Меню

Образование

Детская «революция» — что такое возрастные кризисы у детей и как перестать их бояться

Детская «революция» — что такое возрастные кризисы у детей и как перестать их бояться
У вашего ребенка резко изменилось поведение и далеко не в лучшую сторону? Вчера общительное, милое и усидчивое чадо радовало успехами, а сегодня превратилось в замкнутого «нехочуху» или агрессивного тирана? Это проявляются детские возрастные кризисы. Как безболезненно их преодолеть? Когда родители могут справиться сами, а в каких случаях рекомендуется помощь специалиста, расскажет психолог Анастасия Мелкая.
AD
AD
Каждый из нас рождается на свет с уникальным набором генетических, биологических, физиологических и психологических особенностей. Каждый человек с момента рождения наделен различными предрасположенностями и базовыми установками. Но то, каким ребенок вырастет, зависит от социально-бытовых условий и конкретных обстоятельств, в которых будет формироваться личность.

В зависимости от среды воспитания у ребенка будут сформированы и усовершенствованы те навыки, для которых была создана благодатная почва в процессе взросления.

Детский возрастной кризис: болезнь или необходимый этап?

Помимо среды воспитания на формирование личности влияют возрастные кризисы. С точки зрения психологии это необходимый этап, связанный с переходом человека на следующую ступень развития. Чтобы попасть на следующий уровень, надо расстаться с устаревшими и уже не работающими установками, освоить новые и успешно адаптироваться к ним. Это непростая внутренняя работа, поэтому во время кризиса эмоциональное и психическое здоровье проходит серьезные испытания. Для кого-то такие периоды практически безболезненны. Но в некоторых случаях человек не в состоянии самостоятельно справиться с этим переходом, тогда стоит обратиться за помощью к психологам.

На пути развития личность проходит несколько возрастных кризисов или, как их еще называют, кризисов развития.
  1. Кризис новорожденности наступает, когда ребенку приходится покидать свое теплое безопасное место у мамы в животе и учиться самостоятельно дышать, питаться, привлекать внимание к своим потребностям.
  2. Кризис первого года. Это малый кризис, связан с переходом ребенка от этапа младенчества к раннему детству.
  3. Кризис трех лет (самоидентификация). Именно в этот момент у многих появляются первые воспоминания о своем детстве. Ребенок начинает демонстрировать самостоятельность и независимость, осознавать себя и активно искать пути влияния на окружающий мир. Происходит гормональная перестройка, чреватая серьезным кризисом. Может сопровождаться непослушанием, гиперактивностью, конфликтностью.
  4. Кризис семи лет. Период начала обучения в школе, ребенок вступает в новый этап социализации. Необходимость налаживать отношения с педагогами и одноклассниками, перерабатывать огромное количество информации, привыкать к новому режиму дня. Происходит вступление в фазу активного физического развития, что сказывается на эмоциональном и психическом состоянии ребенка.
  5. Подростковый кризис (13 лет). В это время с ребенком происходят не только психологические, но и физиологические, и биологические изменения. Период полового созревания и интенсивного физического роста сопровождается нестабильным эмоциональным фоном. Гормональные подростковые бури сопровождаются частыми перепадами настроения, ранимостью, повышенной возбудимостью, проявлением агрессии и несдержанности.
  6. Кризис юношества (18 лет). Начинается сепарация от родителей и профессиональное самоопределение. Это этап перехода от школьной жизни к началу взрослого самостоятельного пути. Неудивительно, что подростки во время кризиса юношества часто испытывают различные страхи — не сдать экзамен, не поступить в ВУЗ, не справиться с ответственностью за свои решения.
  7. Кризис тридцати лет. На этом этапе человек впервые подводит итоги своей жизни и оценивает свой потенциал. Это период переоценки ценностей, время для сопоставления планов и мечтаний с достигнутыми результатами.
  8. Кризис среднего возраста (45 лет). Время, когда человек начинает всерьез задумываться над смыслом жизни и оценивает свои достижения. От ответов на эти вопросы зависит, как будет прожит этот этап.
  9. Кризис поздней взрослости (60-65 лет). В этот период большинство людей становятся пенсионерами, их дети уже давно ведут самостоятельную жизнь, а проблемы со здоровьем и навязанный обществом стереотип о старости навевает мысли о невозможности что-то менять.
Из девяти возрастных кризисов пять приходятся на детский возраст. Порядок их переживания зависит от психологических особенностей ребенка, его характера и темперамента, среды воспитания. Но даже при самом благоприятном раскладе в переходные периоды нервная система ребенка нестабильна и требует повышенного внимания со стороны родителей.
AD
AD

Почему кризисы развития нельзя игнорировать

Все люди по-разному переживают критические периоды. «Большой» подростковый кризис затрагивает всех, а вот остальные переломные этапы кому-то даются легче, а кому-то труднее. Во время кризисов часто происходит переоценка собственной жизни, и нередко случается так, что эти переживания эмоционально тяжело проживать самостоятельно, без помощи родных или специалистов.

Взрослый, психически здоровый человек в состоянии адекватно оценить происходящие с ним перемены и в случае необходимости принять решение об обращении к психологу. А вот ребенок или подросток в такие моменты остро нуждается в поддержке.

Не все родители могут разобраться, что происходит с ребенком и что нужно делать. Они начинают замечать серьезные изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка. В разные периоды это может проявляться в виде демонстративных протестов, неконтролируемой агрессии, угнетенного настроения, истерик. Такие проявления считаются нормой, но чтобы не допустить серьезных последствий важно правильно и своевременно расставлять границы.
Есть и опасные последствия детских критических периодов. В кризис младшего школьного возраста ребенок может делать попытки уйти из дома, в подростковый переломный момент — пристраститься к пагубным привычкам или связаться с дурной компанией. Если взрослые будут делать вид, что ничего не происходит, игнорировать видимые симптомы, то ситуация может выйти из-под контроля, и тогда родителям будет труднее справиться с ней и ее последствиями.

Ошибки родителей. Можно ли обойтись без психолога?

До недавних времен в нашей стране к психологу обращались в последнюю очередь.
В СССР психология и психотерапия существенно различались. Люди, отягощенные серьезными психическими проблемами, обращались к врачам-психиатрам, тогда как психология считалась академической дисциплиной и занималась научными теориями, а не работой с пациентами. К тому же, у людей не было привычки заботиться о своем психическом состоянии, как о физиологическом, например, о здоровье зубов или сердечно-сосудистой системы.

Сейчас психологическая культура стремительно развивается, и все больше людей обращаются за помощью к психологам. Но и в настоящее время на некоторых влияет ряд когнитивных искажений, мешающий им обратиться к специалисту.
  1. Только больным нужен психолог, а я здоров.
  2. Я не хочу, чтобы психолог лез ко мне в душу.
  3. Психолог работает за деньги и толку от этих встреч не будет.
  4. Поговорить по душам я могу и с друзьями.
  5. Психолог не должен иметь своих проблем.
AD
AD
Столкнувшись с проблемой своего ребенка, родитель хочет «вылечить/исправить» свое неидеальное чадо, привести его к общепринятым нормам или собственным стандартам. В этот момент возникает главный вопрос: на самом ли деле у ребенка есть проблемы или это просто «неудобный ребенок», который не слушается или ведет себя не так, как надо?

Первым делом родитель начинает искать проблему во внешнем факторе — в своем ребенке, но при этом исключает аспект собственного влияния на формирующуюся личность.

Три основных ошибки родителей в воспитании детей

Какое поведение родителей приводит к проблемам в поведении ребенка и вызывает необходимость профессиональной психологической помощи.
  1. Непоследовательность. Если родитель установил правило, то его нужно либо соблюдать, либо отменить, и обязательно это проговорить. Если взрослый что-то пообещал — он должен держать свое слово. Важно быть последовательным, это вызовет доверие ребенка и минимизирует попытки манипулирования.
  2. Разные взгляды на воспитание в семье. Взрослые должны договориться, какой линии воспитания они будут придерживаться в отношении своего ребенка. Все активно участвующие взрослые (бабушки, дедушки, няни и др.) тоже должны эти правила неуклонно соблюдать.
  3. Отсутствие внимания к ребенку. Детям необходимо внимание родителей, проявление искреннего интереса к их радостям и проблемам, сопереживание при болезни, поддержка в конфликтах. Недостаток родительского внимания влечет за собой неумение любить и принимать себя, агрессивность, тревожность, панические состояния и физические недуги.
Если родители стараются не совершать эти ошибки, есть все шансы на относительно спокойное преодоление детских кризисов без помощи специалистов. Но такой фактор, как психологическая эмоциональная нестабильность родителей, может стать причиной серьезных проблем у ребенка. В этом случае взрослый должен начинать с себя, позаботиться о своем здоровье, обратившись к психологу. Тут мы вновь сталкиваемся с отрицанием необходимости взрослого человека в первую очередь проработать свои проблемы.
AD
AD

Пять причин почему родители не идут к психологу

  1. Боязнь, что психолог уличит в родительской несостоятельности и сообщит, что эмоциональные расстройства ребенка связаны с семейными взаимоотношениями. Тогда придется менять свою жизнь, поведение и стратегию воспитания. Гораздо проще изменить ребенка, чем работать над собой.
  2. Ошибочное мнение, что если ребенку требуется помощь специалиста, то это — личная несостоятельность родителя.
  3. Страх, что кто-то узнает о визитах к психологу, и общество повесит ярлык и на ребенка, и на семью в целом.
  4. Родители не хотят замечать проблему или постоянно находят причины для ее отрицания — «перерастет», «все само пройдет».
  5. Желание взрослого справиться с проблемами ребенка самостоятельно, прочитав несколько статей и советов на тему детских кризисов.

Почему терапевтическая работа только с ребёнком не эффективна

Есть две основные причины, по которым психологи советуют родителям проходить терапию совместно с ребенком.

Первая состоит в том, что ребенок не понимает, что он делает не так и зачем ему прилагать усилия к изменениям. Соответственно, сопротивление ребенка любым непонятным переменам будет расти, а без личной работы клиента (пусть и ребенка) терапия не даст нужных результатов.

Вторая проблема — в негативном влиянии на ребенка социальной среды. В таких случаях невозможно добиться положительной динамики без изменения условий жизни и воспитания ребенка. Допустим, что среда, в которой растет ребенок, сформировала у него неприемлемый паттерн поведения, и с этой проблемой семья приходит за помощью к психологу. Если специалист попытается изменить поведение ребенка без работы над родительским воспитанием (реакциями на поступки ребенка, атмосферой в семье), то результатов терапии не будет.
К исключениям относятся серьёзные внешние травмирующие ситуации: смерть близких, развод родителей, появление второго ребенка в семье, присутствие во время страшных событий вне семьи, военные действия, землетрясения и др. Но даже в таких сложных случаях правильная коммуникация внутри семьи и эмоциональный контакт с ребенком дадут лучшие результаты.
AD
AD

Что может сделать психолог

Психолог помогает родителям разобраться в том, что происходит с их ребенком и с ними самими. Специалист проводит беседу и анализирует ситуацию, в которой оказалась семья, определяет центральный конфликт и дает рекомендации по преодолению трудностей. Родители должны понимать причины возникновения проблем в семье и быть готовы к активным изменениям собственных поведенческих установок, только в этом случае терапия принесет реальную пользу. Результатом совместной работы станет нормализация поведения и эмоционального состояния ребенка, возвращение гармонии семейных отношений.

Родительская работа с детским кризисом. Первые шаги

Если вы столкнулись с проблемой поведения ребенка, не стоит отчаиваться и опускать руки. Справиться с ситуацией поможет совместная семейная работа.
С чего стоит начать?
  1. Признать, что проблема существует и в жизни каждого человека бывают ошибки, но только сильные люди способны признавать свою неправоту и предпринимать действия по исправлению ситуации.
  2. Проанализировать, что хотелось бы изменить во взаимоотношениях и как можно к этому прийти.
  3. Позаботиться о себе — больше отдыхать, найти время заняться тем, что приносит вам удовольствие.
  4. Изучать литературу, которая поможет вам понять, что вы делаете не так и как это исправить.
  5. Разрешить себе право на ошибку. Вы не обязаны всегда знать, как поступать правильно, все ошибаются, и не стоит себя упрекать за это. Важнее понимать, как можно повлиять на ситуацию, чтобы улучшить ее.
AD
AD
Работая над собой, вы даете своему ребенку шанс прожить более счастливую жизнь. Постройте себе такую жизнь, какую вы желаете своему ребенку! И помните, что после кризиса всегда следует стабильный период.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325