Эксперт: Перукуа — австралийская певица, автор и ведущая тренингов по саморазвитию для женщин.
Вы помните, как в детстве вас что-то вдруг увлекало до дрожи? Это не было «обучением». Это было — открытием. Ощущение, будто весь мир зовет вас ближе. Не из «надо», а из «хочу».
Но сейчас взрослые часто подменяют это чувство структурой. Курсами. Требованиями. А ребенок все еще хочет чувствовать, проживать, дышать знанием. Детям не нужно объяснять — им нужно звучать: петь, трогать, играть. Именно так открывается внимание ребенка: через тело, голос, образ.
Но сейчас взрослые часто подменяют это чувство структурой. Курсами. Требованиями. А ребенок все еще хочет чувствовать, проживать, дышать знанием. Детям не нужно объяснять — им нужно звучать: петь, трогать, играть. Именно так открывается внимание ребенка: через тело, голос, образ.
Иногда ребенок не хочет учиться, потому что в нем накопилось слишком много «надо» и почти нет «можно»
Дело в том, что учение оторвано от удивления. Знание подано в форме контроля, а не контакта. Ребенок замыкается, если чувствует, что от него требуют, а не идут рядом. Но если дать ему возможность быть исследователем, все меняется.
Иногда ребенок не хочет учиться, потому что в нем накопилось слишком много «надо» и почти нет «можно». Его день состоит из расписаний, графиков и требований, а ведь свободная игра — это тоже обучение, просто незаметное взрослым. Когда у малыша нет пространства для собственной инициативы, его мозг устает не от информации, а от однообразия. Чтобы вернуть интерес, стоит иногда отпускать рамки и позволять ребенку выбирать, что и как он хочет изучать.
Есть еще одна причина — страх ошибиться. Взрослые часто хвалят за правильные ответы, но не поддерживают, когда что-то не получается. Для ребенка это сигнал: ошибка — это плохо, значит, лучше вообще не пробовать. Чтобы растопить этот страх, важно создавать атмосферу, где ошибки — это не провал, а часть игры, возможность попробовать снова, исследовать и расти.
Иногда ребенок не хочет учиться, потому что в нем накопилось слишком много «надо» и почти нет «можно». Его день состоит из расписаний, графиков и требований, а ведь свободная игра — это тоже обучение, просто незаметное взрослым. Когда у малыша нет пространства для собственной инициативы, его мозг устает не от информации, а от однообразия. Чтобы вернуть интерес, стоит иногда отпускать рамки и позволять ребенку выбирать, что и как он хочет изучать.
Есть еще одна причина — страх ошибиться. Взрослые часто хвалят за правильные ответы, но не поддерживают, когда что-то не получается. Для ребенка это сигнал: ошибка — это плохо, значит, лучше вообще не пробовать. Чтобы растопить этот страх, важно создавать атмосферу, где ошибки — это не провал, а часть игры, возможность попробовать снова, исследовать и расти.
Чтобы пробудить в малыше интерес к познанию новой информации, используйте следующие практики.
Хотите, чтобы ребенок запомнил, как устроена солнечная система? Пусть он будет планетой. Пусть он кружится, как Земля. Тело запомнит то, что разуму пока скучно.
Добавьте ролевые игры: пусть малыш примерит на себя роли Луны, кометы, Солнца, взаимодействуя с воображаемыми или настоящими объектами. А еще лучше — создайте «космическое пространство» дома: с помощью игрушек, подушек, одеял. Чем больше сенсорных стимулов, тем крепче запоминается информация.
Добавьте ролевые игры: пусть малыш примерит на себя роли Луны, кометы, Солнца, взаимодействуя с воображаемыми или настоящими объектами. А еще лучше — создайте «космическое пространство» дома: с помощью игрушек, подушек, одеял. Чем больше сенсорных стимулов, тем крепче запоминается информация.
Любая информация превращается в песню. Стихи, таблицы, языки звучат иначе, когда включен голос. Пусть ребенок придумывает мелодии. Пусть поет — не правильно, а по-своему.
Вы можете вместе сочинить «песню недели» — на новую тему, которую изучаете. Например, о временах года, о животных, о странах. Пусть малыш придумает слова, а вы подхватите мелодию. Это не только закрепляет знания, но и развивает креативность.
Вы можете вместе сочинить «песню недели» — на новую тему, которую изучаете. Например, о временах года, о животных, о странах. Пусть малыш придумает слова, а вы подхватите мелодию. Это не только закрепляет знания, но и развивает креативность.
Не говорите: «Это полезно». Скажите: «Знания — это как ключи. Чем больше ключей, тем больше дверей ты сможешь открыть». Пусть он выбирает, за какие из них ему захочется заглянуть.
Прежде чем погрузиться в обучение, важно настроить внутреннее пространство ребенка
Используйте карточки, рисунки, сказки. Визуальные образы активируют воображение. Придумайте вместе «героя» или «символ» для каждой новой темы. Например, наука — это волшебник, который показывает фокусы, а история — это путешественник во времени. Эти образы помогают удерживать внимание и превращают абстрактные понятия в понятные и близкие.
Любопытство — телесно. Пусть трогает, нюхает, рисует, собирает. Информация, пройденная через ладони, остается навсегда.
Делайте вместе поделки, лепите, создавайте модели. Например, изучая строение вулкана, можно слепить его из пластилина или сделать макет с помощью бутылки и соды. Чем больше ребенок взаимодействует с объектами физически, тем больше формируется нейронных связей.
Делайте вместе поделки, лепите, создавайте модели. Например, изучая строение вулкана, можно слепить его из пластилина или сделать макет с помощью бутылки и соды. Чем больше ребенок взаимодействует с объектами физически, тем больше формируется нейронных связей.
Сядьте рядом. Не проверяйте. Спросите: «А как бы ты это объяснил другому ребенку?». Когда малыш становится учителем, он начинает учиться.
Совместные обсуждения, обмен ролями (ребенок — учитель, родитель — ученик), семейные викторины и «дебаты» по интересным вопросам развивают не только знания, но и уверенность, социальные навыки, умение аргументировать. Пусть обучение станет вашим совместным приключением, а не обязанностью.
Совместные обсуждения, обмен ролями (ребенок — учитель, родитель — ученик), семейные викторины и «дебаты» по интересным вопросам развивают не только знания, но и уверенность, социальные навыки, умение аргументировать. Пусть обучение станет вашим совместным приключением, а не обязанностью.
Прежде чем погрузиться в обучение, важно настроить внутреннее пространство ребенка. Простая, но глубокая практика поможет открыть в нем поток внимания и любопытства.
- Зажгите свечу (или фонарик).
- Вместе с ребенком сделайте глубокий вдох.
- На выдохе протяните любой звук, как будто открываете «дверь в новое».
- Спросите: «Какое чувство внутри? Какое знание сегодня хочет прийти?». Эту практику можно повторять перед началом нового урока или чтения. Она помогает переключить внимание, настроиться на процесс и почувствовать эмоциональную связь с моментом.
Это — не игра. Это настройка на внутренний интерес. Это — доверие.
Ребенок не рождается ленивым. Он рождается внимательным. И если этот внимательный рост не поддержан, он замирает. Но вы можете вернуть его. Мягко. Телесно. Через себя.
Помните: ваше собственное любопытство — самый сильный пример. Делитесь открытиями, рассказывайте, чему научились сегодня вы сами. Дети учатся не на словах, а через атмосферу. Итак, что нового вы готовы узнать сегодня вместе с малышом?
Ранее мы рассказывали, как детская поэзия помогает образованию.
Фото: свободные интернет-источники
Ребенок не рождается ленивым. Он рождается внимательным. И если этот внимательный рост не поддержан, он замирает. Но вы можете вернуть его. Мягко. Телесно. Через себя.
Помните: ваше собственное любопытство — самый сильный пример. Делитесь открытиями, рассказывайте, чему научились сегодня вы сами. Дети учатся не на словах, а через атмосферу. Итак, что нового вы готовы узнать сегодня вместе с малышом?
Ранее мы рассказывали, как детская поэзия помогает образованию.
Фото: свободные интернет-источники