Эксперт: многодетная мама и основательница сети частных школ Елена Спирина.
В семьях с авторитарным стилем воспитания, например, у военных, часто царит подход «встал, отжался, пошел». Беспрекословное подчинение, приказы, четкое выполнение — неотъемлемые составляющие. Физические и психологические наказания за малейшие проступки — не редкость.
Подобная система может иметь свои плюсы, особенно если ребенок в будущем планирует пойти по стопам родителей и выбрать военную карьеру. Она воспитывает ответственность, исполнительность, умение действовать в рамках установленных правил. Однако обратной стороной медали становятся сильные ограничения, которые могут негативно сказаться на развитии личности ребенка, привести к психологическим травмам и проблемам в будущем. Подавление инициативы, страх самовыражения, неумение принимать самостоятельные решения — лишь некоторые из возможных последствий.
Противоположный подход — полная свобода, граничащая с вседозволенностью. История знает примеры подобных экспериментов. «В начале XX века, во времена увлечения психоанализом, была предпринята попытка создать детский сад, основанный на теории Юнга о том, что любые ограничения вредны для детской психики, — рассказывает Елена. — Детям разрешалось абсолютно все. Результаты оказались плачевными: дети стали агрессивными, неуправляемыми, не способными к социальной адаптации. Они ходили в туалет где попало, кусали воспитателей, дрались до крови. Эксперимент пришлось прекратить».
Ребенок, не знающий границ, теряет ориентиры, не понимает, как взаимодействовать с окружающим миром. Это приводит к проблемам в общении, неумению соблюдать правила, неуважению к людям.
Ребенок, не знающий границ, теряет ориентиры, не понимает, как взаимодействовать с окружающим миром. Это приводит к проблемам в общении, неумению соблюдать правила, неуважению к людям.
Очевидно, что истина, как всегда, посередине.
В семье должны быть четкие правила, служащие для ребенка опорой и создающие ощущение стабильности. «Режим дня, семейные ритуалы, небольшие обязанности по дому по возрасту, такие как убрать игрушки, помочь накрыть на стол, следить за чистотой определенной территории дома, — все это помогает ребенку адаптироваться к жизни в социуме, учит ответственности и самостоятельности», — объясняет Спирина.
Однако, детство — это время для получения собственного опыта, пусть даже иногда через ошибки. Детские ссоры, обиды, коммуникация со сверстниками — необходимые этапы взросления. Ребенок должен научиться договариваться, проигрывать и выигрывать, уметь отстаивать свои границы, решать конфликты, огорчаться и проживать эти состояния. В реальной жизни может быть все, и ребенок должен быть к этому готов.
Однако, детство — это время для получения собственного опыта, пусть даже иногда через ошибки. Детские ссоры, обиды, коммуникация со сверстниками — необходимые этапы взросления. Ребенок должен научиться договариваться, проигрывать и выигрывать, уметь отстаивать свои границы, решать конфликты, огорчаться и проживать эти состояния. В реальной жизни может быть все, и ребенок должен быть к этому готов.
Воспитание — это постоянный поиск равновесия между свободой и ответственностью, эволюционирующий вместе с ребенком. От тотальной заботы о младенце мы постепенно переходим к предоставлению большей самостоятельности, наблюдая за развитием, интересами и способностями ребенка, поддерживая его в трудностях. Расширение границ свободы должно сопровождаться пониманием последствий своих действий. «Если ребенок случайно разбил чашку, это не влечет наказание. — приводит в пример Елена. — Стоит объяснить ситуацию и помочь убрать осколки, тем самым научив анализировать свои поступки и находить решения». Ребенка стоит учить алгоритму поведения при совершении ошибок — от самых простых бытовых до жизненно важных.
Вот несколько советов, которые помогут найти баланс между свободой и ограничениями.
Вот несколько советов, которые помогут найти баланс между свободой и ограничениями.
Правила необходимы: они создают ощущение предсказуемости, помогают ориентироваться в мире и понимать границы дозволенного. Однако важно помнить, что правила должны быть адаптированы под конкретного ребенка.
Творческим, импульсивным детям сложно существовать в жестких рамках. Постоянные ограничения вызывают стресс и конфликты. Такому ребенку нужно больше свободы для самовыражения, возможность проявлять инициативу и экспериментировать.
Системному же ребенку, наоборот, комфортнее в четко регламентированной обстановке. Расписание, предсказуемость, порядок дают ему чувство безопасности.
Важно помнить — нет универсальной инструкции к каждому ребенку. Иногда родителям важно смириться с тем, что на некоторые вещи они повлиять не могут, остается только принять и поддержать.
Творческим, импульсивным детям сложно существовать в жестких рамках. Постоянные ограничения вызывают стресс и конфликты. Такому ребенку нужно больше свободы для самовыражения, возможность проявлять инициативу и экспериментировать.
Системному же ребенку, наоборот, комфортнее в четко регламентированной обстановке. Расписание, предсказуемость, порядок дают ему чувство безопасности.
Важно помнить — нет универсальной инструкции к каждому ребенку. Иногда родителям важно смириться с тем, что на некоторые вещи они повлиять не могут, остается только принять и поддержать.
Независимо от типа личности, каждому ребенку необходимо личное пространство, где он может организовать всё по-своему. Это его зона ответственности, где он учится самостоятельности и развивает свои организаторские способности. Родителям важно уважать эти границы и не вмешиваться без необходимости.
Помогите ребенку найти занятие по душе. Подходящие кружки и секции — отличный способ для самореализации, развития новых навыков и общения со сверстниками. Но при этом важно анализировать и контролировать интересы детей к занятиям. Имеет смысл договариться с ребенком посещать различные кружки и секции хотя бы по три месяца. Это позволит ему попробовать себя в разных областях. Первый месяц обычно проходит в адаптации, во второй может возникнуть сопротивление, а к третьему уже становится ясно, подходит ли ребенку это занятие или нет.
Наблюдайте за ребенком, будьте чувствительны к его потребностям и реакции на правила. Режим дня идеален, если ребенок бодр, здоров и с радостью идет в сад, школу или на кружок. Если перед занятиями у него регулярно болит голова, живот или что-то еще — это сигнал, что что-то идет не так и стоит пересмотреть его график, нагрузку или вообще, подходит ли его кружок и воспитатель/учитель. Нужно выяснить причину психосоматики ребенка.
К каждому ребенку нужен свой ключик. Кому-то достаточно поставить задачу, кому-то полезно усомниться в его способностях («взять на слабо»), а с кем-то лучше работает «бартер»: «Уберешь — получишь мороженое». Главное — найти индивидуальный подход для построения доверительных отношений и гармоничного развития.
Разумный баланс между свободой и ограничениями должен быть основан на уважении и взаимопонимании. А еще очень важен личный пример — ведь дети учатся не на словах, а на поступках родителей.
Ранее мы рассказывали, как действовать, если ваш ребенок квадробер.
Фото: свободные интернет-источники
Разумный баланс между свободой и ограничениями должен быть основан на уважении и взаимопонимании. А еще очень важен личный пример — ведь дети учатся не на словах, а на поступках родителей.
Ранее мы рассказывали, как действовать, если ваш ребенок квадробер.
Фото: свободные интернет-источники