Долгое время японская культура была не только закрытой, но и слишком сложной для понимания западного человека. В течение двух столетий страна восходящего солнца придерживалась политики Сакоку, изолирующей японцев от внешнего мира. Но даже в тот день, когда занавес рухнул и был взят курс на открытые отношения с другими странами, гравюры и хокку остались искусством, доступным немногим.
Долгое время японская культура была не только закрытой, но и слишком сложной для понимания западного человека
Все изменилось после Второй мировой войны, когда японские комиксы, также известные как манга или комикку, обрели большое жанровое разнообразие и распространились по всей планете. Но откуда вообще появилась манга и в чем причины ее популярности?
«Япония. История и культура: от самураев до манги»
В книге «Япония. История и культура: от самураев до манги» профессор Нэнси Сталкер пишет, что история возникновения японских комиксов до сих пор является предметом оживленных дискуссий. Историки так и не смогли прийти к единому выводу, что является истоком современной манги — живописные свитки XII века, ксилографии периода Эдо, иллюстрированные книги кибеси или рассказы в картинках периода Мэйдзи. Так или иначе, все это повлияло на становление современного искусства японских графических рассказов.
Приверженцы наиболее популярной точки зрения утверждают, что манга, какой мы ее знаем сейчас, появилась в период послевоенной оккупации, когда американские войска привезли в Японию свои комиксы, анимацию и кинематограф. Культурные ценности и традиции запада оказали значительное влияние на стремительно развивающееся издательское дело и мультипликационные студии в стране.
Приверженцы наиболее популярной точки зрения утверждают, что манга, какой мы ее знаем сейчас, появилась в период послевоенной оккупации, когда американские войска привезли в Японию свои комиксы, анимацию и кинематограф. Культурные ценности и традиции запада оказали значительное влияние на стремительно развивающееся издательское дело и мультипликационные студии в стране.
Манга «Astro Boy»
В 1952 году журнал «Shonen» начал публиковать мангу «Astro Boy», которая заложила основы современной аниме-стилистики. Ее автор, Осама Тэдзука, впоследствии создал более пятисот комиксов за свою карьеру и получил прозвище «крестного отца» манги.
Авторский стиль мангаки вобрал в себя не только приемы традиционного японского изобразительного искусства, но и художественные элементы анимации Уолта Диснея. Вдохновляясь Микки Маусом, Бэмби и Бетти Буп, Осама Тэдзука перенял пропорции лица с неестественно большими глазами. Эта деталь отразилась на творчестве других авторов и стала неотъемлемым атрибутом персонажей в мире манги и аниме.
Авторский стиль мангаки вобрал в себя не только приемы традиционного японского изобразительного искусства, но и художественные элементы анимации Уолта Диснея. Вдохновляясь Микки Маусом, Бэмби и Бетти Буп, Осама Тэдзука перенял пропорции лица с неестественно большими глазами. Эта деталь отразилась на творчестве других авторов и стала неотъемлемым атрибутом персонажей в мире манги и аниме.
Студия Уолта Диснея в точности скопировала несколько персонажей и сцен из аниме Осамы «Белый лев Кимба»
Десять лет спустя новатор японской поп-культуры основал студию «Муши» и на основе собственной манги выпустил черно-белый аниме сериал. «Астробой» получил сумасшедшую популярность в Соединенных Штатах и стал одним из национальных символов Японии. На волне успеха «Астробоя», предыдущая работа Осамы «Белый лев Кимба» завоевала широкую аудиторию за границей.
Позже студия Уолта Диснея, которой изначально вдохновлялся Тэдзука, в точности скопировала несколько персонажей и сцен из аниме в своем знаковом мультфильме «Король лев». Японской студии не хватило ресурсов, чтобы судиться на равных с такой большой корпорацией.
Позже студия Уолта Диснея, которой изначально вдохновлялся Тэдзука, в точности скопировала несколько персонажей и сцен из аниме в своем знаковом мультфильме «Король лев». Японской студии не хватило ресурсов, чтобы судиться на равных с такой большой корпорацией.
Аниме «Акира»
Начиная с 60-х манга и основанные на ней аниме-сериалы начали стремительно разрастаться на поджанры и делиться на категории для мальчиков (сенен) и для девочек (седзе). Западные телеканалы все чаще стали включать аниме сериал в ротацию, а манга заполнила книжные полки Европы и США.
Настоящий бум произошел в конце 70-х, когда в Америке вышли первые «Звездные войны», а японские мангаки и аниматоры подхватили тренд на космические оперы и сайфай.
В 80-е индустрия манги и аниме достигла значительных высот, благодаря популяризации жанра киберпанка. Аниме «Акира» произвело фурор в Европе и США и совершило технологический прорыв в японской анимации, благодаря высокому уровню детализации со скоростью 24 кадра в секунду.
Настоящий бум произошел в конце 70-х, когда в Америке вышли первые «Звездные войны», а японские мангаки и аниматоры подхватили тренд на космические оперы и сайфай.
В 80-е индустрия манги и аниме достигла значительных высот, благодаря популяризации жанра киберпанка. Аниме «Акира» произвело фурор в Европе и США и совершило технологический прорыв в японской анимации, благодаря высокому уровню детализации со скоростью 24 кадра в секунду.
Аниме «Акира»
В то же время засияла звезда самого знаменитого мультипликатора Японии Хаяо Миядзаки и студии «Ghibli». Его новая техника плавной анимации и проработанные сюжетные линии изменили отношения к аниме, которое начали ставить в один ряд с полнометражными фильмами. Работы мэтра были неоднократно номинированы на престижные премии, включая «Оскар». В 2015 году Миядзаки удостоился внеконкурсной почетной статуэтки «За выдающиеся заслуги в кинематографе».
Хаяо Миядзаки
«Золотой век аниме» окончательно разрушил традиционное представление о мультфильмах, как о детском развлечении. В отличие от американской анимации, манга и аниме никогда не табуировали темы эротики или смерти, нередко предлагая зрителям взрослые сюжеты с философским подтекстом. Это стало одной из ключевых причин популярности японских мультфильмов и комиксов во всем мире.
«покемон»
После развала Советского Союза, аниме пришло и в Россию, где транслировались такие же мультсериалы, как в США и Европе.
Сперва россияне увидели «Покемонов», «Хелло Китти» и «Гонщика Спиди», но самым знаковым стал сериал о группе воинственных старшеклассниц «Сейлор Мун».
Он объединил в себе жанровые особенности мультфильма для мальчиков и для девочек, сохранив баланс между романтической линией и сражениями.
Сперва россияне увидели «Покемонов», «Хелло Китти» и «Гонщика Спиди», но самым знаковым стал сериал о группе воинственных старшеклассниц «Сейлор Мун».
Он объединил в себе жанровые особенности мультфильма для мальчиков и для девочек, сохранив баланс между романтической линией и сражениями.
«Хелло Китти»
Позже появилось первое российское издательство манги «Сакура-пресс», а также ежемесячные печатные журналы, среди которых «animemagazine» и «АнимеГид».
Сегодня в стране публикуется манга не только японских авторов. Издательский дом Bubble Comics открыл подразделение специализирующееся на выпуске манги авторов из России и стран СНГ.
В сервисе электронных и аудиокниг Букмейт тоже появился раздел с комиксами. Например, там можно почитать знаменитую японскую легенду «47 ронинов».
Сегодня в стране публикуется манга не только японских авторов. Издательский дом Bubble Comics открыл подразделение специализирующееся на выпуске манги авторов из России и стран СНГ.
В сервисе электронных и аудиокниг Букмейт тоже появился раздел с комиксами. Например, там можно почитать знаменитую японскую легенду «47 ронинов».
«Сейлор Мун»
Высокий интерес к японским комиксам привел к появлению первой в России масштабной выставки «Искусство МАНГА». С 20 апреля она открыла двери в петербургском общественном пространстве «Севкабель порт» для всех желающих погрузиться в феномен японской культуры.
Подготовка к открытию выставки заняла больше трех лет. Экспозиция насчитывает не менее двухсот экспонатов из частных японских и европейских коллекций, кроме того, один из залов посвящен российской манге.
Подготовка к открытию выставки заняла больше трех лет. Экспозиция насчитывает не менее двухсот экспонатов из частных японских и европейских коллекций, кроме того, один из залов посвящен российской манге.
Сэйко Мацуда
Япония подарила мировой поп-культуре не только мультфильмы и комиксы, но и новых музыкальных идолов. Первые звезды появились на японской сцене еще в 60-70-е годы XX века, подражая американской поп-музыке. Но уже к началу 80-х сформировались самостоятельные жанры J-Pop и J-Rock.
Отличительной чертой японских артистов стали милая и невинная лирика, тинейджерский стиль и необычная манера поведения на сцене. В Японии даже появилась своя Мадонна — популярность Сэйко Мацуды настолько велика, что ее треки занимали 24 строчки японских чартов на протяжении первого десятилетия XXI века.
Не стоит также забывать о том, что японцы ответственны за создание таких популярных игровых франшиз, как Super Mario, Resident Evil, Final Fantasy и Pokemon Go.
Отличительной чертой японских артистов стали милая и невинная лирика, тинейджерский стиль и необычная манера поведения на сцене. В Японии даже появилась своя Мадонна — популярность Сэйко Мацуды настолько велика, что ее треки занимали 24 строчки японских чартов на протяжении первого десятилетия XXI века.
Не стоит также забывать о том, что японцы ответственны за создание таких популярных игровых франшиз, как Super Mario, Resident Evil, Final Fantasy и Pokemon Go.
Изобилие культовых персонажей видеоигр, манги и аниме стало плодородной почвой для популяризации в мире искусства косплея
Вот лишь малая часть знаменитых видеоигровых компаний, которые выросли в стране восходящего солнца: Sony Entertainment, Capcom, Square Enix, Nintendo и Sega.
Изобилие культовых персонажей видеоигр, манги и аниме стало плодородной почвой для популяризации в мире искусства косплея. Этот термин был придуман в 1984 году японским журналистом Нобуюки Такахаси. Фанаты, примеряющие на себя костюмы любимых героев, стали неотъемлемой частью фестивалей Comic-Con, Gamescom, E3 и других масштабных мероприятий, связанных с поп-культурой.
Изобилие культовых персонажей видеоигр, манги и аниме стало плодородной почвой для популяризации в мире искусства косплея. Этот термин был придуман в 1984 году японским журналистом Нобуюки Такахаси. Фанаты, примеряющие на себя костюмы любимых героев, стали неотъемлемой частью фестивалей Comic-Con, Gamescom, E3 и других масштабных мероприятий, связанных с поп-культурой.
«Искусство МАНГА»
Фото: свободные интернет-источники / Яндекс