Эксперт: Марина Ликсина — педагог с международным опытом, специалист по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Школьная среда полна стимулов: громкие звонки, шум в коридорах, яркий свет ламп и даже запах еды в столовой. У детей с аутизмом такие сенсорные раздражители вызывают сильный дискомфорт, приводят к стрессу или даже физической боли. Родителям стоит обсудить с учителями возможность использования наушников с шумоподавлением или тихих зон для отдыха. Педагогам важно наблюдать за признаками перегрузки, такими как закрывание ушей или уход в себя, и оперативно корректировать окружение.
Перемены, обеды или свободное время — периоды без четкого расписания пугают ребенка с аутизмом, который привык к рутине. В такие моменты они чувствуют себя потерянными, что приводит к тревоге или изоляции. Родители могут подготовить ребенка заранее, рассказывать о типичном дне в школе, а учителя — ввести визуальные расписания или назначить «друга-помощника» для совместных игр.
Дети с аутизмом часто испытывают трудности в выражении мыслей: они могут не понимать сарказм, метафоры или невербальные сигналы. Это приводит к недоразумениям с учителями и одноклассниками, когда ребенок кажется «непослушным». Педагогам рекомендуется использовать простые прямые инструкции и визуальные пособия, такие как карточки с картинками. Родители помогут, если поделятся примерами успешных стратегий общения дома.
Из-за накопленного стресса от школьных нагрузок ребенок может впасть в истерику, крики или даже повредить сам себя. Это не капризы, а реакция на переполняющие эмоции, которые ребенок не в состоянии контролировать. Важно не наказывать, а создать спокойное пространство для восстановления. Родителям и учителям важно сотрудничать: подготовить план действий на такие случаи и включить в него техники релаксации. Например, глубокое дыхание.
Дети с аутизмом часто не понимают социальных норм, что делает их уязвимыми для насмешек или исключения из группы. Сверстникам они могут казаться «странными», что усиливает изоляцию. Педагогам стоит проводить уроки толерантности и мониторить взаимодействия. Родители могут научить ребенка базовым навыкам дружбы через ролевые игры, и обсуждать инциденты со школой.
В России инклюзивное образование развивается, и с правильной поддержкой дети с аутизмом не только адаптируются, но и раскрывают свой потенциал
Изменение в расписании, отмена урока или новая тема, может вызвать панику, так как аутисты предпочитают предсказуемость. Это сказывается на концентрации и успеваемости. Для смягчения ситуации используйте визуальные календари и предварительные предупреждения. Родители помогут, если подготовят ребенка к возможным сюрпризам заранее.
Сложности с концентрацией внимания, обработкой информации или моторными навыками, например, письмом, мешают усвоению материала. Ребенок может блестяще знать тему, но не суметь ее выразить. Ключ к успеху — индивидуальные образовательные планы (ИОП) с адаптированными заданиями. Педагогам полезно фокусироваться на сильных сторонах ребенка, а родителям отслеживать прогресс дома.
В ответ на неудовлетворение своих потребностей, недостижение целей ребенок может бросать вещи, бить себя или других. Это часто маскирует боль от непонимания, а не злой умысел. Школа должна иметь протоколы безопасности, а родители — делиться с учителями триггерами. Терапия, ABA или сенсорная интеграция, поможет снизить частоту таких инцидентов.
Школьные предметы могут не интересовать ребенка, если они не связаны с его узкими увлечениями. Это приводит к апатии или отказу от заданий. Педагогам стоит интегрировать интересы ребенка в уроки, например, математику через любимые темы, а родителям — поощрять хобби, чтобы дети больше вовлекались, были мотивированными.
Без открытого диалога учителя могут не знать о специфике аутизма ребенка, а родители — о школьных вызовах. Это усугубляет проблемы. Регулярные встречи, обмен информацией о сильных сторонах и стратегиях — основа успеха. Родители имеют право на инклюзивное образование, но закон не требует раскрытия диагноза сразу.
Понимание этих проблем — первый шаг к созданию поддерживающий среды. Родителям и педагогам важно работать сообща: делиться знаниями, внедрять личностные подходы и при необходимости привлекать психологов и логопедов. В России инклюзивное образование развивается, и с правильной поддержкой дети с аутизмом не только адаптируются, но и раскрывают свой потенциал.
Ранее мы рассказывали о том, что делать учителям, одноклассникам и их родителям в ситуации, если особенный ребенок учится в общеобразовательной школе.
Понимание этих проблем — первый шаг к созданию поддерживающий среды. Родителям и педагогам важно работать сообща: делиться знаниями, внедрять личностные подходы и при необходимости привлекать психологов и логопедов. В России инклюзивное образование развивается, и с правильной поддержкой дети с аутизмом не только адаптируются, но и раскрывают свой потенциал.
Ранее мы рассказывали о том, что делать учителям, одноклассникам и их родителям в ситуации, если особенный ребенок учится в общеобразовательной школе.