Винная гризайль — это особенный вид живописи в тональной градации одного цвета. Традиционно работы в этой технике делаются в сером или коричневом колорите (французское слово Grisaille берёт своё начало от gris — серый). Красное и белое вино позволили вдохнуть новую жизнь и краски в серый цвет, сохранив при этом особое утончённое ощущение сдержанности и полноты чувств, которыми наполнена картина в технике гризайль.
Человек, любящий вино, и тем более художник всегда видит в том, что ему нравится, неожиданные грани и возможности. Так происходит с теми, кто открывает в вине не только богатство вкуса, но и цвета. Настроение буквально кипит в бордовых, амарантовых, карминовых оттенках, со временем на полотнах проявляется терракота, ржавчина, светлая вишня. Всё происходит в точности так, как если бы вы пили вино. Оно расцветает с первым глотком, оставляя долгое и изменчивое послевкусие, также трансформируется и полнота цвета.
Винные картины пишут натуральными сухими винами без добавления воды. Каждый напиток даёт свои оттенки, поэтому вина Бургундии и вина Бордо и здесь оказываются уникальным инструментом, который смешивается только на полотне. У художников открывается огромное поле для экспериментов. Можно рисовать горячим или холодным вином, концентрированным (сгущённым на водяной бане) или окисленным. Всё это позволяет добиться широкой гаммы оттенков от нежно-сиреневого до кроваво-красного.
В технике портретной винной живописи работает американка Амелия Харнас. Она пишет картины на белой хлопковой ткани — этот материал помогает максимально проявить цветовую палитру напитка. Сначала холст обрабатывается по контуру рисунка воском (способ похож на создание батика), после чего свободные пятна слой за слоем проливаются вином, «поданным» к портрету при температуре 27 С. Именно при этом условии напиток подсыхает с оптимальной скоростью.
В технике портретной винной живописи работает американка Амелия Харнас. Она пишет картины на белой хлопковой ткани — этот материал помогает максимально проявить цветовую палитру напитка. Сначала холст обрабатывается по контуру рисунка воском (способ похож на создание батика), после чего свободные пятна слой за слоем проливаются вином, «поданным» к портрету при температуре 27 С. Именно при этом условии напиток подсыхает с оптимальной скоростью.
Интересно, что её техника родилась благодаря оплошности — она пролила вино на одну из своих работ, и эта досадная для многих ошибка послужила толчком к созданию «винного» направления в её творчестве. «Винные» картины пользуются устойчивым спросом, особенно их ценят производители вина, продукцию которых она использует как оригинальные краски. В будущем Амелия планирует отправиться в Париж — в этом сердце искусства и виноделия она намерена писать миниатюры, разумеется, используя в качестве палитры вина Франции.
В винной технике пишет художница из итальянской Флоренции Элизабетта Рогаи — её портреты пользуются успехом и выставляются в галереях по всему миру. С вином работает Кристина Ло Касциа, которая до своей жизни в искусстве долгие годы трудилась в винной отрасли. Её семье принадлежит виноградник в Санта-Барбаре, и, наверное, именно продукция собственного производства обратила её внимание на другую сторону вина, любовь к которому так естественно выражать средствами живописи. Ещё одна художница Нельва Ричардсон пишет вином более тридцати лет, которые она посвятила красному из Долины Напа и Сонома.
В акварельной технике создаёт свои картины молдавский художник–любитель Василий Ботнару (по специальности он журналист). Разумеется, в качестве художественного материала он использует отечественный продукт. Василий работает как профессионал и в искусстве, и по своей прямой специальности, с новостной точностью выбрав модель для своего первого полотна. На премьерной картине изображён экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который объявил молдавские вина низкосортной продукцией, введя запрет на их ввоз в Россию. «Винного» Онищенко можно купить за 50$, однако мастер намерен отправить картину в дар в адрес виновника санкций. Разумеется, не только обидчик молдавского виноделия послужил вдохновением для Боднару, он с удовольствием и любовью рисует Москву, где провёл студенческие годы, есть среди его работ и портрет Дмитрия Медведева, который он уже отправил в приёмную премьера. Известно, что Медведев предпочитает красные калифорнийские вина, но мастер надеется, что ему понравится винный портрет, написанной молдавской продукцией.
В рядах последователей Винной гризайли есть очень талантливые любители, среди которых художница из Запорожья Ксения Доброчинская — в её активе более 150 работ вином и около сотни кофейных полотен. Среди почитателей таланта — певец и гитарист Владимир Кузьмин, в коллекции которого хранится его собственный портрет работы Ксении.
Её путь к славе не назовёшь простым: оригинальная техника Доброчинской своим появлением обязана случайности. У художницы просто не было красок, чтобы работать, а рисовать хотелось так, что вскоре обнаружились достоинства совершенно нехудожественных материалов. Всё началось с кофе, которое прекрасно себя проявило в качестве краски, чуть позже наступила очередь вина. Техника её работы схожа с акварелью — так Ксения пишет натюрморты, пейзажи, портреты. Как и в случае с водяными красками, работая с вином, нужно быть предельно аккуратным и точным, нужно уметь видеть будущую картину. Каждый слой должен подсохнуть, прежде чем будет положен новый, каждый очередной мазок должен быть выверен, потому что цветовые пятна невозможно исправить.
Винная гризайль — это совершенно особенная техника, ведь вино — это не один цвет, разбавленный водой (как классическая гризайль), оно рождает сотни оттенков, которые подобно жаркому пламени или прохладным струям ручья перетекают на полотно, пробуждая наши чувства.