Формирование элементарных математических представлений позволяет развивать не только логическое мышление ребенка, но и весь спектр познавательной активности. В дошкольном возрасте очень важно познакомиться с основами счета и математическими действиями, а также узнать общие понятия, связанные с математикой в целом.
Формирование элементарных математических представлений позволяет развивать не только логическое мышление ребенка, но и весь спектр познавательной активности
Для знакомства детей от трех до пяти лет с таким сложным предметом родители и педагоги используют не только наглядные методы и практические задания (которые, безусловно, очень важны), но и наглядные задачки.
Абсолютно любую ситуацию в жизни ребенка можно превратить в любопытный математический пример: сосчитать, сколько конфет осталось в вазе на кухне, сколько синих машин на парковке у дома, сколько шагов от подъезда до магазина — все это прекрасно дополнит практические занятия в прописях.
Летом превратить занятия математикой с дошкольником в увлекательную игру очень просто. Выходите на улицу и предлагайте ребенку: «Давай поиграем!»
Абсолютно любую ситуацию в жизни ребенка можно превратить в любопытный математический пример: сосчитать, сколько конфет осталось в вазе на кухне, сколько синих машин на парковке у дома, сколько шагов от подъезда до магазина — все это прекрасно дополнит практические занятия в прописях.
Летом превратить занятия математикой с дошкольником в увлекательную игру очень просто. Выходите на улицу и предлагайте ребенку: «Давай поиграем!»
Главные составляющие идеального июля для детей — это беззаботность, дружба, веселье и игры на свежем воздухе. Но и математике найдется время! Вышли погулять с ребенком в парк? Добавьте к своим привычным активностям немного полезных занятий и упражнений.
Попросите малыша сравнить природные материалы по размеру, цвету и форме, пусть попробует составить их последовательность
При помощи природных материалов можно провести самый веселый урок математики. Например, сыграйте вместе в «Крестики-нолики» желудями и шишками. Напишите мелом на асфальте цифры в квадратиках и попросите ребенка положить в каждый из них необходимое количество каштанов или листочков. Попросите малыша сравнить природные материалы по размеру, цвету и форме, пусть попробует составить их последовательность.
Понаблюдайте вместе с ребенком за листьями на деревьях — это идеальный наглядный материал для закрепления математических понятий «мало» и «много». Сколько листочков на ветке? Много. А сколько в руке? Мало.
С ребенком постарше можно поиграть в игру, которая поможет закрепить счет от 2 до 10. Бросайте малышу мячик и называйте числа от 2 до 10. Задача ребенка — озвучить «соседей» этих чисел, то есть числа на 1 меньше и на 1 больше. После этого мячик возвращается ведущему.
Понаблюдайте вместе с ребенком за листьями на деревьях — это идеальный наглядный материал для закрепления математических понятий «мало» и «много». Сколько листочков на ветке? Много. А сколько в руке? Мало.
С ребенком постарше можно поиграть в игру, которая поможет закрепить счет от 2 до 10. Бросайте малышу мячик и называйте числа от 2 до 10. Задача ребенка — озвучить «соседей» этих чисел, то есть числа на 1 меньше и на 1 больше. После этого мячик возвращается ведущему.
В летнюю пору перегружать ребенка занятиями за столом, с карандашами и прописями точно не стоит
Развивать математические навыки можно и на пляже! Во-первых, маленькие кусочки кораллов, ракушек и камней — это интересный и доступный природный материал для сенсорного развития ребенка. Во-вторых, это средства для бесконечного множества математических затей. Пусть малыш отыщет пять круглых камешков, затем соберет те, что похожи на объекты вокруг — на солнышко или облачко. Посчитайте вместе, сколько камешков набралось.
В летнюю пору перегружать ребенка занятиями за столом, с карандашами и прописями точно не стоит. Но математикой дома можно заниматься и без тетрадок и ручек! Играть дети любят куда больше, чем учиться. Значит, продолжаем игру!
Один из самых эффективных (и веселых!) инструментов для развития математических представлений дошкольника — это пластилин. Занимаясь с ребенком пластилинографией, вы развиваете его сенсорное восприятие и формируете представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина и положение пластилиновой фигурки — это и есть первые элементарные математические представления.
Один из самых эффективных (и веселых!) инструментов для развития математических представлений дошкольника — это пластилин. Занимаясь с ребенком пластилинографией, вы развиваете его сенсорное восприятие и формируете представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина и положение пластилиновой фигурки — это и есть первые элементарные математические представления.
Поставьте несколько игрушек в ряд и спросите ребенка, сколько их всего
Малыши от трех до пяти обожают возиться с конструктором. Используем его в качестве наглядного пособия в математической игре «Лодочки». Предложите ребенку построить лодки разного размера и формы, но по правилам! Собранные модели должны по форме напоминать лодки или кораблики, а ребенок в процессе строительства должен проговаривать, какие детали он использует, какого они цвета и формы. Эта игра поможет ребенку познакомиться с разными геометрическими фигурами и разовьет его представления об отдельных параметрах величины объектов.
Поставьте несколько игрушек в ряд и спросите ребенка, сколько их всего. Пересчитайте их вместе, а затем определите, на каком по счету месте находится каждая игрушка. Какая игрушка стоит на пятом месте? А как изменятся места игрушек, если считать не слева направо, а справа налево? Может быть, найдется игрушка, у которой место будет одинаковым, откуда не считай?
Поставьте несколько игрушек в ряд и спросите ребенка, сколько их всего. Пересчитайте их вместе, а затем определите, на каком по счету месте находится каждая игрушка. Какая игрушка стоит на пятом месте? А как изменятся места игрушек, если считать не слева направо, а справа налево? Может быть, найдется игрушка, у которой место будет одинаковым, откуда не считай?
Берите любимых плюшевых зверушек, прозрачный пакет и пять яблок — и приступайте к рассказу
Как же обойти вниманием математические сказки? Берите любимых плюшевых зверушек, прозрачный пакет и пять яблок — и приступайте к рассказу: «Как-то раз собрал заяц с яблони урожай яблок. Большой мешок получился! Как ты думаешь, много в нем яблок? А вот идет мимо медведь, просит угостить его. Стоит угостить? А вот идет лисичка, тоже яблоко выпрашивает, дадим? Сколько яблок осталось у зайца в мешке?»
Как видите, закреплять математические представления ребенка можно когда угодно — на прогулке, в играх и даже во время еды. А самое важное, что эта деятельность — совместная: участие взрослого в этих занятиях побуждает ребенка к активному творчеству, способствует развитию самостоятельности, накоплению личного опыта и освоению программы в более быстром темпе.
Фото: предоставлены Татьяной Цветковой
Как видите, закреплять математические представления ребенка можно когда угодно — на прогулке, в играх и даже во время еды. А самое важное, что эта деятельность — совместная: участие взрослого в этих занятиях побуждает ребенка к активному творчеству, способствует развитию самостоятельности, накоплению личного опыта и освоению программы в более быстром темпе.
Фото: предоставлены Татьяной Цветковой