У каждого родителя есть собственные представления о том, когда стоит отправлять ребенка в первый класс. Кто-то ориентируется исключительно на возраст ребенка, кто-то полагает, что чтение по слогам и устный счет — это ключ к начальной школе.
На самом деле, знание алфавита, умение читать, писать и считать к определенному возрасту — это, безусловно, важно, но недостаточно для того, чтобы определить готовность ребенка к первому классу.
Каждый взрослый должен понимать, что понятие готовности к школе — это совокупность трех основных факторов: физиологической, педагогической и психологической готовности. На эти факторы стоит обратить особое внимание.
На самом деле, знание алфавита, умение читать, писать и считать к определенному возрасту — это, безусловно, важно, но недостаточно для того, чтобы определить готовность ребенка к первому классу.
Каждый взрослый должен понимать, что понятие готовности к школе — это совокупность трех основных факторов: физиологической, педагогической и психологической готовности. На эти факторы стоит обратить особое внимание.
Этот фактор готовности ребенка к школе состоит из трех пунктов — физическое созревание организма, устойчивость к нагрузкам и гибкость в адаптации к новому режиму.
Когда родители уделяют время здоровью ребенка — они занимаются его подготовкой к первому классу. Если ребенок часто болеет, не умеет бегать и выполнять простые физические упражнения, что он будет делать в школе? Тело ребенка должно быть подготовлено к грядущим нагрузкам — к сидению за партой, к новому распорядку дня и т.д.
Когда родители уделяют время здоровью ребенка — они занимаются его подготовкой к первому классу. Если ребенок часто болеет, не умеет бегать и выполнять простые физические упражнения, что он будет делать в школе? Тело ребенка должно быть подготовлено к грядущим нагрузкам — к сидению за партой, к новому распорядку дня и т.д.
Следующий фактор включает в себя три пункта: необходимые знания и навыки об окружающем мире, владение необходимыми умениями и навыками (это математические умения, грамота и владение рукой), а также сформированная картина об окружающем мире.
Педагогической готовности стоит уделять большое внимание. Странно, если пришедший в первый класс ребенок не знает времен года или названий элементарных предметов вокруг себя. Но получать эти знания ребенок должен не насильно за партой, а в игровой форме.
Педагогической готовности стоит уделять большое внимание. Странно, если пришедший в первый класс ребенок не знает времен года или названий элементарных предметов вокруг себя. Но получать эти знания ребенок должен не насильно за партой, а в игровой форме.
Существует мнение, что ребенку не обязательно уметь читать до первого класса, но с этим не согласны большинство специалистов дошкольного образования. В школу нужно идти читающим. Сегодня существуют методики, которые могут научить дошкольника читать за месяц, а бегло — за полгода. Если ребенок не умеет бегло читать, то шансы на его успешное обучение уменьшаются: вдруг не повезет с учителем или методикой? Что если первоклассник вдруг заболеет и будет отставать?
Сюда входит созревание психических и эмоционально-волевых процессов ребенка, развитие устной речи и мелкой моторики, а также мотивационная готовность.
Психические процессы — это память, мышление и воображение ребенка: все, что связано с восприятием и осознанием окружающего мира. Родители начинают учить ребенка этому с его рождения. Задача ребенка — перерабатывать и запоминать свои впечатления.
Психические процессы — это память, мышление и воображение ребенка: все, что связано с восприятием и осознанием окружающего мира. Родители начинают учить ребенка этому с его рождения. Задача ребенка — перерабатывать и запоминать свои впечатления.
Сегодня педагоги-дошкольники бьют тревогу: много «неречевых» детей. Дело в том, что они растут в «неречевой» среде, когда родители мало общаются с ребенком. Если в три года дети не говорят — это не норма: обратите внимание на ребенка, обратитесь за помощью к специалисту.
Для дошкольника очень важно созревание эмоционально-волевых процессов, к семи годам эта сфера должна быть сформирована. Задача родителей — научить ребенка говорить и мыслить так: «Я рисую, потому что хочу рисовать. Я пишу буквы, потому что хочу этого. Я встаю рано утром, потому что хочу идти в школу».
Задача воспитания эмоционально-волевых процессов заключается в том, чтобы ребенок сам выполнял нужную ему деятельность, при этом никто его не должен заставлять. Здесь есть очень важное понятие — произвольность: это способность ребенка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение, умение подчинять себя правилу.
Например, произвольность — это умение ребенка в течение получаса слушать, как родители читают ему книгу, не отвлекаясь. Или другой пример: взрослые договорились с ребенком, что он может играть с гаджетом 15 минут и не более. При произвольности так и происходит: ребенок сам откладывает гаджет. Если же родителям приходится уговаривать его закончить игру — то произвольность не сформирована.
Для дошкольника очень важно созревание эмоционально-волевых процессов, к семи годам эта сфера должна быть сформирована. Задача родителей — научить ребенка говорить и мыслить так: «Я рисую, потому что хочу рисовать. Я пишу буквы, потому что хочу этого. Я встаю рано утром, потому что хочу идти в школу».
Задача воспитания эмоционально-волевых процессов заключается в том, чтобы ребенок сам выполнял нужную ему деятельность, при этом никто его не должен заставлять. Здесь есть очень важное понятие — произвольность: это способность ребенка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение, умение подчинять себя правилу.
Например, произвольность — это умение ребенка в течение получаса слушать, как родители читают ему книгу, не отвлекаясь. Или другой пример: взрослые договорились с ребенком, что он может играть с гаджетом 15 минут и не более. При произвольности так и происходит: ребенок сам откладывает гаджет. Если же родителям приходится уговаривать его закончить игру — то произвольность не сформирована.
Наконец, последний пункт — волевая зрелость. Можно сказать, что у ребенка сформирована волевая зрелость, необходимая для первого класса, если он, начиная какую-то деятельность, умеет поставить себе цель, может принять решение, наметить план действий, приложить усилия для его исполнения, может преодолеть препятствия и способен оценить результаты своего действия.
Кроме того, стоит обратить внимание на мотивационную готовность. Зачем ребенку вообще идти в школу и учиться, это же очень трудно! Ребенок должен понимать, зачем. Как же его мотивировать? Через природосообразное воспитание и обучение, т.е. через стимулирование его нормальных, естественных потребностей. Внутренние, глубинные потребности ребенка — это потребности в познании, в общении и в игре. И начальная школа в полной мере может удовлетворить эти потребности.
Кроме того, стоит обратить внимание на мотивационную готовность. Зачем ребенку вообще идти в школу и учиться, это же очень трудно! Ребенок должен понимать, зачем. Как же его мотивировать? Через природосообразное воспитание и обучение, т.е. через стимулирование его нормальных, естественных потребностей. Внутренние, глубинные потребности ребенка — это потребности в познании, в общении и в игре. И начальная школа в полной мере может удовлетворить эти потребности.
Если ребенок соответствует указанным выше критериям физиологической, педагогической и психологической готовности к школе, то волноваться родителям не о чем. Но проще сказать, чем сделать: любой взрослый будет чувствовать себя неуверенно в этот важный и ответственный период жизни ребенка.
Взрослым можно выдохнуть: есть пять простых шагов, которые помогут избавиться от переживаний в вопросах правильного воспитания дошкольника.
Во-первых, стоит признать свои чувства: бояться и сомневаться — это нормально, все родители через это проходят.
Во-вторых, не лишним будет общаться со специалистами по воспитанию детей и следовать их советам.
В-третьих, полезно читать книги о воспитании детей.
В-четвертых, поможет наблюдение за другими родителями: от них можно почерпнуть много полезного.
И, наконец, чаще практикуйтесь, используйте проверенные методики воспитания детей! Чем больше практиковаться в правильном воспитании, тем увереннее вы станете в своих родительских способностях. Например, позовите своего дошколенка и вместе с ним пройдите это веселое задание. Ребенку – радость, а для вас это возможность посмотреть, как развиты его навыки, умения и знания.
Фото: Татьяна Цветкова
Во-первых, стоит признать свои чувства: бояться и сомневаться — это нормально, все родители через это проходят.
Во-вторых, не лишним будет общаться со специалистами по воспитанию детей и следовать их советам.
В-третьих, полезно читать книги о воспитании детей.
В-четвертых, поможет наблюдение за другими родителями: от них можно почерпнуть много полезного.
И, наконец, чаще практикуйтесь, используйте проверенные методики воспитания детей! Чем больше практиковаться в правильном воспитании, тем увереннее вы станете в своих родительских способностях. Например, позовите своего дошколенка и вместе с ним пройдите это веселое задание. Ребенку – радость, а для вас это возможность посмотреть, как развиты его навыки, умения и знания.
Фото: Татьяна Цветкова