Звезды креативной индустрии
Кто такие звезды креативной индустрии? Есть несколько теорий, но в России ими принято считать представителей десяти ключевых сфер деятельности, которые сформировали группу креативных индустрий. Надо отметить, что споры о принадлежности к креативной индустрии все еще активно ведуться и некоторые сферы деятельности находятся в подвешенном состоянии. К примеру, мода.
Но, так или иначе, креативные индустрии являются важнейшим драйвером экономического роста и развития инноваций. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые рассчитал рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий.
Анализ позиций стран в рейтинге и изучение их творческих профилей дают представление о том, за счет чего те или иные экономики преуспевают в развитии своего креативного потенциала.
Но, так или иначе, креативные индустрии являются важнейшим драйвером экономического роста и развития инноваций. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые рассчитал рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий.
Анализ позиций стран в рейтинге и изучение их творческих профилей дают представление о том, за счет чего те или иные экономики преуспевают в развитии своего креативного потенциала.
Лондон
Справочно: Методология рейтинга привлекательности стран для звезд креативных индустрий (далее — Индекс) базируется на концепции экономики суперзвезд, согласно которой именно на них приходятся основные денежные потоки в креативном секторе. Выборку исследования составили 102 страны, где выявлена хотя бы одна звезда креативных индустрий. Чтобы определить их численность в каждой стране была составлена база данных наиболее успешных творческих личностей, брендов и компаний, включающая 23 показателя по девяти креативным индустриям.
Топ-5 стран по привлекательности для звезд креативных индустрий в 2022 году образуют:
- США
- Великобритания
- Китай
- Германия
- Япония
Россия в рейтинге заняла 20-е место.
Япония
Лидеры креативных индустрий преимущественно концентрируются в крупных экономиках и странах с высокими доходами населения. Первые 23 страны по значению Индекса также входят в топ-30 по величине валового внутреннего продукта.
Вклад в общемировой пул креативных звезд большинства стран — лидеров Индекса превосходит их вклад в мировой валовый продукт. Только у восьми стран (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Бразилия, Россия, Мексика и Тайвань) доля в мировой экономике превышает их долю в общем числе креативных звезд.
Распределение звезд креативных индустрий очень неравномерное: более 86% их общей численности приходится на первые 20 стран рейтинга, а на следующие 20 стран — 8,9%.
Вклад в общемировой пул креативных звезд большинства стран — лидеров Индекса превосходит их вклад в мировой валовый продукт. Только у восьми стран (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Бразилия, Россия, Мексика и Тайвань) доля в мировой экономике превышает их долю в общем числе креативных звезд.
Распределение звезд креативных индустрий очень неравномерное: более 86% их общей численности приходится на первые 20 стран рейтинга, а на следующие 20 стран — 8,9%.
Звезды креативной индустрии
Лидирующие по значению Индекса США более чем вдвое опережают Великобританию (2-е место), почти в четыре раза — Японию (5-е), в девять раз — Южную Корею (10-е), в 20 раз — Россию (20-е), в 34 раза — Финляндию, замыкающую первую тридцатку стран.
Креативный сектор характеризуется территориальной специализацией. Четырнадцать стран входят в топ-5 по привлекательности для звезд хотя бы одной креативной индустрии. Чаще всего в пятерках лидеров по отдельным креативным индустриям оказываются США и Великобритания, но также присутствуют страны континентальной Европы, азиатские и некоторые развивающиеся, такие как Турция и Перу.
Более 80% стран, входящих в топ-30 по значению Индекса, имеют более двух креативных специализаций. Определяющую роль в формировании таких специализаций играют города с высокой концентрацией звезд («города — креативные кластеры»). Страны заметно различаются по числу городов, где выявлена хотя бы одна креативная звезда. Больше всего их в США (169) и странах Европы, прежде всего в Италии (146), Великобритании (92) и Германии (60).
Занимая 20-е место по индексу креативной привлекательности, Россия аккумулирует 1,03% от общего числа звезд креативных индустрий, что в 1,7 раз ниже ее доли в мировом валовом продукте (1,75%).
Для России ключевыми креативными специализациями являются литература, реклама и пиар-индустрия. Искусство и культура, промышленный дизайн, архитектура, игровая индустрия пока не стали в полной мере ее креативными специализациями, но вклад страны в эти индустрии сопоставим с ее долей в общей численности всех креативных звезд.
Креативный сектор характеризуется территориальной специализацией. Четырнадцать стран входят в топ-5 по привлекательности для звезд хотя бы одной креативной индустрии. Чаще всего в пятерках лидеров по отдельным креативным индустриям оказываются США и Великобритания, но также присутствуют страны континентальной Европы, азиатские и некоторые развивающиеся, такие как Турция и Перу.
Более 80% стран, входящих в топ-30 по значению Индекса, имеют более двух креативных специализаций. Определяющую роль в формировании таких специализаций играют города с высокой концентрацией звезд («города — креативные кластеры»). Страны заметно различаются по числу городов, где выявлена хотя бы одна креативная звезда. Больше всего их в США (169) и странах Европы, прежде всего в Италии (146), Великобритании (92) и Германии (60).
Занимая 20-е место по индексу креативной привлекательности, Россия аккумулирует 1,03% от общего числа звезд креативных индустрий, что в 1,7 раз ниже ее доли в мировом валовом продукте (1,75%).
Для России ключевыми креативными специализациями являются литература, реклама и пиар-индустрия. Искусство и культура, промышленный дизайн, архитектура, игровая индустрия пока не стали в полной мере ее креативными специализациями, но вклад страны в эти индустрии сопоставим с ее долей в общей численности всех креативных звезд.