Меню

ЗОЖ и спорт

Что такое киберспорт, как на нем заработать и почему его так полюбили ваши дети

Что такое киберспорт, как на нем заработать и почему его так полюбили ваши дети
«Опять бездельничаешь за компьютером? Займись делом!» - почти каждый родитель наверняка отчитывал своего ребенка, увидев, как тот часами с азартом режется в онлайн-игры, забыв про уроки. Однако, вопреки стереотипам, киберспорт – вполне себе серьезная профессия: Министерство спорта РФ включило его в официальный реестр видов спорта России, кибер-туриниры собирают многомиллионные стадионы зрителей, призовые ставки в них поражают воображение, а доходы киберспорсменов, некоторые из которых еще не закончили школу, исчисляются десятками тысячам долларов. Мы подготовила краткий ликбез по киберспорту.
AD
AD
Киберспортсменам часто приходится выслушивать нелестные эпитеты в свой адрес: их достижения называют надуманными, а выигрыши – незаслуженными. Сколько людей – столько и мнений, но киберспорт имеет ряд объективных преимуществ перед обычным спортом.

Во-первых, это демократичность и доступность для большинства. Чтобы стать профессиональным спортсменом, нужно обладать не только талантами, но и определенной удачей: родиться в городе, где есть необходимые базы для тренировок, попасть к хорошему тренеру, избегать серьезных травм и так далее. Родители должны быть готовы вкладываться в спортивное увлечение ребенка и морально, и материально. А вот киберспортсмену нужен только компьютер и Интернет: стать преуспевающим игроком можно, не выходя из родной квартиры.

Например, один из самых талантливых игроков в Dota 2 Роман Кушнарев вырос в далеком Новокузнецке в обычной семье, начал профессионально играть на турнирах уже с 14 лет.

Второй несомненный плюс киберспорта вытекает из первого: равный шанс на успех для всех, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Стать игроком престижного футбольного клуба может только человек с отменным здоровьем; стать киберфутболистом – любой.
Истории киберспортсменов вдохновляют: впечатляющие результаты в Counter Strike, например, показывает американец Мишель «Хэнди» Олсон, не имеющий рук и ног и использующий для игры специально для него разработанные сверхчувствительные клавиатуру и мышку. У Мэтта "LookNoHands" Финка, играющего в StarCraft, тоже ампутированы конечности, но это не мешает ему одерживать виртуальные победы и путешествовать по миру. Таких примеров много: с помощью специальных девайсов киберспортсменами становятся люди, имеющие проблемы со слухом и зрением или перенесшие серьезные заболевания.

Суммы, которыми оперируют в киберспорте, и правда впечатляют. Согласно отчётам за 2017 год, выручка киберспорта увеличилась с $688 млн до $756 млн за год. По словам экспертов, зарплаты топовых игроков превышают $20 тыс. Самым высокооплачиваемым киберспорстменом считается испанец Карлос Родригес, играющий в League of Legends - он зарабатывает примерно 950 тысяч долларов в год.
С чего все началось?

Виртуальные игры стали суперпопулярными сравнительно недавно, однако история киберспорта насчитывает уже несколько десятилетий. Самый первый турнир по видеоиграм прошел в далеком 1972 году в Стэндфордском университете в США: сотрудники лаборатории по исследованию искусственного интеллекта боролись за победу в трех зачетах, а призом была бесплатная годовая подписка на журнал «Rolling Stone».

Уже меньше чем через 10 лет, в 1981 году, компания Atari организовала в США чемпионат по игре Space Invaders, собравший больше 10 тысяч человек.

В декабре 1993 года вышла DOOM – революционная игра, поразившая воображение современников. Игра стала такой популярной, что во многих компаниях на рабочие компьютеры стали устанавливать специальные программы, не позволявшие играть в DOOM в рабочее время.

В 1995 году прошел первый онлайн турнир Judgment Day, в котором лучшие киберспортсмены Америки и Европы состязались в DOOM, DOOM II и Heretic.

Россия от мирового киберспорта поначалу отставала: первый компьютерный клуб «Орки» открылся в Москве в 1996 году, а первый российский турнир по игре Starcraft прошел летом 1998 года.

Парадоксально, но Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта – это произошло еще в 2001 году. Правда, в реестр официальных видов спорта РФ компьютерный спорт включили только в 2016-м.

Жанры и дисциплины

В киберспорте – множество жанров, а в каждом жанре – свои дисциплины. Перечисляем самые интересные.

1. Шутеры (от англ. shooter — «стрелок»)

Игры-«стрелялки», в которых игрок находится в трехмерном пространстве, имеет свободу передвижения и определенные цели. По ходу игры ему приходится пользоваться разными видами оружия, уничтожать врагов, собирать предметы, объединяться с союзниками. Игрок как будто смотрит на все происходящее или своими глазами (тогда это шутер от первого лица, или First-person Shooter, FPS), или стоит за спиной у своего персонажа (тогда это шутер от третьего лица, Third-person shooter, TPS).

Игры этого жанра считаются самыми коммерчески успешными: в 2016 году доля этих игр среди всех жанров составляла более 27 % Легендарная DOOM – тоже из числа шутеров.

Самая известная дисциплина: Counter-Strike: Global Offensive

Одна из самых старых компьютерных игр, все еще бешено популярная, появилась как модификация Half-life (2000 год). Разнообразные стратегии, очень высокий уровень конкуренции среди команд, красочная графика делают турниры по этой игре зрелищными. И игроки, и болельщики Counter-Strike в среднем старше аудитории других видеоигр – старшему игроку российской Virtus.pro, например, уже больше тридцати лет.

Призовой фонд турнира The ELEAGUE Major по этой игре в 2018 году составил миллион долларов, победитель - американская команда Cloud9 – получил $500 тысяч.

Талантливые российские игроки: Денис Seized Костин и Егор Flamie Васильев входят в шестерку самых богатых киберспортсменов России: за время спортивной карьеры они заработали более 260 тысяч долларов и более 230 тысяч долларов соответственно.
2. MOBA — (Multiplayer Online Battle Arena, буквально «многопользовательская онлайновая боевая арена») сочетает в себе элементы стратегии и ролевых игр. В этой игре всегда есть две враждующие стороны, цель каждой – уничтожение главного здания противника. Герои, которыми управляют игроки, зарабатывают деньги, приобретают очки опыта и прокачиваются до следующего уровня. Также игрокам необходимо отражать нападения врагов.

Самая известная дисциплина: Dota 2

Захватывающий игровой процесс, искусно выстроенные стратегии – все это привлекает фанатов по всему миру. Dota 2 – без сомнения игра номер один в России, во многом благодаря успехам национальных команд - Virtus.pro и Team Empire. В Virtus.pro играет 19-летний Роман "RAMZES666" Кушнарев, занимающий первое место в рейтинге игроков Dota - его называют одним из самых перспективных игроков в Европе. В этом году, кстати, Роман стал долларовым миллионером. А Сергей "G" Брагин считается самым богатым российским киберспортсменом – за свою карьеру он заработал больше $400 тысяч.

Матчи Dota транслируются на российских спортивных каналах. Международный турнир по «Доте» The International знаменит своим призовым фондом – даже для самого первого турнира он был беспрецедентным ($1 600 000), а в этом году вырос в шестнадцать раз, составив более $ 25.5 млн.
3. Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра или ММОРПГ (англ. Massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) – совмещает жанры ролевых игр и массовых онлайн-игр. Игрок руководит одним персонажем (часто принадлежащим к фантастическому миру). Особенность этого жанра – в том, что игровой мир существует постоянно в режиме реального времени. Полное погружение в виртуальную реальность делает игры MMORPG популярными по всему миру.

Самая известная дисциплина: League of Legends

Это самая массовая киберспортивная дисциплина, в нее играют около 100 миллионов человек. В LoL важно уметь работать в команде. У LoL выстроена сложная сетка соревнований на всех уровнях, насчитывающие 13 дивизионов. Правда, непосвященному зрителю бывает сложно разобраться, что происходит на экране, однако болельщиков это не смущает: в 2016 году на финал Континентальной лиги LoL, проходившей в Москве, собралось больше 13 тысяч человек. В 2016 году российская команда Albus Nox Luna попала в четвертьфинал чемпионата мира, что стало настоящей сенсацией. Призовой фонд чемпионата мира по LoL в 2017 году достиг $ 4,6 млн.
AD
AD
4. Спортивные симуляторы

Пожалуй, этот жанр – самый понятный для непосвященных. Он точно воспроизводит игру в «реальном» виде спорта, начиная от самых популярных – хоккея, футбола, бокса, и заканчивая экзотическими – например, паркуром или квиддичем.

Самая известная дисциплина: FIFA

Футбол – один из самых зрелищных видов спорта, даже если он виртуальный. А здесь и вовсе сбывается мечта фантастов: реальность и виртуальный мир в этом жанре переплетаются. Сама организация FIFA проводит турниры по киберфутболу – также как и Российская футбольная Премьер-Лига, а профессиональные футбольные клубы подписывают контракты с киберспортсменами. Абсолютным чемпионом турнира FIFA-2018 стал 18-летний аравиец Мосаад "Msdossary" Альдоссари, получивший 250 тысяч долларов призовых.

Один из самых популярных российских киберфутболистов - Сергей "kefir" Никифоров, представляющего московский «Спартак».
5. Коллекционные карточные онлайн игры

Это, пожалуй, один из самых необычных жанров киберспорта, который отличается от остальных примерно как шахматы – от футбола. Это стратегическая игра с элементами случайности, цель которой – собрать колоду, приобретая карты или получая их в качестве награды, а потом сразиться с соперником. Здесь, как и в шахматах, важно обладать хорошей логикой, выстраивать стратегию и пытаться предугадать действия соперника. Многие такие игры посвящены культовым фильмам или книгам – например, есть колоды по «Властелину колец» или «Гарри Поттеру».

Самая известная дисциплина: Hearthstone

Эта игра выпущена по мотивам вселенной WarCraft. В игре есть три группы карт (оружие, существа, заклинания), 9 классов персонажей и четыре режима игры («арена», «игра», «потасовка», «приключения»).

В этой дисциплине России есть чем гордиться: в 2016 году 16-летний Павел Бельтюков из Екатеринбурга одержал победу на чемпионате мира по Hearthstone, выиграв главный приз - $250 тысяч. Бельтюков до сих пор остается действующим чемпионом мира, являясь самым высокооплачиваемым игроком в Hearthstone.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325