Как помочь ребенку достичь баланса экранного времени? Разбираемся вместе с психологом

Как помочь ребенку достичь баланса экранного времени? Разбираемся вместе с психологом
«Еще пять минут!» — фраза, которую слышат все родители перед началом занятий, ужином или сном. Проходит десять, пятнадцать – и снова сопротивление. Дети все больше погружаются в мир гаджетов и все труднее с ним расстаются, а взрослые беспокоятся о возможном вреде подобного взаимодействия. Вместе с психологом Ириной Белобородовой разбираемся, как регулировать экранное время так, чтобы не превращать его в бесконечные споры и уговоры.


Эксперт: психолог Ирина Белобородова.

Что считается экранным временем и какие есть возрастные рамки?

Баланс экранного времени — тема, которую обсуждают родители, педагоги и врачи. Однозначного ответа, как его достичь, нет. Теоретически, до трех лет гаджетами лучше не пользоваться вовсе, до шести — ограничивать их до 15 минут в день, а в школьном возрасте — до 30–45 минут. На практике же устройства давно стали частью детской жизни, и важно не столько запрещать, сколько грамотно регулировать их использование, чтобы оно не мешало учебе, общению и здоровью.

Почему возникают конфликты?

Для многих семей тема экранного времени и его ограничения становится настоящей проблемой: родителям свойственен контроль, а детям — протест. Чтобы перейти к решению, нужно учитывать сразу несколько аспектов:

Разницу поколений

Современные дети растут в уникальных условиях. У подавляющего большинства из них доступ к смартфону появляется к 4 годам. Никто из родителей не имел такого опыта и не знает, как это отражается на социализации, успеваемости в школе и безопасности. Тем не менее в сложившейся ситуации немало плюсов: сейчас у любого ребенка есть доступ к образовательным приложениям и онлайн-курсам, возможность развивать цифровую грамотность, креативность и скорость мышления, а также быть на связи с друзьями и родственниками.

Физиологию ребенка

У маленьких детей недостаточно развиты механизмы саморегуляции. Очевидно, что мультфильмы и игры в планшете вызывают больше интереса, чем рутинные дела. Если активность их увлекает, им сложно остановиться самостоятельно, а резкое ограничение может вызывать острые эмоциональные реакции.

Изменения в подростковом возрасте

Ближе к средней школе начинаются изменения гормонального фона и нейронных процессов: циркадные ритмы сдвигаются, бодрствование по ночам учащается, способность концентрироваться ухудшается. В такой ситуации тяга к гаджетам только растет, а возможностей регулировать экранное время становится еще меньше, и вины ребенка в этом нет.

Как решить проблему?

Поймите, из чего именно состоит экранное время

Прежде чем ограничивать взаимодействие с гаджетами, нужно разобраться, чем именно занимается в них ребенок. Вместе составьте так называемый «пирог» экранного времени, поделив его на несколько категорий:
  1. Развлечения (мультфильмы, игры)
  2. Общение (чаты, соцсети)
  3. Образовательный контент (видео, подкасты, развивающие приложения)
Это наглядно покажет, на что именно уходит время и поможет договориться — например, о том, что будние дни для учебы и общения, а игры остаются на выходные.

Подавайте пример

Дети копируют поведение родителей. Если взрослый запрещает ребенку сидеть в телефоне за ужином, но сам в это время отвечает на сообщения, это вызывает чувство несправедливости. Вырабатывайте полезные привычки вместе. Убирайте гаджеты во время еды и за 1-2 часа до сна, придумывайте общие вечерние ритуалы, которые превратят время без телефона во что-то по-настоящему важное и позволят выстроить доверительные отношения с ребенком.

Используйте альтернативы

Часто предлагают решать проблему зависимости от гаджетов прогулками, чтением и строгим распорядком дня. Будем честны, только этого недостаточно. Рассмотрите компромиссные варианты, которые помогут сбалансировать экранное время и при этом удовлетворить тягу детей к интерактивным форматам:
✔️ Используйте аудиоактивности вместо скроллинга. Предложите ребенку послушать подкасты или устроить викторину по любимым песням. Для этого могут подойти «умные» колонки, которые есть у многих семей. Например, в «Алисе» есть целый раздел с детскими играми, квестами и заданиями на разный возраст.
✔️ Подбирайте гибриды цифровых и физических активностей. Например, такие игры с дополненной реальностью, как Pictionary Air, позволяют детям рисовать светящимися ручками в воздухе и снижать зависимость детей от пассивного просмотра экрана.
✔️ Устраивайте семейные челленджи. Записывайте трендовые танцевальные видео в формате TikTok, снимайте видео для «блога», рассказывая о прошедших днях, готовке или создании поделок. У ребенка останется ощущение игр с любимым гаджетом, но на первый план выйдет качественное время вместе и творчество.
Баланс экранного времени — это не жесткие запреты, а умение находить разумные компромиссы. Полностью исключить гаджеты из жизни ребенка невозможно, но можно научить его использовать их осознанно. Вместо постоянного контроля попробуйте подойти к вопросу гибко: обсуждайте, зачем и сколько ребенок проводит в экране, развивайтесь вместе и ищите то, что доставит радость каждому члену семьи за пределами экранов смартфонов.

Ранее мы писали, как не сойти с ума от скроллинга ленты и вернуть себя в реальность?

Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325