10 школьных проблем детей с аутизмом, о которых важно знать родителям и педагогам

10 школьных проблем детей с аутизмом, о которых важно знать родителям и педагогам
Аутизм — спектр расстройств, которые влияют на общение, социальное взаимодействие и поведение ребенка. В школьной среде эти особенности могут стать вызовом, но с правильным подходом дети с аутизмом способны успешно учиться и адаптироваться. Главное — не пытаться изменить ребенка, а создать для него среду, в которой он сможет раскрыться, считает Марина Ликсина — педагог с международным опытом. Разберем 10 распространенных школьных проблем, о которых чаще всего говорят специалисты, чтобы помочь вам лучше ориентироваться в ситуации и найти эффективные стратегии поддержки.

Эксперт: Марина Ликсина — педагог с международным опытом, специалист по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

1. Сенсорная перегрузка

Школьная среда полна стимулов: громкие звонки, шум в коридорах, яркий свет ламп и даже запах еды в столовой. У детей с аутизмом такие сенсорные раздражители вызывают сильный дискомфорт, приводят к стрессу или даже физической боли. Родителям стоит обсудить с учителями возможность использования наушников с шумоподавлением или тихих зон для отдыха. Педагогам важно наблюдать за признаками перегрузки, такими как закрывание ушей или уход в себя, и оперативно корректировать окружение.

2. Неструктурированные ситуации

Перемены, обеды или свободное время — периоды без четкого расписания пугают ребенка с аутизмом, который привык к рутине. В такие моменты они чувствуют себя потерянными, что приводит к тревоге или изоляции. Родители могут подготовить ребенка заранее, рассказывать о типичном дне в школе, а учителя — ввести визуальные расписания или назначить «друга-помощника» для совместных игр.

3. Трудности в коммуникации

Дети с аутизмом часто испытывают трудности в выражении мыслей: они могут не понимать сарказм, метафоры или невербальные сигналы. Это приводит к недоразумениям с учителями и одноклассниками, когда ребенок кажется «непослушным». Педагогам рекомендуется использовать простые прямые инструкции и визуальные пособия, такие как карточки с картинками. Родители помогут, если поделятся примерами успешных стратегий общения дома.

4. Эмоциональные всплески и мелтдауны

Из-за накопленного стресса от школьных нагрузок ребенок может впасть в истерику, крики или даже повредить сам себя. Это не капризы, а реакция на переполняющие эмоции, которые ребенок не в состоянии контролировать. Важно не наказывать, а создать спокойное пространство для восстановления. Родителям и учителям важно сотрудничать: подготовить план действий на такие случаи и включить в него техники релаксации. Например, глубокое дыхание.

5. Социальная изоляция и буллинг

Дети с аутизмом часто не понимают социальных норм, что делает их уязвимыми для насмешек или исключения из группы. Сверстникам они могут казаться «странными», что усиливает изоляцию. Педагогам стоит проводить уроки толерантности и мониторить взаимодействия. Родители могут научить ребенка базовым навыкам дружбы через ролевые игры, и обсуждать инциденты со школой.
В России инклюзивное образование развивается, и с правильной поддержкой дети с аутизмом не только адаптируются, но и раскрывают свой потенциал
В России инклюзивное образование развивается, и с правильной поддержкой дети с аутизмом не только адаптируются, но и раскрывают свой потенциал

6. Стресс от изменений

Изменение в расписании, отмена урока или новая тема, может вызвать панику, так как аутисты предпочитают предсказуемость. Это сказывается на концентрации и успеваемости. Для смягчения ситуации используйте визуальные календари и предварительные предупреждения. Родители помогут, если подготовят ребенка к возможным сюрпризам заранее.

7. Академические трудности

Сложности с концентрацией внимания, обработкой информации или моторными навыками, например, письмом, мешают усвоению материала. Ребенок может блестяще знать тему, но не суметь ее выразить. Ключ к успеху — индивидуальные образовательные планы (ИОП) с адаптированными заданиями. Педагогам полезно фокусироваться на сильных сторонах ребенка, а родителям отслеживать прогресс дома.

8. Агрессия и самоагрессия

В ответ на неудовлетворение своих потребностей, недостижение целей ребенок может бросать вещи, бить себя или других. Это часто маскирует боль от непонимания, а не злой умысел. Школа должна иметь протоколы безопасности, а родители — делиться с учителями триггерами. Терапия, ABA или сенсорная интеграция, поможет снизить частоту таких инцидентов.

9. Низкая мотивация

Школьные предметы могут не интересовать ребенка, если они не связаны с его узкими увлечениями. Это приводит к апатии или отказу от заданий. Педагогам стоит интегрировать интересы ребенка в уроки, например, математику через любимые темы, а родителям — поощрять хобби, чтобы дети больше вовлекались, были мотивированными.

10. Недостаточное сотрудничество школы и родителей

Без открытого диалога учителя могут не знать о специфике аутизма ребенка, а родители — о школьных вызовах. Это усугубляет проблемы. Регулярные встречи, обмен информацией о сильных сторонах и стратегиях — основа успеха. Родители имеют право на инклюзивное образование, но закон не требует раскрытия диагноза сразу.

Понимание этих проблем — первый шаг к созданию поддерживающий среды. Родителям и педагогам важно работать сообща: делиться знаниями, внедрять личностные подходы и при необходимости привлекать психологов и логопедов. В России инклюзивное образование развивается, и с правильной поддержкой дети с аутизмом не только адаптируются, но и раскрывают свой потенциал.

Ранее мы рассказывали о том, что делать учителям, одноклассникам и их родителям в ситуации, если особенный ребенок учится в общеобразовательной школе.

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (nbww73hg8uzroxc8)