Эксперт: психолог и коуч Юрий Мурадян.
Помните, как в детстве мама говорила: «Надо хорошо учиться, чтобы поступить в институт, найти хорошую работу…»? Теперь уже вы сами мама, и эта фраза иногда предательски слетает с языка. Хотите, чтобы у ребенка все было лучше, чем у вас, — чтобы он достиг большего. Кружки, секции, репетиторы, престижная школа, английский, шахматы, плавание… Вы делаете все для его будущего успеха. Но порой такое детство превращается в бесконечную гонку за высокими результатами. А ребенок при этом совсем не выглядит счастливым.
Представьте, что вы записываете на «жесткий диск» ребенка определенные установки, убеждения и ожидания. Если эти программы не соответствуют его истинным потребностям, возникает внутренний конфликт. Ребенок может начать чувствовать, что его любят только за успехи, а не за то, кто он есть. Это формирует низкую самооценку, тревожность, страх ошибок и проблемы с самоидентификацией.
Неутешительная статистика: исследования показывают, что более 60% российских школьников испытывают постоянный стресс из-за завышенных ожиданий родителей. Дети, которых в детстве заставляли заниматься нелюбимым делом, во взрослой жизни чаще страдают от профессионального выгорания и низкой самореализации.
Неутешительная статистика: исследования показывают, что более 60% российских школьников испытывают постоянный стресс из-за завышенных ожиданий родителей. Дети, которых в детстве заставляли заниматься нелюбимым делом, во взрослой жизни чаще страдают от профессионального выгорания и низкой самореализации.
- Играем, а не учимся. В этом возрасте главное — через игру познавать мир. Пусть ребенок пробует разные занятия, но без принуждения. Если заметили, что ему не нравится — не настаивайте.
- Хвалим за старание, а не за результат. Психолог Кэрол Дуэк доказала: если хвалить ребенка за усилия, а не за «ум», он будет смелее пробовать новое и легче переживать неудачи. «Ты так старался, чтобы нарисовать этого котика. Видно, сколько любви ты в него вложил» — куда лучше, чем «Отличный рисунок. Ты у меня такой талантливый».
- Разрешаем ошибаться. Ошибки — это не провал, а возможность научиться чему-то новому. «Ничего страшного, что не получилось с первого раза. Давай попробуем вместе» — это бесценная поддержка.
- Семейный квест. Устройте «Семейный квест» дома или на улице: решайте головоломки, выполняйте задания, связанные с интересами каждого члена семьи.
- Карта мечтаний. Создайте общую карту мечтаний — коллаж из картинок, фотографий и надписей, которые отражают ваши цели и желания. Так вы покажете ребенку, что его мечты важны, и вместе с ним будете их воплощать.
- Сказка на ночь… от мамы. Придумывайте сказки вместе. Это укрепляет доверие и позволяет ребенку выразить то, что он не может сказать напрямую.
- Слушаем и слышим. Подростковый возраст — время бурных эмоций и перемен. Важно быть рядом и давать возможность выговориться, не перебивая и не осуждая.
- Уважаем его выбор. Даже если вам кажется, что увлечение ребенка — «ерунда», помните, что это его выбор, его путь. Поддержите его интерес, даже если он не совпадает с вашими представлениями об «успехе».
- Верим в него. Подростку важно знать, что в него верят, что его ценят не только за оценки, но и за то, какой он человек.
- Метафоры — наши лучшие друзья. Попробуйте говорить с детьми о сложных эмоциях с помощью метафор. Например, говоря о навыках и достижениях, сравните их со строительством кирпичного дома: прочность зависит не только от кирпичей, но и от фундамента — уверенности в себе, любви к себе и умения справляться с трудностями.
- Упражнение «Идеальный провал». Напишите список того, что может быть хорошего в том, если ребенок не сдаст экзамен, проиграет конкурс или не поступит в желаемый вуз и т. д.
Главный вопрос: Счастье или Успех?
«Какой жанр фильма описывает твою жизнь сейчас?»
- Комедия — все хорошо.
- Драма — есть трудности.
- Триллер — чувствует тревогу.
- Мелодрама — переживает из-за отношений.
«Какое животное ты бы выбрал и почему?»
Выбор животного может указывать на качества, которые ребенок ценит или хотел бы развить.
«Что тебя больше всего радует в школе/кружке/тренировке?»
Ответ покажет источники положительных эмоций и интересы ребенка.
«Что для тебя самое трудное сейчас?»
Вопрос поможет выявить проблемы и предложить поддержку, не давая готовых решений.
«Что бы ты изменил в жизни с волшебной палочкой?»
Это покажет мечты и неудовлетворенности ребенка.
«В чем твоя самая большая сила (талант)?»
Этот вопрос поможет осознать сильные стороны и повысить самооценку.
«Если бы ты мог заглянуть в будущее, что бы ты увидел?»
Вопрос о целях и мечтах ребенка.
«Что бы ты посоветовали другу в похожей ситуации?»
Ребенку проще говорить о проблемах других, что поможет ему проанализировать свою ситуацию.
Слушайте. Не перебивайте и не оценивайте, просто пытайтесь понять ребенка.
Задавайте открытые вопросы. Избегайте односложных ответов.
Помогайте найти ответы, а не решайте за него. Ваша задача — помочь осознать проблему и найти решение самостоятельно.
Будьте терпеливы. Дайте время сформулировать мысли и чувства.
Слушайте. Не перебивайте и не оценивайте, просто пытайтесь понять ребенка.
Задавайте открытые вопросы. Избегайте односложных ответов.
Помогайте найти ответы, а не решайте за него. Ваша задача — помочь осознать проблему и найти решение самостоятельно.
Будьте терпеливы. Дайте время сформулировать мысли и чувства.
Если вы замечаете, что становитесь слишком требовательной, задайте себе простой вопрос:
«Я хочу, чтобы мой ребенок был успешным… или счастливым?»
Счастье — основа успеха, а не наоборот. Ошибки — часть пути, а не повод для разрушительной критики.
Основатель гуманной педагогики Шалвы Амонашвили считал, что воспитание должно строиться на безусловной любви, уважении к личности ребенка и вере в его потенциал. Чтобы раскрыть себя полностью, ребенок должен чувствовать безопасность. Именно Амонашвили первым предложил использовать зеленую ручку вместо красной, чтобы отмечать то, что хорошо получилось в тетрадях. В его школе не ставили оценки и никого не сравнивали. А ребята сами вели уроки, придумывали интересные задания и даже делали свои учебники.
Иногда мы боимся, что, позволив ребенку ошибаться, мы подтолкнем его к безделью или неуспеху. На самом деле, современная нейронаука говорит о пластичности мозга. Развитие — марафон, а не спринт. Успех приходит к тем, кто умеет учиться на своих ошибках и не боится пробовать новое.
Самое важное, что мы можем дать нашим детям — это безусловная любовь и поддержка. Тогда они смогут раскрыть свой потенциал и стать счастливыми людьми, независимо от того, будут ли они «отличниками» или нет.
«Я хочу, чтобы мой ребенок был успешным… или счастливым?»
Счастье — основа успеха, а не наоборот. Ошибки — часть пути, а не повод для разрушительной критики.
Основатель гуманной педагогики Шалвы Амонашвили считал, что воспитание должно строиться на безусловной любви, уважении к личности ребенка и вере в его потенциал. Чтобы раскрыть себя полностью, ребенок должен чувствовать безопасность. Именно Амонашвили первым предложил использовать зеленую ручку вместо красной, чтобы отмечать то, что хорошо получилось в тетрадях. В его школе не ставили оценки и никого не сравнивали. А ребята сами вели уроки, придумывали интересные задания и даже делали свои учебники.
Иногда мы боимся, что, позволив ребенку ошибаться, мы подтолкнем его к безделью или неуспеху. На самом деле, современная нейронаука говорит о пластичности мозга. Развитие — марафон, а не спринт. Успех приходит к тем, кто умеет учиться на своих ошибках и не боится пробовать новое.
Самое важное, что мы можем дать нашим детям — это безусловная любовь и поддержка. Тогда они смогут раскрыть свой потенциал и стать счастливыми людьми, независимо от того, будут ли они «отличниками» или нет.
Если вы чувствуете, что теряете контроль, не стесняйтесь обратиться к психологу или коучу. Помните притчу, когда человек разрезал кокон, чтобы облегчить выход бабочки, он лишил ее возможности развить крылья. Так и с детьми: не лишайте их права на свои ошибки. Дайте им возможность самостоятельно взлететь.
Ранее мы рассказывали, как заинтересовать ребенка в изучении новой информации.
Ранее мы рассказывали, как заинтересовать ребенка в изучении новой информации.