AD
О том, как помочь ребенку адаптироваться к школе, рассказывает эксперт телеканала «МУЛЬТ», психолог, писатель, лауреат премии «Золотая Психея», Михаил Хорс.
Ребенку приходится напрягать ум и внимание куда сильнее, чем до школы
- Повышение концентрации — ребенку приходится напрягать ум и внимание куда сильнее, чем до школы;
- Вместо того, чтобы непроизвольно запоминать что-то во время игры, первоклассник прилагает усилия для обучения;
- Новая жизнь — попадая в школу, дети осваивают новые правила поведения, отличающиеся от того, что принято в семье;
- Повышение нагрузки на организм — первоклассники гиперактивны, а в школе приходится много сидеть;
- Новый коллектив — в первом классе ребенка окружают незнакомые сверстники и взрослые, с которыми приходится выстраивать отношения.
Родителям стоит принимать непосредственное участие в адаптации детей к новой обстановке. По словам психолога, «основная помощь — эмоциональная. При подготовке лучше в принципе избежать каких-либо отрицательных эмоций, связанных с учебой, особенно у первоклассников».
Что же имеется в виду, когда речь идет об эмоциональной подготовке? Психолог поясняет, что «эмоционально подготовиться — это заложить в сознание ребенка следующий тезис: в школе что-то может пойти не так, как ему нравится, и это вовсе не является проблемой. Плохого тут ничего нет — это нормальная часть жизни взрослого человека, который ходит в школу».
Не стоит говорить ребенку, что ему там обязательно все понравится, все начнут с ним дружить, а учителя обязательно окажутся внимательными и сдувающими с него пылинки. Таким образом «родители попросту обманывают своих детей, потому что идеально не бывает. В большинстве случаев детям что-то не нравится в школе: по мнению психолога в случае, если их эмоционально готовили к тому, что все будет хорошо, дети воспринимают такой разрыв между реальностью и своими ожиданиями очень болезненно. Наоборот, говорите ребенку, что в школе что-то может не нравиться — так он станет более спокойным и готовым к неожиданностям».
Что же имеется в виду, когда речь идет об эмоциональной подготовке? Психолог поясняет, что «эмоционально подготовиться — это заложить в сознание ребенка следующий тезис: в школе что-то может пойти не так, как ему нравится, и это вовсе не является проблемой. Плохого тут ничего нет — это нормальная часть жизни взрослого человека, который ходит в школу».
Не стоит говорить ребенку, что ему там обязательно все понравится, все начнут с ним дружить, а учителя обязательно окажутся внимательными и сдувающими с него пылинки. Таким образом «родители попросту обманывают своих детей, потому что идеально не бывает. В большинстве случаев детям что-то не нравится в школе: по мнению психолога в случае, если их эмоционально готовили к тому, что все будет хорошо, дети воспринимают такой разрыв между реальностью и своими ожиданиями очень болезненно. Наоборот, говорите ребенку, что в школе что-то может не нравиться — так он станет более спокойным и готовым к неожиданностям».
AD
AD
Принимайте активное участие в школьной жизни: интересуйтесь любыми мелочами новой реальности ребенка и налаживайте контакты с учителями
Внутреннее эмоциональное состояние родителей имеет не меньшее значение. Суть тут снова сводится к завышенным ожиданиям: мамы и папы рассчитывают, что учитель будет вести себя с их ребенком как родитель. Куда правильнее будет осознать, что преподаватель — не родитель, и у него могут быть свои особенности.
- Серьезно планировать режим дня ребенка: он должен быть стабильным, а в течение дня стоит организовывать достаточно отдыха и двигательной активности;
- Поощряйте детей за успехи в школе и за ее пределами: помогайте им оценивать себя адекватно и ценить свои достижения;
- Принимайте активное участие в школьной жизни: интересуйтесь любыми мелочами новой реальности ребенка и налаживайте контакты с учителями;
- Постарайтесь смягчить переход: первоклассник не превратится в прилежного ученика в одночасье, для этого требуется время. Не запрещайте брать в школу любимые игрушки — это поможет сохранить связь с домом;
- Помогайте детям налаживать общение с одноклассниками: обговорите, какие могут возникнуть трудные ситуации, подскажите, как можно найти подход к сверстникам и не забудьте поделиться своим опытом.
Легкой вам и вашим детям адаптации!
Фото: свободные интернет-источники