Эксперт: психолог Ирина Белобородова.
Баланс экранного времени — тема, которую обсуждают родители, педагоги и врачи. Однозначного ответа, как его достичь, нет. Теоретически, до трех лет гаджетами лучше не пользоваться вовсе, до шести — ограничивать их до 15 минут в день, а в школьном возрасте — до 30–45 минут. На практике же устройства давно стали частью детской жизни, и важно не столько запрещать, сколько грамотно регулировать их использование, чтобы оно не мешало учебе, общению и здоровью.
Для многих семей тема экранного времени и его ограничения становится настоящей проблемой: родителям свойственен контроль, а детям — протест. Чтобы перейти к решению, нужно учитывать сразу несколько аспектов:
Современные дети растут в уникальных условиях. У подавляющего большинства из них доступ к смартфону появляется к 4 годам. Никто из родителей не имел такого опыта и не знает, как это отражается на социализации, успеваемости в школе и безопасности. Тем не менее в сложившейся ситуации немало плюсов: сейчас у любого ребенка есть доступ к образовательным приложениям и онлайн-курсам, возможность развивать цифровую грамотность, креативность и скорость мышления, а также быть на связи с друзьями и родственниками.
У маленьких детей недостаточно развиты механизмы саморегуляции. Очевидно, что мультфильмы и игры в планшете вызывают больше интереса, чем рутинные дела. Если активность их увлекает, им сложно остановиться самостоятельно, а резкое ограничение может вызывать острые эмоциональные реакции.
Ближе к средней школе начинаются изменения гормонального фона и нейронных процессов: циркадные ритмы сдвигаются, бодрствование по ночам учащается, способность концентрироваться ухудшается. В такой ситуации тяга к гаджетам только растет, а возможностей регулировать экранное время становится еще меньше, и вины ребенка в этом нет.
Прежде чем ограничивать взаимодействие с гаджетами, нужно разобраться, чем именно занимается в них ребенок. Вместе составьте так называемый «пирог» экранного времени, поделив его на несколько категорий:
- Развлечения (мультфильмы, игры)
- Общение (чаты, соцсети)
- Образовательный контент (видео, подкасты, развивающие приложения)
Это наглядно покажет, на что именно уходит время и поможет договориться — например, о том, что будние дни для учебы и общения, а игры остаются на выходные.
Дети копируют поведение родителей. Если взрослый запрещает ребенку сидеть в телефоне за ужином, но сам в это время отвечает на сообщения, это вызывает чувство несправедливости. Вырабатывайте полезные привычки вместе. Убирайте гаджеты во время еды и за 1-2 часа до сна, придумывайте общие вечерние ритуалы, которые превратят время без телефона во что-то по-настоящему важное и позволят выстроить доверительные отношения с ребенком.
Часто предлагают решать проблему зависимости от гаджетов прогулками, чтением и строгим распорядком дня. Будем честны, только этого недостаточно. Рассмотрите компромиссные варианты, которые помогут сбалансировать экранное время и при этом удовлетворить тягу детей к интерактивным форматам:
✔️ Используйте аудиоактивности вместо скроллинга. Предложите ребенку послушать подкасты или устроить викторину по любимым песням. Для этого могут подойти «умные» колонки, которые есть у многих семей. Например, в «Алисе» есть целый раздел с детскими играми, квестами и заданиями на разный возраст.
✔️ Подбирайте гибриды цифровых и физических активностей. Например, такие игры с дополненной реальностью, как Pictionary Air, позволяют детям рисовать светящимися ручками в воздухе и снижать зависимость детей от пассивного просмотра экрана.
✔️ Устраивайте семейные челленджи. Записывайте трендовые танцевальные видео в формате TikTok, снимайте видео для «блога», рассказывая о прошедших днях, готовке или создании поделок. У ребенка останется ощущение игр с любимым гаджетом, но на первый план выйдет качественное время вместе и творчество.
✔️ Подбирайте гибриды цифровых и физических активностей. Например, такие игры с дополненной реальностью, как Pictionary Air, позволяют детям рисовать светящимися ручками в воздухе и снижать зависимость детей от пассивного просмотра экрана.
✔️ Устраивайте семейные челленджи. Записывайте трендовые танцевальные видео в формате TikTok, снимайте видео для «блога», рассказывая о прошедших днях, готовке или создании поделок. У ребенка останется ощущение игр с любимым гаджетом, но на первый план выйдет качественное время вместе и творчество.
Баланс экранного времени — это не жесткие запреты, а умение находить разумные компромиссы. Полностью исключить гаджеты из жизни ребенка невозможно, но можно научить его использовать их осознанно. Вместо постоянного контроля попробуйте подойти к вопросу гибко: обсуждайте, зачем и сколько ребенок проводит в экране, развивайтесь вместе и ищите то, что доставит радость каждому члену семьи за пределами экранов смартфонов.
Ранее мы писали, как не сойти с ума от скроллинга ленты и вернуть себя в реальность?
Фото: свободные интернет-источники
Ранее мы писали, как не сойти с ума от скроллинга ленты и вернуть себя в реальность?
Фото: свободные интернет-источники