роль, но она дает интуитивные советы, я прислушиваюсь обязательно.

Профессия накладывает ведь отпечаток и на личность: семья понимает, как для меня важно приносить пользу своим делом, поэтому супруга активно поддерживает, помогает по мере сил.

— При таком трепетном отношении к профессии и работе как вам удается отдыхать и переключаться?

Не удается. (Смеется) Все равно постоянно думаешь о ролях, о постановках, ищешь что-то новое. Немного проще, когда меняешь обстановку: пару раз в год выбираемся на море, там голова отдыхает. А дома не удается не думать о работе.

Иногда просто надо поспать чуть дольше, чем обычно, провести день с отключенным телефоном, пообщаться с близкими, не выходить из дома, помолчать, поесть что-нибудь вкусное. Не умею отдыхать, если честно, поэтому праздники длинные не люблю — не знаю, как десять дней ничего не делать.

—Наверное, в период локдауна, когда театры оказались закрыты, было особенно тяжело?

— Конечно! Тяжело до сих пор, ведь заполняемость неполная в зале, нет аншлага, нет ощущения, что все места заняты. Я очень по этому скучаю! Надеюсь, когда-нибудь вернется, все встанет на круги своя.

Сейчас я особенно желаю всем найти стимул и цель своих ежедневных дел, без этого тяжело жить в такое стрессовое время, точку опоры находить. Пусть для кого-то это будет что-то материальное и осязаемое, для кого-то философское — призвание, служение, польза, но важно понимать, для чего вставать по утрам каждый день!

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325