Меню

Здоровье

Не все станут жертвами: как распознать у ребенка склонность к страданиям

Не все станут жертвами: как распознать у ребенка склонность к страданиям
Согласно исследованию, 42% родителей переживают за ментальное здоровье своих детей. Психолог Марина Велес расскажет, как распознать у ребенка склонность к страданиям, чем родители могут ему помочь, и в каких случаях необходимо неотложно обратиться к специалисту.

Что такое синдром жертвы

Синдром жертвы — это приобретенная черта личности, когда человек не может взять ответственность за свою жизнь, не признает свои успехи, обвиняет себя и других и бесконечно страдает. Все мы бываем в таком состоянии периодически, но когда это становится жизненным сценарием, человек не может быть счастливым. Часто синдром жертвы начинает формироваться в детстве, поэтому важно обращать внимание на поведение детей и вовремя обращаться за помощью.

Признаки жертвенного поведения у детей

Сложность в самоидентификации и негативное знание о себе

Задайте вопрос ребенку: «Кто ты?» «Какой ты?» Дети с синдромом жертвы, как правило, затрудняются ответить, или отзываются о себе негативно. Например: «я глупый, толстый, странный». Им свойственна самокритика.

Если спросить таких детей о прошлом, событиях в детстве, они вспомнят именно о негативных ситуациях, где они не справились, испытали стыд или вину.

Если ребенок когда-то поступил «неправильно», а родители долго раздражаются — напоминают о той ситуации, делают акцент на подобных поступках, то ребенку начинает казаться, что он и сам никуда не годится. Подсознательно он делает вывод: «Значит, я плохой, если самые важные люди в жизни мной недовольны.»

О будущем дети-жертвы тоже думают пессимистично — тяжелые воспоминания перетекают в негативные прогнозы: «я буду дворником работать», «я обязательно проиграю», «в конце четверти получу двойку».

Зависимое поведение

Такой ребенок зависим от других — ему страшно проявиться и вызвать критику. Если он начинает какое-то дело, то с уверенностью, что провалит его. Он верит в свою беспомощность, поэтому не проявляет инициативу. Например, в школе ребенок с мышлением жертвы никогда не поднимает руку, потому что боится привлекать к себе внимание.

Спасательство

Постоянная помощь другим в ущерб себе: ребенок стремится быть удобным, решать чьи-то проблемы, игнорируя свои потребности. Например: раздает игрушки, дает списать, берет на себя чью-то вину. В глубине такого поведения лежит спасательство и стремление к жертвенности. Спасатели «причиняют добро», а сами остаются без сил и продолжают страдать.

Устойчивые болезни

У ребенка появляются рецидивирующие заболевания — они могут быть одновременно разные и перетекать из одной в другую.

Болезнь может быть защитой от слишком давящих и критикующих родителей. Когда ребенок плохо себя чувствует, его окружают заботой — и тогда для него это единственный способ вызвать любовь родителей.

Иногда родные могут сами неосознанно поощрять болезненность детей. Например, если у мамы и папы сложные отношения, то переживания о ребенке объединяют их — в такие моменты они забывают о конфликтах.

Самоповреждение

Повреждения могут быть явными: ребенок грызет ногти, кусает губы, царапает кожу. И косвенные: часто разбивает колени, набивает шишки, ударяется об углы.

«Селфхарм» — признак жертвы, потому что ей свойственно чувство вины — так она неосознанно себя наказывает.

Непростые отношения со сверстниками

За враждебностью тоже прячется жертва, которая неосознанно выбрала тактику «преследователя». Ребенок может страдать от насилия дома, а отыгрывать агрессию на других. Если родители его подавляют и запрещают выражать эмоции, то весь накопленный гнев, который опасно высказывать близким, он выливает на сверстников, и таким образом «преследует» их.

И есть другая крайность — когда ребенка обижают и буллят, а он терпит. У таких детей тоже подавлена агрессия, но они могут выражать ее только пассивно. Гнев копится внутри долгие годы, и в какой-то момент может трансформироваться в ярость.

Почему у детей появляется жертвенное поведение

  1. Как правило, дети-жертвы вырастают у родителей-жертв. Важно посмотреть, какое отношение у родителей к себе. Например, мама ребенка может думать о себе плохо и идентифицировать себя как плохая мать, неуспешная женщина
  2. Если во время беременности или рождения малыша происходили тяжелые события, то на младенца могли повлиять гормоны стресса, потому что мама и дитя связаны одной нервной и кровеносной системой
  3. Мать может быть активной и опекающей, но заниматься спасательством — заботиться обо всех в ущерб себе. Тогда ребенок перенимает эти тенденции
Дети копируют родительские стратегии и отношение к ним, и часто усиливают это. Отец и мать могут иметь не много признаков жертвенного поведения, а из ребенка сделать тяжелую жертву.
Копирование поведения осуществляется зеркальными нейронами — с точки зрения природы, чем больше ребенок похож на родителей, тем меньше шансов, что они его бросят. Даже если близкие скрывают какие-то вредные привычки, дети на невербальном уровне это считывают и могут вести себя также.
Как изменить жертвенное мышление, помочь ребенку и себе:
  1. Интересуйтесь мнением ребенка и давайте ему свободу выбора. Спрашивайте, что он хотел бы на завтрак, позволяйте самому выбирать одежду, кружки, друзей
  2. Соблюдайте границы. Не стоит выворачивать карманы, лезть в ящик, портфель, телефон без предупреждения
  3. Поддерживайте и хвалите ребенка даже за маленькие победы, а если что-то не получилось, подбадривайте: «Да, милый, сейчас не вышло, но ты очень старался. В следующий раз обязательно получится, я в тебя верю!»
  4. Не используйте стыд и вину как инструмент воспитания. Это самые угнетающие эмоции
  5. Редактируйте воспоминания. К примеру, родители напоминали ребенку, что в раннем детстве он был болезненный, неказистый, проблемный, и это сформировало его мнение о себе. Постепенно меняйте эти представления. Например: «В детстве ты хорошо рассказывал стихи, ходить научился рано, говорить начал быстрее, чем многие дети»
  6. Пересмотрите воспоминания о себе — признайте достижения, простите себя за ошибки и поблагодарите за бесценный опыт
  7. Выписывайте все уничижительные установки о себе и меняйте на положительные. Произносите позитивные мысли в присутствии ребенка

Как понять, что без помощи специалиста уже не обойтись?

  1. Когда появляется самоповреждающее поведение
  2. Если ребенок дерется и «буллит» сверстников, или это происходит в отношении него
  3. Когда у ребенка возникают мысли о смерти, желание покончить с жизнью
  4. Частые и затянувшиеся болезни. Они могут быть не такими серьезными, но их количество уже переходит всякие нормы. Не стоит ждать, пока психосоматика перейдет в патологию, и начнутся необратимые процессы. Помимо медикаментов, важно поработать с головой — обязательно обратиться к детскому психологу
Если в семье адекватные отношения, но ребенок выглядит подавленно, то могли произойти события, о которых родители не знают — физическое или моральное насилие, буллинг. Если родные видят, что ребенок замыкается, что он в депрессии, то нужно обязательно обращаться к специалисту.
Марина Велес –– психолог, автор книги «Управляй собой. Владей миром», коуч, мастер нейролингвистического программирования.
Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325