Меню

Новости

Какое влияние оказала школа на самооценку россиян

Какое влияние оказала школа на самооценку россиян
Конфликтные ситуации с учителями в школе сказались на самооценке свыше 80% россиян. Большинство смогли освободиться от влияния опыта прошлого, в том числе с помощью психолога или психотерапевта, в то время как каждый третий испытывает его до сих пор.
AD
AD
Конфликтные ситуации с учителями в школе сказались на самооценке свыше 80% россиян
Конфликтные ситуации с учителями в школе сказались на самооценке свыше 80% россиян
Конфликты с учителями возникали у опрошенных преимущественно в средних классах (61%), у трети — в старших (30%). Недовольство учителя, по словам респондентов, могли вызвать самые разные причины, будь то несделанное домашнее задание (32%), «грязь» в тетради и плохой почерк (20%), высказывание мнения, не совпадающего с мнением учителя (18%), забытые учебники/тетради (12%), неподобающий внешний вид (11%) или плохое поведение (10%).

В частности, почти половина опрошенных (48%) рассказали, что учителя периодически занижали оценки по причинам, не связанным с реальным уровнем знаний.

«Учитель якобы знает, на что способен каждый его подопечный. Поэтому за одинаково выполненную работу один ученик получает тройку, так как «мог бы сделать лучше, но не стал из-за лени», а другой — пятерку, потому что «постарался и хорошо проявил себя». Отсутствие единых и четких критериев оценки в сознании учителя приводит к формированию у ребенка навыков манипулятивной коммуникации, навыков адаптации к «людям настроения», а в некоторых случаях — к возникновению чрезмерного желания власти, так как ребенок, переживший травматичный опыт оценки своей деятельности, выйдя из уязвимого положения, сам стремится стать лидером. В целом если ситуация принимает тревожный характер, стоит обратиться к специалисту. Сейчас не обязательно обращаться за очной консультацией — существуют возможности проконсультироваться онлайн», — говорит детский нейропсихолог сервиса Budu Алевтина Кузьмина.
Почти половина опрошенных (48%) рассказали, что учителя периодически занижали оценки по причинам, не связанным с реальным уровнем знаний
Почти половина опрошенных (48%) рассказали, что учителя периодически занижали оценки по причинам, не связанным с реальным уровнем знаний
Доверие играет важную роль в отношениях между учителем и учащимися. Но почти половина респондентов призналась, что учитель воспринимается лишь как поставщик знаний, но не как человек, к которому можно обратиться за советом или помощью в решении конфликтов.

Из числа тех, кто предпочитал скрывать свои проблемы от преподавателей — а это почти половина участников опроса (44%), — каждый четвертый (28%) объяснял нежелание довериться страхом услышать в ответ “сам виноват”, 22% боялись, что учитель им не поверит, 21% — что учитель даже при желании не сможет помочь, 16% — что учителю будет все равно, а 13% — что учитель станет их высмеивать.

«Это распространенная проблема. Травматичный опыт, пережитый ребенком в процессе контакта с учителями, увеличивает дистанцию между ним и педагогами и пробуждает указанные страхи», — комментирует Кузьмина.

Справедливости ради, эти страхи не всегда оправдывались: 44% респондентов, предпочитающих скрывать свои проблемы от учителей, признавали, что когда преподавателям все-таки становилось известно об этих проблемах, они оказывали ученикам поддержку. А более половины респондентов (57%) могут вспомнить одного или нескольких школьных преподавателей, которые проявляли искреннюю заботу о них.

Конфликтные ситуации с учителями в школе сказались на самооценке свыше 80% россиян, выяснил сервис по управлению здоровьем Budu в ходе опроса* свыше полутора тысяч россиян по всей стране. Большинство из них (52% от общего числа участников опроса) смогли освободиться от влияния опыта прошлого, в том числе с помощью психолога или психотерапевта, в то время как каждый третий (32% от общего числа опрошенных) испытывает его до сих пор.

В целом, несмотря на пережитые конфликты, у подавляющего большинства опрошенных (76%) школьные годы вызывают ностальгию. В частности, каждый пятый (18%) скучает именно по учителям.



*Исследование проведено методом онлайн-анкетирования респондентов в августе 2022 года среди 1511 человек старше 18 лет из 16 крупнейших регионов России.
Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325