Меню

Образование

Меняем школу. Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в выборе и сделать процесс адаптации ребёнка комфортным

Меняем школу. Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в выборе и сделать процесс адаптации ребёнка комфортным
Выбор школы — одна из сложнейший задач, которая встает перед каждым родителем. Выбор этот делают чаще всего взрослые. И даже когда ребенок подрастает и просит перевести его в другое учебное заведение, окончательное решение принимает, как правило, родитель. О том, как действовать при выборе школы EVA.ru рассказала Мусаханова Анна — сертифицированный тренер PCM в семейном консультировании и образовательных проектах, дипломированный психолог-консультант и коуч.
AD
AD
Если выбор пал на школу «через дорогу», потому что так удобно, то здесь работает принцип: «повезет/не повезет». Если же изначально выбрали школу рейтинговую, языковую, математическую, то стоит задуматься, а подойдет ли она моему ребенку? Или это просто шум чужих приоритетов, а конкретно вашему ребёнку такая «наворочанная» школа не нужна вовсе. Такой подход позволит снизить вероятность проблем в будущем, хотя и не защищает полностью от неудачи.
В каждой школе своя аура. Где-то обстановка строгости, нужно проявлять дисциплину и организованность. Это вам подходит? В другом случае, все слишком расслаблено, нет формы, зато не подавляется креативность и самовыражение. Это вашему ребенку как? Выбирайте школу, исходя не из собственных амбиций и предпочтений, а из особенностей вашего ребенка.

В этом может помочь модель процесса коммуникации PCM — это современная коммуникативная модель, придуманная клиническим психологом Тайби Кэлером в 70-е годы прошлого столетия. В основе модели лежит представление о том, что существует шесть типов личности, каждый из которых имеет определенные поведенческие особенности. У каждого есть сильные и слабые стороны, свои психологические потребности, особенности поведения в стрессе. Эта модель применяется при отборе астронавтов в NASA, она получила огромную популярность во всем мире и используется не только крупными корпорациями для улучшения коммуникации сотрудников, но и учебными заведениями для того, чтобы раскрыть потенциал каждого ученика и снизить выгорание у педагогов.

Определить тип личности

Для начала нужно разобраться, к какому типу личности относится ваше чадо. В структуре нашей личности заложены все шесть типов, при этом «замешаны» они у нас по-разному. Мы рождаемся уже с определенной структурой, а то, как мы ее развиваем, зависит от множества факторов: это и воспитание, и жизненные обстоятельства, и даже генетика. В структуре личности есть базовый этаж — это тот тип личности, который превалирует, и именно его признаки будут для нас основными.

Логик

AD
AD
Ребенок с типом личности «Логик»: организованный, дисциплинированный, любит анализировать и структурировать информацию.

Даже если эти качества проявляются неочевидным образом в раннем детстве, вы сможете увидеть в ребенке потребность к планированию, к тому, чтобы заранее все узнать. Он задает конкретные вопросы — что, где, когда, сколько. В школе такие дети, как правило, хорошо справляются, и для педагогов являются любимыми учениками. Нередко эти дети переходят в сильные школы, где большой объем заданий и высокие требования для них являются стимулом к развитию.

Упорный

Ребенок с типом личности «Упорный»: чем-то похож на «Логика», но его фильтром восприятия мира являются ценности и мнение.

Он все пропускает через внутреннюю систему собственной оценки. Если ребенок с этим типом личности во что-то поверил, а его мнение всегда базируется на анализе, переубедить его будет непросто. Он сам вам расскажет, в какую школу его нужно отправить. И чем старше он будет становиться, тем жестче он будет отстаивать свою позицию. Такому ребенку хорошо бы оказаться в школе, где к его мнению будут прислушиваться, где есть клуб по ведению дебатов, где есть возможность вести какую-то значимую социальную работу — например, сотрудничать с благотворительными фондами. У одноклассников с «Упорным» могут быть разногласия именно потому, что он слишком рьяно пытается призвать всех к соблюдению правил и порядка, зато для учителей эти дети — опора и благодать.

Душевный

Ребенок с типом личности «Душевный»: заботливый, теплый, дружелюбный, иногда эти качества могут перерастать в ранимость и гиперэмоциональность.

У него всегда много друзей, ради них он готов на все. Задача родителя здесь — найти школу с доброжелательной атмосферой, подобрать понимающего педагога. Такому ребенку необходимо дать знания о собственных границах, научить их отстаивать. Если ребенок с типом личности «Душевный» просит вас перевести его в другую школу, нужно незамедлительно разобраться в ситуации, ведь «Душевный» может терпеть очень долго и если дело дошло до подобного разговора, значит ситуация уже зашла достаточно далеко. И не забывайте обнимать и целовать вашего «Душевного» ребенка, говорите ему о том, как он вам дорог, такое поведение родителя поддерживает и заполняет эмоциональные дыры, полученные в школе.
AD
AD

Мечтатель

Ребенок с типом личности «Мечтатель»: в нём есть утонченность, богатое воображение и взгляд, словно, повернутый внутрь.

Это дети — интроверты. У них все процессы происходят в голове, там целый мир, наполненный картинками. Нередко люди с типом личности «Мечтатель» становятся изобретателями, писателями, художниками. Ребенка «Мечтателя» можно распознать по прерывистой речи, будто он думает сразу о пяти вещах, он часто отводит взгляд, любит подолгу смотреть в окно. Таким детям отлично подходят школы с небольшими классами и индивидуальным подходом к обучению, онлайн обучение для «Мечтателя» также прекрасный вариант. В силу своей задумчивости и ухода в себя, он может казаться других детям необычным, даже странным, из-за этого у него иногда могут возникать недопонимания как с одноклассниками, так и с педагогами.

Деятель

Ребенок с типом личности «Деятель»: эти дети находчивы, адаптивны, обладают очарованием и харизмой.

Зачастую они вначале делают, а потом думают. Сильные черты — умение быть решительными, действовать напрямую, рисковать. Таких учеников нередко отличает гиперактивность, поэтому они могут попадать в антирейтинг у педагогов. Зато среди детей они занимают лидирующие позиции. Детям с типом личности «Деятель» подходят школы, где есть большой выбор дополнительных занятий. Если в школе нет возможности переключать деятельность, необходимо это обеспечить после школы. Стишок про «драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота…» — это сюда. И, конечно, спорт. Нужно же куда-то выплескивать всю эту энергию.

Бунтарь

Ребенок с типом личности «Бунтарь»: отличается яркостью, креативностью, спонтанностью.

Эти дети воспринимают мир через реакции — обожаю/ненавижу, им сложно оставаться нейтральными по отношению к происходящему. У них обычно отличное чувство юмора, они артистичны и считаются самыми творческими из всех типов личности. Таким детям сложно долго сидеть на одном месте, им необходим игровой элемент, разнообразие. Именно эти дети могут шутить и отвлекать класс, пререкаться с преподавателем, вести себя вызывающе. Уроки они оценивают по принципу — прикольно/скучно. Детям с типом личности «Бунтарь» подходят школы без жестких правил, такие, где креативность и спонтанность приветствуется, а не подавляется. После школы нужно предложить ребенку творческие занятия или спорт, где есть взаимодействие с друзьями.
AD
AD

Какие хитрости при подборе школы существуют?

У каждого типа личности есть свои психологические потребности. Школа — место, где ребенок проводит много времени, именно поэтому так важно подобрать школу, в которой эти потребности он сможет удовлетворять.
  1. «Логику» важно удовлетворять потребности в подтверждении компетенции, экспертности, а также планировании времени.
  2. «Упорному» необходимо признание вклада, учёт его мнения.
  3. «Душевному» важно признание его личности «от» и «до».
  4. «Мечтателю» нужно уединение.
  5. «Деятелю» необходима активность и возбуждение.
  6. « Бунтарю» важен игровой контакт.
Мусаханова Анна — сертифицированный тренер PCM в семейном консультировании и образовательных проектах, дипломированный психолог-консультант и коуч
Мусаханова Анна — сертифицированный тренер PCM в семейном консультировании и образовательных проектах, дипломированный психолог-консультант и коуч
Если реальность такова, что «правильную» школу для своего ребенка найти не получается или нет такого ресурса, учитывайте психологические потребности ребенка в ежедневном общении дома, помогайте ему удовлетворять их положительным образом, это даст ребенку основу для эффективного взаимодействия в школе и компенсации недополученного.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325