Меню

Мода

Мода в инклюзивном театре — как сделать его общедоступным

Мода в инклюзивном театре — как сделать его общедоступным
Некоторым людям нужны дополнительные условия, чтобы достичь тех же результатов, что и остальные, а для других – просто немного больше времени или помощи. Независимо от того, есть ли у человека инвалидность, особенности в поведении или повышенная чувствительность к некоторым видам воздействия они могут жить полноценной жизнью. Сегодня в России у людей с инклюзией есть возможность создавать собственные арт-проекты, профессионально танцевать и даже играть в театре. Руководитель и продюсер социального проекта Елизавета Фролова рассказала о том, почему сейчас так важно показывать обществу, что искусство доступно для всех.

Роль искусства для особенных людей

Искусство имеет огромное влияние на людей с инклюзией. Еще в конце 90-х гг. XX века в России стали формироваться методы реабилитации людей с инвалидностью с использованием средств культуры и искусства. Участие в культурных мероприятиях и само по себе творчество людей с особенностями — хороший способ их интеграции в общество.
Во-первых, общение и участие в групповых мероприятиях помогает людям с инклюзией развивать навыки социальной адаптации, что является важным аспектом их личностного развития. Во-вторых, участие в культурных мероприятиях — возможность преодолевать стереотипы и предрассудки. Все это, безусловно, способствует созданию более гармоничного общества в целом. Например, в одном из музеев Москвы уже работают глухие и слабослышащие гиды, которые проводят экскурсии на жестовом языке для инклюзивных групп. Также переводятся все выставочные экспонаты: делается тифлокомментирование и видеогиды.

Кроме того, соучастие в культурных мероприятиях позволяет людям с особенностями здоровья раскрыть свой творческий потенциал и проявить свои таланты в различных сферах искусства. Это может стать началом новой карьеры или просто дополнительным хобби для них.

Музыкальные инклюзивные спектакли

В последние годы театральные постановки с участием особенных людей становится все более популярными и востребованными. Инклюзивный театр — это форма искусства, где люди с различными ограничениями по здоровью и без них могут выступать на равных правах с другими актерами. Сейчас в России существует несколько театров, куда люди с разной степенью инвалидностью приходят в качестве актеров.
Более того, в России впервые создали мюзикл, где профессиональные артисты синхронно переводят слова на жестовый язык. Герои популярных мюзиклов Москвы и Санкт-Петербурга играют на двух языках одновременно. Кстати, на западе есть похожий проект — номер из бродвейского мюзикла «Пробуждение весны», переведенный на жестовый язык специально для премии «Tony». Режиссер интегрировал в музыкальный номер и хореографию жестовый язык.

Такое новаторство еще больше расширяет возможности инклюзии в искусстве. Теперь в зрительном зале могут сидеть как слабослышащие и глухие люди, так и те, у которых таких особенностей нет. И все будут понимать о чем спектакль. Именно общедоступность культурных мероприятий, возможность насладиться искусством людям с ограниченными возможностями, вселяет надежду на то, что мода на инклюзию в театрах будет только усиливаться.

Внедрение жестового языка в массовое искусство

Было проведено много исследований на тему использования жестового языка в танце, театре, кино и других сферах массового искусства. Артисты и режиссеры начали активно использовать жесты и мимику для передачи смысла на экране или сцене. Вспомнить хотя бы сурдопереводчицу Рианны на одном из ее концертов. О ней говорил весь мир. Без Джастины Майлз (сурдопереводчик Рианны) и ее знания жестового языка у неслышащих людей было бы мало возможностей насладиться выступлением певицы.
Екатерина Кононенко / Елизавета Фролова
Екатерина Кононенко / Елизавета Фролова
В нашей стране — это Екатерина Кононенко — носитель жестового языка, эксперт по художественному переводу на жестовый язык, ребенок глухих родителей (CODA) и сурдопереводчик мюзикла «Лорелея. Дева Рейна»:

«Массовая культура поможет популяризировать жестовый язык и привить моду на его обучение. Чем больше модных мероприятий, спектаклей и клипов будут происходить с переводом на жестовый язык, тем больше людей захотят изучать его. Жестовый язык такой же универсальный, как и например, английский. В любой стране человек с нарушениями слуха поймет, о чем вы ему говорите».

Как в музыкальном инклюзивном спектакле должен осуществляться перевод всех слов и песен на жестовый язык

Перевод осуществляется по лексическим правилам жестового языка. Например, мы говорим: «Я не пойду в магазин», а в жестовом языке отрицательная частица всегда стоит в конце. Также по правилам русского жестового языка мы заменяем метафоры, фразеологизмы и устойчивые выражения, потому что они недоступны для глухого человека, заменяем их подходящим по смыслу жестом, сохраняя смысл. Выражение «солнечная улыбка» на жестах мы будем показывать как «красивая улыбка», потому что для глухого человека сочетание солнца и улыбки не имеет смысла.
Иными словами надо давать не калькирующий перевод, а смысловой. Из-за образности жестового языка иногда можно заменить предложение из трех слов одним жестом, при этом смысл остается таким же, как в изначальном тексте.
Например, в мюзикле «Лорелея. Дева Рейна» есть такие слова:
Выйдя из тени, ты встретишь ее.
Выйдя из тени, увидишь его.
Горит без слов
Ослепительным светом
Любовь.
Наступает рассвет,
Теплый рассвет.
Ярче всех светил уже сто долгих лет
Души рассвет.
А жестами этот фрагмент надо показывать понятными для глухих людей оборотами, при этом сохраняя смысл и заменяя метафору. Поэтому на жестовом языке это будет выглядеть так:
Если ты сможешь, ты встретишь ее.
Если получится, увидишь его.
Чувствуешь без слов,
Очень горит в душе
Любовь.
Чувствуешь в сердце
Начинает гореть.
Чувство в сердце на протяжении жизни
Любовь.
Именно на таких принципах строится художественный и смысловой перевод на жестовый язык.

Особенности визуальной составляющей инклюзивных спектаклей и создания костюмов

Поскольку театральные представления с участием людей с инклюзией уже подразумевают нестандартный подход, то и сценический костюм и декорации должны быть быть продуманы до мелочей.

Например, для глухих людей очень важна красота окружающего мира и пространства. Кстати, этот момент очень хорошо показан в фильме «Страна глухих» (2006 год), где главная героиня Яя оценивает весь мир и людей с точки зрения, красиво это для нее или нет. И это на самом деле так. Поэтому в инклюзивных спектаклях для слабослышащих и глухих людей важно делать большой акцент именно на визуальную часть.

Что касается одежды, то здесь она должна быть более комфортная и позволяющая двигаться без препятствий. Если мы говорим о представлении, актеры которого общаются на жестовом языке, то здесь лучше избегать длинных рукавов и перчаток, так как ладони должны быть всегда открытыми. Кроме того, артисты не берут в руки реквизит во время речи, потому что они говорят ими.

На сегодняшний день существует множество проектов и стартапов, которые занимаются разработкой одежды для инклюзивных представлений. Например, бренды на стыке фэшн-индустрии и медицинской технологии создают для людей с ограниченными возможностями инновационные вещи, которые удовлетворяют их потребности. Это может стать настоящим бумом в инклюзивном театре.

Одним словом, искусство — это тот уникальный мир, где нет преград и любой человек может найти что-то свое, вдохновиться и привнести эту красоту в свою повседневную жизнь. Поэтому для людей с особенностями здоровья участие в различных арт-мероприятиях — возможность жить комфортно и успешно.
Фото: от автора Елизаветы Фроловой и от фотографа Марина Киселева
Автор: Елизавета Фролова

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325