Меню

Образование

Топ-5 упражнений для развития внимания ребенка

Топ-5 упражнений для развития внимания ребенка
Довольно часто родители сталкиваются с неумением детей фокусировать внимание на конкретной задаче. Но развитие этого навыка вполне возможно, уверена Наталья Фадеенко — эксперт в области эффективного обучения. Однако не стоит забывать, что для ребенка процесс должен быть не только полезным упражнением, но и увлекательной игрой.
AD
AD
Внимание — это способность человека осознавать, что происходить прямо сейчас и управлять этим процессом
Внимание — это способность человека осознавать, что происходить прямо сейчас и управлять этим процессом
  1. Сколько тебе уже повторять?
  2. Когда ты наконец сделаешь уроки?
  3. Ты можешь посидеть спокойно?
Такими вопросами (на которые не дождаться ответа) родители осыпают своих непосед, которые никак не хотят становиться более усидчивым и сконцентрированными.

Однако, в эпоху информационного шума и коротких сообщений в гаджетах мы должны специально помогать нашим детям развивать навык внимания. Внимание — это способность человека осознавать, что происходить прямо сейчас и управлять этим процессом. Причем, это не только концентрация внимания, но также и его переключение с объекта на объект без потерь, и емкость, которая позволяет удерживать в поле ментального зрения несколько задач.

Большинство детей плохо осваивают школьную программу не потому что не понимают или учителя плохо объясняют, а потому что не умеют управлять своим вниманием. Внимание — это главное качество, которое помогает усваивать информацию. Бесполезно тратить деньги на репетитора без развития навыка внимания. Однако, родители в силах сделать многое, чтобы ребенок стал более внимательным и начал получать радость от процесса обучения.
Внимание — это главное качество, которое помогает усваивать информацию
Внимание — это главное качество, которое помогает усваивать информацию

1. Используйте обычное бытовое общения для развития внимания ребенка

Часто дети не осознают своих собственных ощущений и мотивов поведения, их внимание блуждает где-то: в компьютерной игре, в мыслях о том, что его не любят, в обидах, в играх с друзьями. При этом многие действия ребенок делает «на автомате», не задумываясь о том, что же именно он делает. Простые вопросы «Что ты сейчас делаешь?», «Что ты чувствуешь?» заставляет его внимание вернуться обратно и осознать, что сейчас происходит.

Главное, спрашивать регулярно, доброжелательно, и настаивать на ответе. Не бойтесь услышать первое время «Не знаю». Так уж устроен наш мозг, что услышав вопрос, мозг начинает искать ответ. Ребенок все равно начнет задумываться о том, что же действительно он делает и зачем. Этот метод ни в коем случае не должен превратить родителя в назойливую муху, а напротив, помочь создать теплое общение и точки соприкосновения.

Время на выполнение — 0 минут, просто на ходу.
Регулярность — каждый день.
AD
AD

2. Если вы действительно хотите помочь ребенку с функцией внимания, то обзаведитесь таблицами с большими и малыми числами, достаточно иметь пару штук

Это пособие представляет их себя обычно формата А4 лист бумаги, на котором в хаотичном порядке написаны числа от 1 до 35/50/99 разными шрифтами и размерами. Предложите ребенку искать числа по заданному вами условию.
  1. от единицы и далее.
  2. от 20 (например) и далее.
  3. от 1 нечетные.
  4. от 2 четные.
  5. при этом можно менять положение таблицы: правильно, вниз головой, боком.
  6. за один подход — не более двух заданий!
Время на выполнение — НЕ БОЛЕЕ 3 МИНУТ! Ни в коем случае не заставляйте искать все числа, это очень сложно, наша задача удержать внимание ребенка на одном объекте, в данном случае трех минут вполне достаточно, а начинать можно и вообще с одной минуты.

Регулярность — 3–4 раза в неделю.
Также, как и таблицы, работают задания «найди отличия», «спрятанные картинки». Можно время от времени «разбавлять» ими таблицы, чтобы интерес ребенка не угасал. Однако, в отличие от таблиц, этот вид заданий является «одноразовым»: найдя отличия единожды, еще раз нет смысла делать это задание.
Лабиринты любимы всеми детьми и отлично тренируют внимание
Лабиринты любимы всеми детьми и отлично тренируют внимание

3. Лабиринты любимы всеми детьми, но чтобы они стали инструментом развития внимания, нужно помнить о следующем

AD
AD
  1. лабиринты/сборники лабиринтов не должны быть в свободном доступе.
  2. заниматься по ним нужно регулярно.
  3. не позволяйте ребенку сразу рисовать в лабиринте. Скорее всего он путь не найдет с первого раза, а по зарисованному лабиринту невозможно будет найти верную дорогу. Кроме того, нам ведь нужна тренировка внимания? Поэтому ребенок глазами или какой-либо указкой находит дорогу.
  4. после этого показывает вам, что заставит его вспомнить весь путь и вновь сконцентрироваться.
  5. и только потом можно уже рисовать.
  6. самое важное в работе с лабиринтами - не брать другой, пока этот лабиринт не будет пройден.
Время на выполнение — 5–10 минут.
Регулярность — 3–4 раза в неделю.

4. Нейрогимнастика должна бы стать неотъемлемой частью школьного дня

Но пока это могут позволить себе лишь частные школы, поэтому родителям стоит взять этот инструмент развития внимания ребенка на вооружение. Нейрогимнастика заключается в выполнение асинхронных, разнонаправленных движений руками, ногами/пальцами в сочетании с проговариванием каких-либо текстов. Эти движения настолько нам непривычны, что заставляют максимально концентрироваться, чтобы их выполнить.

Время на выполнение —15 минут
Регулярность — каждый день.

Кстати, такая нейрогиманстика очень полезна и для взрослых, так что освоить ее для себя и научить этому ребенка — прекрасное вложение своих усилий.
Помочь ребенку прокачать его внимание, если проводить викторины по мультикам/фильмам
Помочь ребенку прокачать его внимание, если проводить викторины по мультикам/фильмам

5. Даже во время досуга мы можем помочь ребенку прокачать его внимание, если проводить викторины по мультикам/фильмам

AD
AD
Предупредите ребенка заранее, что после просмотра вы будете задавать ему вопросы и проверять, насколько он внимательно смотрел. После такого предупреждения дети смотрят ооочень внимательно. Составьте столько вопросов, сколько посчитаете нужным, лучше всего такого характера, которые нужно было подметить визуально (какого цвета было платье на…, сколько друзей пришли к …, был ли надет шарф на…, когода он отправился…). Устраивайтесь поудобнее вместе с вашим ребенком на диване для совместного просмотра и возьмите с собой блокнот с ручкой: и фиксируйте такие вопросы, на которые по силам будет ответить вашему ребенку.

Время на выполнение — 5–10 минут
Регулярность — исходя их ваших предпочтений проведения досуга.

Таким образом, тренировка внимания ребенка — дело не хлопотное, но должно быть регулярным. Любой навык закрепляется в качестве привычки только при регулярном повторении. Поэтому, подготовьте необходимые материалы, путь они будут всегда под рукой, и помогите вашему ребенку стать очень внимательным. Без вас он не справится!


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325