Автор: Валентина Красникова, мама 17 детей, эксперт по стратегическому воспитанию.
«Самое главное, что мы можем дать ребенку в сентябре, — это не только портфель и режим, а ощущение, что он не один в этом новом этапе. Что его видят, слышат и поддерживают», — утверждает Валентина Красникова.
Именно поэтому важно не просто задавать вопросы «Что задали?» или «Как прошел день?», а обращаться к тем темам, которые действительно раскрывают внутреннее состояние ребенка. Вот три вопроса, которые стоит задать в сентябре каждому школьнику — не для галочки, а ради настоящего контакта.
Именно поэтому важно не просто задавать вопросы «Что задали?» или «Как прошел день?», а обращаться к тем темам, которые действительно раскрывают внутреннее состояние ребенка. Вот три вопроса, которые стоит задать в сентябре каждому школьнику — не для галочки, а ради настоящего контакта.
Этот вопрос помогает не только настроить ребенка на активную позицию, но и подсказывает взрослым, что для него действительно важно. Не все дети формулируют цели осознанно, но у каждого внутри есть стремление к росту, интересу, самовыражению. Родитель, который задает этот вопрос, как будто говорит:«Ты можешь расти. Ты можешь выбирать. Что ты хочешь изменить в себе, в своих привычках, в учебе, в отношениях?»
Ответы могут быть скромными — и это нормально. Главное не судить, а поддержать даже самое простое:
Ответы могут быть скромными — и это нормально. Главное не судить, а поддержать даже самое простое:
- «Хочу не опаздывать»
- «Хочу научиться говорить спокойно»
- «Хочу не бояться спрашивать»
Каждая такая фраза — подсказка. Не план для действия, а направление, в котором стоит поддержать ребенка.
Звучит просто, но именно этот вопрос очень часто упускается. Родители спешат контролировать, исправлять, направлять. Но редко спрашивают: а нужна ли тебе сейчас моя помощь, и если да — в чем?
Этот вопрос учит ребенка:
Этот вопрос учит ребенка:
- обращаться за поддержкой, не боясь осуждения;
- видеть в родителе партнера, а не надзирателя;
- осознавать собственные потребности.
Спросите не для отчета. Даже если он скажет: «Ни в чем», — это уже знак, что ребенок чувствует свою силу. А если попросит помощи — не спешите решать за него, помогите найти путь.
Важно: такой вопрос не должен звучать, как попытка влезть в личное. Это не «Ты точно сделал математику?», а «Где тебе сейчас тяжело и как я могу быть рядом?»
Если родители не спрашивают, в чем ребенку тяжело, он думает, что его трудности никому не важны
Сентябрь часто приносит скрытые напряжения: новое расписание, учителя, смена круга общения, даже просто смена режима после лета. Иногда ребенок не может это сформулировать — он просто капризничает, замыкается, протестует.
Если родители не спрашивают, в чем ребенку тяжело, он думает, что его трудности никому не важны. А значит — замыкается в себе. И тогда взрослые теряют контакт с детьми.
Этот простой вопрос учит ребенка анализировать эмоции и искать ресурсы. Он не чувствует себя один на один с трудностью. Важно не исправлять, не давать советов, а просто слушать.
Если ребенок говорит:
Если родители не спрашивают, в чем ребенку тяжело, он думает, что его трудности никому не важны. А значит — замыкается в себе. И тогда взрослые теряют контакт с детьми.
Этот простой вопрос учит ребенка анализировать эмоции и искать ресурсы. Он не чувствует себя один на один с трудностью. Важно не исправлять, не давать советов, а просто слушать.
Если ребенок говорит:
- «Мне сложно рано вставать»
- «Я боюсь отвечать у доски»
- «Я не понимаю математику»
- «Мне грустно, что нет времени на игры»
— это уже шаг ко внутреннему взрослению. Задача родителя — не обесценить, не перебить, а сказать: «Давай подумаем вместе, что можно сделать».
Иногда ребёнок не готов открыто говорить. Тогда стоит создать особую атмосферу. Один из работающих приёмов игра «Свеча доверия».
Как играть:
Вечером выключите свет. Зажгите свечу. Каждый по очереди берёт её в руки и делится чем-то важным:
- что расстроило;
- что порадовало;
- что испугало;
- в чем преодолел себя или, наоборот, спасовал.
Остальные слушают молча, не перебивая и не комментируя. Даже если сначала ребенок будет молчать или хихикать, не давите. Просто говорите сами. Со временем он захочет быть услышанным и тоже заговорит. Эта практика развивает навык внутренней рефлексии, укрепляет связи в семье и учит самому важному говорить о сложном спокойно и честно.
Да, ребенок имеет право на мнение. Да, важно говорить и слушать. Но, как подчеркивает Валентина, эмоции — не главный ориентир. Мы не подстраиваемся под чувства, а учим жить с ними грамотно. Мы не следуем за желаниями, а показываем путь, где есть и цель, и смысл. Поэтому вопросы — не для того, чтобы выяснить «удобно ли ему», а чтобы научить думать, делать выводы и становиться сильнее.
Сентябрь — хорошее время не только для учебных планов, но и для новых форматов общения в семье. Поговорите по-настоящему. Без давления. Без фраз из школьного дневника. С интересом и уважением. И пусть эти вопросы станут традицией, которая будет помогать вашему ребенку не просто учиться, а взрослеть.
Ранее Валентина Красникова рассказывала, как воспитать ребенка с ценностями.
Сентябрь — хорошее время не только для учебных планов, но и для новых форматов общения в семье. Поговорите по-настоящему. Без давления. Без фраз из школьного дневника. С интересом и уважением. И пусть эти вопросы станут традицией, которая будет помогать вашему ребенку не просто учиться, а взрослеть.
Ранее Валентина Красникова рассказывала, как воспитать ребенка с ценностями.