Эксперт: Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
«У нас слишком удобный ребенок…»
С такими жалобами никто к врачу обычно не приходит. Родители считают, что им просто повезло. Но очень часто позже оказывается, что у малыша нарушения развития. Давайте разбираться, почему «удобный ребенок» — это повод для беспокойства.
В отличие от других млекопитающих, человеческий ребенок очень долго остается беспомощным, его выживание полностью зависит от взрослых людей. Ведь даже управлять движениями своего тела младенец научится далеко не сразу. Первый способ общения ребенка с окружающими его людьми — это крик. Сначала крик сообщает о состоянии дискомфорта: голод, холод, боль. И каждый раз в ответ на крик появляется взрослый, который возвращает малышу ощущения комфорта и безопасности.
В отличие от других млекопитающих, человеческий ребенок очень долго остается беспомощным, его выживание полностью зависит от взрослых людей. Ведь даже управлять движениями своего тела младенец научится далеко не сразу. Первый способ общения ребенка с окружающими его людьми — это крик. Сначала крик сообщает о состоянии дискомфорта: голод, холод, боль. И каждый раз в ответ на крик появляется взрослый, который возвращает малышу ощущения комфорта и безопасности.
Еще во время внутриутробного развития начинает функционировать нервная система ребенка. Рецепторы, которые находятся в коже передают в мозг информацию о прикосновениях. Информация о боли тоже должна поступить в мозг. Ощущение голода возникает благодаря интероцептивным рецепторам, которые сообщаю мозгу, что живот пустой. Если ребенок никогда не кричит, что это значит? Возможно так трепетно заботитесь о ребенке, что он никогда не испытывает дискомфорта. А может быть он просто не ощущает холод, голод, боль? Если ваш младенец необычайно «терпеливый» — это тревожный сигнал.
Постепенно репертуар средств общения расширяется, уже в 1,5 – 2 месяца появляются звуки удовольствия и улыбка. Малышу нравится, когда его берут на руки, гладят, щекочут, ласково разговаривают с ним.
В возрасте между тремя неделями и тремя месяцами формируется так называемый «комплекс оживления», его описал в 1920 году профессор Н.М. Щелованов.
Постепенно репертуар средств общения расширяется, уже в 1,5 – 2 месяца появляются звуки удовольствия и улыбка. Малышу нравится, когда его берут на руки, гладят, щекочут, ласково разговаривают с ним.
В возрасте между тремя неделями и тремя месяцами формируется так называемый «комплекс оживления», его описал в 1920 году профессор Н.М. Щелованов.
Комплекс оживления состоит из четырех компонентов:
- Малыш замирает, когда видит знакомого взрослого, и пристально смотрит на него
- Улыбается, глядя на взрослого
- Вскидывает ручки и ножки, выгибает спинку
- Издает разнообразные звуки: вскрики, гуканье и гуление.
Вскрики — это громкие и отрывистые звуки.
Гуканье — тихие звуки, например, кх.
Гуление — протяжные сочетания гласных и согласных, например, агу.
Гуканье — тихие звуки, например, кх.
Гуление — протяжные сочетания гласных и согласных, например, агу.
Появление комплекса оживления — это признак полноценного психического развития ребенка.
В первые три недели жизни должно насторожить отсутствие крика у малыша. А на что необходимо обратить внимание в возрасте между тремя неделями и тремя месяцами?
- Малыш не проявляет никакой радости при приближении к нему родителей, бабушек, дедушек.
- У вас ощущение, что ребенок лучше себя чувствует в кроватке, общаясь сам собой, чем на руках у взрослого.
- Ребенок не издает никаких звуков, кроме криков.
- Игрушки привлекают больше, чем люди.
- К трем месяцам присутствуют не все четыре элемента комплекса оживления.
Часто родители считают, что отсутствие комплекса оживления — это просто особенность характера ребенка: вот такой у нас спокойный и самодостаточный малыш. На самом деле комплекс оживления должен быть у всех детей — это биологически обусловленная реакция. Отсутствие комплекса оживления может быть ранним признаком аутизма или других нарушений развития. Если малыш не инициирует общение с вами, старайтесь всеми возможными способами привлечь к себе его внимание.
Не пытайтесь заменить себя развивающими игрушками, мультфильмами или аудиосказками. Это только усугубит ситуацию.
Сейчас много научных данных о том, что есть связь между нарушениями развития у ребенка и количеством экранного времени родителей. Чем больше часов мамы и папы проводят со своими гаджетами, тем выше вероятность нарушений развитий у детей. Если ребенок очень спокойный и не требует вашего внимания, есть искушение заниматься своими делами дольше, чем это действительно необходимо.
Возможность для общения с малышом есть всегда, это не только игра, это и кормление, и переодевание, и купание. Внимательно следите за коммуникативными сигналами, которые, посылает вам ребенок. Возможно, эти сигналы очень слабые. Но очень важно отреагировать и поддержать интерес ребенка к общению.
Чем младше ребенок, тем больше его развитие зависит от качества общения с родителями: прикосновения, улыбки, разговоры с малышом, простые игры без игрушек типа «Ку-ку» — это незаменимо для развития малыша.
Если вам кажется, что именно вашему ребенку это совершенно не нужно, просто попытайтесь стать для него более интересным собеседником.
Ранее мы писали как влияет раннее обучение чтению на интеллект ребенка.
Фото: свободные интернет-источники
Не пытайтесь заменить себя развивающими игрушками, мультфильмами или аудиосказками. Это только усугубит ситуацию.
Сейчас много научных данных о том, что есть связь между нарушениями развития у ребенка и количеством экранного времени родителей. Чем больше часов мамы и папы проводят со своими гаджетами, тем выше вероятность нарушений развитий у детей. Если ребенок очень спокойный и не требует вашего внимания, есть искушение заниматься своими делами дольше, чем это действительно необходимо.
Возможность для общения с малышом есть всегда, это не только игра, это и кормление, и переодевание, и купание. Внимательно следите за коммуникативными сигналами, которые, посылает вам ребенок. Возможно, эти сигналы очень слабые. Но очень важно отреагировать и поддержать интерес ребенка к общению.
Чем младше ребенок, тем больше его развитие зависит от качества общения с родителями: прикосновения, улыбки, разговоры с малышом, простые игры без игрушек типа «Ку-ку» — это незаменимо для развития малыша.
Если вам кажется, что именно вашему ребенку это совершенно не нужно, просто попытайтесь стать для него более интересным собеседником.
Ранее мы писали как влияет раннее обучение чтению на интеллект ребенка.
Фото: свободные интернет-источники