Дмитриевская суббота: последний поминальный день в году

Дмитриевская суббота: последний поминальный день в году
Сегодня, 2 ноября, уже более 650 лет православной Церковью совершается поминовение всех усопших христиан. Хотя изначально, на Руси, этот день был Днем поминовения «всех православных воинов, за веру и отечество живот свой в брани положивших».
«Дмитрий Донской», Сергей Кириллов, 2005 год
«Дмитрий Донской», Сергей Кириллов, 2005 год
Истоком поминовения было 8 сентября 1380 года, когда св. князь Дмитрий Иванович Донской, одержав великую победу над татарами в Куликовской битве, увидел поле, засланное 250 тысячами убиенных воинов. Среди которых сложили свои головы и два инока, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, выступивших от Обители преподобного Сергия Радонежского.

В тот же день св. Дмитрий Донской повелел совершить панихиду на поле брани, и по возвращении в Москву 21 сентября благоверный князь распорядился служить панихиду о павших воинах во всех церквях России.

Нет ни одного свидетельства, указывающего на то, что Дмитрий Иванович установил совершать поминовения именно в субботу, в канун праздника св. великомученика Димитрия Солунского, в честь которого он был назван при крещении. Не указывал так же благоверный князь поминать в сам Дмитриев день.

Поскольку по уставу Церкви, праздничную службу не объединяют с заупокойной. А св. Димитрий Солунский находится в большом почитании у славян как помощник воинам, в частности, «помощник русских в борьбе с Мамаем». И, учитывая все обстоятельства предписаний, православная церковь уже после кончины Дмитрия Донского установила отмечать Дмитриеву субботу в канун праздника св. Дмитрия Солунского.

История древних народов также свидетельствует о том, что всеобщее поминовение усопших приходилось примерно в это же время. Полагаясь на то, что конец осени — было время изобилия урожая и прочего продовольствия.

Например, у литовцев в середине октября отмечались «хаутиры», у германцев «праздник всех душ». Как и ныне, сербы празднуют «субботу пред Митровдан», болгары — «Архангелову задушницу», а беларусы «Восеньскiя дзяды».
«Въезд князя Дмитрия Донского с войском в Коломну.За землю русскую!». Фрагмент картины художника Г. П. Сорогина
«Въезд князя Дмитрия Донского с войском в Коломну.За землю русскую!». Фрагмент картины художника Г. П. Сорогина
Стоит полагать, что в противовес языческому почитанию умерших, св. Дмитрий Донской распорядился установить и христианское поминовение. С тех пор Дмитриева суббота, которую ранее на Руси называли «дедовой субботой» или «дедовой неделей», пользуется большим почитанием и уважением. Угодная ко времени, она издревле празднуется пышно и торжественно. По обычаю, христиане посещают могилы своих усопших родственников и знакомых, заказывают панихиды и заупокойные литии, раздают угощения и творят обильно милостыню в память об усопших.

Важна и особо ценна наша личная молитва перед Богом. Самостоятельно дома или на кладбище стоит прочесть Литию. Текст которой обычно напечатан во всех молитвословах. Если позволяют условия, можно пригласить на кладбище священника и отслужить панихиду на могиле.

Церковное поминовение начинается, по обычаю, в канун праздника — в пятницу 1 ноября. В храмах во время Всенощного бдения служится Великая панихида (парастас). На которой можно подать записки заранее на утреннюю, субботнюю литургию и панихиду, если не будет возможности прийти в храм лично.

Очень важно не забывать подавать поминовения об усопших в монастыри.
А главное, понимать, что наша личная молитва об усопших — это единственная помощь, которую они могут получить на том свете. Это не только наше проявление любви к ним, но и единственный путь облегчения их посмертной участи.
«Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой», Э.Э. Лисснер, 1907 год
«Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой», Э.Э. Лисснер, 1907 год
Если, по словам преподобного Серафима Саровского, «благодать причащающегося человека распространяется на весь его род, на живых и на усопших». То, стоит понимать, что и вымаливание живыми грехов усопших родственников не только облегчает участь усопших, но и дарит нам молитвенников и ходатаев о нас перед Господом на том свете.

«Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

Святитель Иоанн Златоуст.

Автор: София Смирнова.

Использованная литература: «Приходское чтение», 1913, №44, С. 1277-1279.

Ранее мы писали про День преставления Амвросия Оптинского.

Тизер: картина Вильяма Бугро, «День памяти усопших», 1859.

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (nbww73hg8uzroxc8)