Эксперт: психолог Ирина Бельская.
Секс, сексуальность — это, прежде всего, отношение к своему телу и со своим телом, и только во вторую очередь — с телом партнёра. Родители пассивно (своим образом жизни) и активно (оценочными суждениями, запретами и поощрениями) передают ребёнку свои ценностные ориентации и отношение к самим себе — и телесное, и душевное.
По типу отношения к своему телу можно (весьма условно, конечно) выделить три категории:
- Сотрудничество — позитивное отношение к телу;
- Отвержение — пренебрежение или категорическое отторжение (ненависть);
- Использование — эксплуататорское отношение. Тоже негативное, но специфическое, похожее на кабальный контракт с целью выжать всё желаемое, невзирая на последствия.
Стоп-кадр сериала «Про это самое» (ТНТ)
Чтобы определить своё отношение к телу, посмотрите на себя обнаженного в зеркало. Определите, что вы чувствуете (именно чувствуете, а не думаете): гордость, удовольствие, возбуждение, интерес, неудобство, стыд, отвращение или вы вообще не можете этого сделать. Все эти ощущения соответствуют вашему отношению к своему телу.
Все виды отношения к телу проявляются в воспитательных техниках родителей. Ребёнок не знает, что хорошо, а что плохо. Он постепенно изучает мир: поначалу из позиции «приятно-неприятно». И тело для него всегда приятно. Совать пальцы рук и ног в рот, удовлетворять физиологические потребности, обниматься, сосать грудь матери, мастурбировать — всё это в норме: приятные ощущения, которые даёт тело и только тело. У ребёнка в распоряжении изначально только оно и есть.
Движениями он управляет плохо, сознание только формируется. Следовательно, есть ощущения и первичные контакты с родителями — всё, чем он живёт, чем питается его психика, за счёт чего он взрослеет. Получая определённые сигналы от родителей, дети усваивают переданную информацию без критики, как норму. И только повзрослев, они смогут, если заподозрят проблемы, корректировать их самостоятельно или с помощью специалиста.
Все виды отношения к телу проявляются в воспитательных техниках родителей. Ребёнок не знает, что хорошо, а что плохо. Он постепенно изучает мир: поначалу из позиции «приятно-неприятно». И тело для него всегда приятно. Совать пальцы рук и ног в рот, удовлетворять физиологические потребности, обниматься, сосать грудь матери, мастурбировать — всё это в норме: приятные ощущения, которые даёт тело и только тело. У ребёнка в распоряжении изначально только оно и есть.
Движениями он управляет плохо, сознание только формируется. Следовательно, есть ощущения и первичные контакты с родителями — всё, чем он живёт, чем питается его психика, за счёт чего он взрослеет. Получая определённые сигналы от родителей, дети усваивают переданную информацию без критики, как норму. И только повзрослев, они смогут, если заподозрят проблемы, корректировать их самостоятельно или с помощью специалиста.
Родители, способные на сотрудничество со своим телом, передают ребёнку следующую информацию:
- тело требует внимания и заботы;
- тело даёт возможность достигать желаемого;
- тело даёт удовольствие.
Родители с негативным отношением к телу передают информацию:
- тело — это обуза, или оно не имеет значения;
- тело мешает, но приходится терпеть или бороться с ним;
- телесные удовольствия опасны, или они становятся зависимостью, превращаюсь из потребностей в болезнь.
Родители с позицией сотрудничества с телом внимательны к сигналам своего тела. Гигиена, спорт, поддержание здоровья, своевременное обращение к врачу — стиль их поведения. Наблюдая это, ребёнок понимает, что тело важно, можно открыто говорить о своих потребностям и ожидать помощи от родителей в их удовлетворении.
Внимание, возможность обсудить сигналы тела от раннего детства до периода взросления дают ребёнку опору в познании своей сексуальности. Дают возможность открыто, принимая волнение, страх и интерес, вступить в пору полового созревания и повзрослеть. Формируется способность принимать свои желания, адаптивно выбирать способы их удовлетворения в зависимости от обстоятельств, удерживать зону интимности и тайны во взаимоотношениях с собой и партнёром.
Внимание, возможность обсудить сигналы тела от раннего детства до периода взросления дают ребёнку опору в познании своей сексуальности. Дают возможность открыто, принимая волнение, страх и интерес, вступить в пору полового созревания и повзрослеть. Формируется способность принимать свои желания, адаптивно выбирать способы их удовлетворения в зависимости от обстоятельств, удерживать зону интимности и тайны во взаимоотношениях с собой и партнёром.
Стоп-кадр сериала «Про это самое» (ТНТ)
Родители, положительно относящиеся к своему телу, не спят в одной кровати с детьми, не ходят обнажёнными перед ними.
Родители с негативным отношением к телу пренебрегают потребностям своего тела или с отвращением от них отгораживаются. В таких семьях не принято говорить о физиологически процессах и проблемах. Это объявляется неприличным и недопустимым. Последствиями подобного отношения к телесности могут стать, например, невозможность для ребёнка отпроситься в туалет публично. Нельзя, чтобы окружающие слышали о его потребности. Нельзя говорить о своём плохом самочувствии. Даже бывают случаи гибели детей во время уроков физкультуры, потому что надо молчать и терпеть. Отвращение к телу в семье у детей может приводить к привычным самоповреждениям (нанесение себе порезов во время стресса) или анорексии.
Родители с позицией использования часто фиксированы на своей сексуальной привлекательности и молодости. Для них секс — главный источник удовольствия и подтверждения своей значимости. Тело — инструмент, от которого требуют соответствовать потребностям хозяина. Матери могут говорить о том, как испортилась фигура после родов и вообще, как плохо влияют дети на их привлекательность. Секс перегружен и слишком большое место занимает в жизни, потому что является компенсации недостаточной реализации в других сферах. Дети в таких семьях рано сексуализированы и очень тревожны относительно своей внешности.
Ребёнок может двояко реагировать на родительскую трансляцию: полностью ей подчиняться или сопротивляться. Какой он выберет путь — неизвестно. В случаях с категориями «отвержение» и «использование» проблемы неизбежным в обоих случаях. При следовании — отношение к телу и сексу схожи с родительскими, при сопротивлении наблюдается выраженная подавленность своих чувств и ощущений. Всё, что связано с сексом, вызывает тревогу.
Родители закладывают основу того, как мы воспринимаем своё тело и свою сексуальность. Но со временем это можно изменить — если начать слышать себя, замечать сигналы тела и не бояться говорить о важном. Наше отношение к себе складывается из мелочей: прикосновений, мыслей, чувств, которые мы так часто игнорируем. И хорошая новость в том, что это можно пересобрать. Постепенно. Внимательно. С поддержкой — если нужно. Начать никогда не поздно. Даже прямо сейчас.
Ранее мы писали, как правильно поступить, если дочь-школьница беременна.
Фото кадров сериала «Про это самое» предоставлены ТНТ.
Родители с негативным отношением к телу пренебрегают потребностям своего тела или с отвращением от них отгораживаются. В таких семьях не принято говорить о физиологически процессах и проблемах. Это объявляется неприличным и недопустимым. Последствиями подобного отношения к телесности могут стать, например, невозможность для ребёнка отпроситься в туалет публично. Нельзя, чтобы окружающие слышали о его потребности. Нельзя говорить о своём плохом самочувствии. Даже бывают случаи гибели детей во время уроков физкультуры, потому что надо молчать и терпеть. Отвращение к телу в семье у детей может приводить к привычным самоповреждениям (нанесение себе порезов во время стресса) или анорексии.
Родители с позицией использования часто фиксированы на своей сексуальной привлекательности и молодости. Для них секс — главный источник удовольствия и подтверждения своей значимости. Тело — инструмент, от которого требуют соответствовать потребностям хозяина. Матери могут говорить о том, как испортилась фигура после родов и вообще, как плохо влияют дети на их привлекательность. Секс перегружен и слишком большое место занимает в жизни, потому что является компенсации недостаточной реализации в других сферах. Дети в таких семьях рано сексуализированы и очень тревожны относительно своей внешности.
Ребёнок может двояко реагировать на родительскую трансляцию: полностью ей подчиняться или сопротивляться. Какой он выберет путь — неизвестно. В случаях с категориями «отвержение» и «использование» проблемы неизбежным в обоих случаях. При следовании — отношение к телу и сексу схожи с родительскими, при сопротивлении наблюдается выраженная подавленность своих чувств и ощущений. Всё, что связано с сексом, вызывает тревогу.
Родители закладывают основу того, как мы воспринимаем своё тело и свою сексуальность. Но со временем это можно изменить — если начать слышать себя, замечать сигналы тела и не бояться говорить о важном. Наше отношение к себе складывается из мелочей: прикосновений, мыслей, чувств, которые мы так часто игнорируем. И хорошая новость в том, что это можно пересобрать. Постепенно. Внимательно. С поддержкой — если нужно. Начать никогда не поздно. Даже прямо сейчас.
Ранее мы писали, как правильно поступить, если дочь-школьница беременна.
Фото кадров сериала «Про это самое» предоставлены ТНТ.