Основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Базовая идея, к которой мы будем постоянно возвращаться — это общее свойство нашего организма, которое сформулировал российский биолог, анатом, антрополог, врач и педагог. П. Ф. Лесгафт: «Что не упражняется, то упраздняется». Большинство из вас, кто занимается интеллектуальным трудом и читает эту статью, справедливо заметит: «Как же так? У меня высшее образование, я постоянно применяю в работе сложные алгоритмы...» На самом деле максимальный спад наших интеллектуальных способностей приходится на период с 22 до 25 лет (после окончания университета).
Когда мы обращаем внимание на проблемы с памятью?
Многим знакома история, когда их ребенок в 8 классе говорит, что учебник очень сложный. Взрослый еще помнит, что раньше за ночь осваивал по два учебника и отлично сдавал экзамен. Тут он говорит: «Дай сюда, я тебе покажу, что это легче легкого...» Вот только оказывается, что, имея два высших образования и работая мозгом последние 20-30 лет, он не в состоянии разобраться со школьным уровнем (хотя раньше осваивали более сложные вещи). Проблема в том, что мы отучились учиться, и погрузиться в новую область намного сложнее, чем было раньше.
Да, сейчас вы работаете по 8 часов в день (иногда с интенсивностью, которая студенту вне сессии и не снилась). Однако ваша деятельность — лишь капля в море разнообразных интеллектуальных действий. Когда вы учились, то проходили технические и гуманитарные дисциплины, писали тесты, рефераты и лабораторные, искали и анализировали информацию, постоянно делали что-то новое и рассуждали на темы, которых профессионально не разбирались. А сейчас вы выполняете ограниченный функционал (например, только анализ информации). Если последние 20 лет вы использовали мозг только для узконаправленных задач, то ранее наработанные нейронные связи становятся лишними и упраздняются за ненадобностью. Вот и весь секрет.
Но не спешите бить тревогу! Хорошая новость в том, что интеллектуальную форму (как и физическую) легко восстановить. Даже через 15-20-30 лет можно войти в былую кондицию, а при правильных тренировках и инструментах даже улучшить уровень. Попробовать можно уже сейчас. Приходите на тренировку памяти онлайн бесплатно.
Когда мы обращаем внимание на проблемы с памятью?
Многим знакома история, когда их ребенок в 8 классе говорит, что учебник очень сложный. Взрослый еще помнит, что раньше за ночь осваивал по два учебника и отлично сдавал экзамен. Тут он говорит: «Дай сюда, я тебе покажу, что это легче легкого...» Вот только оказывается, что, имея два высших образования и работая мозгом последние 20-30 лет, он не в состоянии разобраться со школьным уровнем (хотя раньше осваивали более сложные вещи). Проблема в том, что мы отучились учиться, и погрузиться в новую область намного сложнее, чем было раньше.
Да, сейчас вы работаете по 8 часов в день (иногда с интенсивностью, которая студенту вне сессии и не снилась). Однако ваша деятельность — лишь капля в море разнообразных интеллектуальных действий. Когда вы учились, то проходили технические и гуманитарные дисциплины, писали тесты, рефераты и лабораторные, искали и анализировали информацию, постоянно делали что-то новое и рассуждали на темы, которых профессионально не разбирались. А сейчас вы выполняете ограниченный функционал (например, только анализ информации). Если последние 20 лет вы использовали мозг только для узконаправленных задач, то ранее наработанные нейронные связи становятся лишними и упраздняются за ненадобностью. Вот и весь секрет.
Но не спешите бить тревогу! Хорошая новость в том, что интеллектуальную форму (как и физическую) легко восстановить. Даже через 15-20-30 лет можно войти в былую кондицию, а при правильных тренировках и инструментах даже улучшить уровень. Попробовать можно уже сейчас. Приходите на тренировку памяти онлайн бесплатно.
Еще один момент связан с видом активности нашего мозга. Важно понимать, что есть два принципиально разных режима его работы:
• создание нейронных связей, по сути, обучение, когда наш мозг создает и связывает ранее не связанные единицы, то есть осваивает новые навыки, прокладывает нейронные пути, изучает информацию. Это энергетически затратный процесс, поэтому обучение эквивалентно настоящей работе. По статистике, большинство людей прекращает учиться после 25 лет.
• использование того, что уже есть (навыки, доведенные до автоматизма). Нейронные связи, которые многократно используются и закрепляются, требуют меньше энергии. На работе мы активно работаем с информацией, но не создаем новые связи, а эксплуатируем уже существующие. В результате наш мозг отучается создавать новые нейронные связи, а с возрастом процесс упразднения происходит быстрее.
А вы знали, что до трех лет мозг ребенка создает больше нейронных связей, чем за всю оставшуюся жизнь? Каждый момент ребенок чему-то учится, для него новое — абсолютно все. А в 40 лет человек может прожить неделю, ни разу не встретив ничего нового. Именно поэтому людей в возрасте трудно удивить: они уже все видели, а то, что не видели — и не стремятся увидеть. Их сложно переубедить, заставить изменить свои убеждения и взгляды.
Чем мы старше и чем меньше обучения в нашей жизни, тем слабее способность создавать новые нейронные связи. Чтобы не терять ее и хотя бы имитировать процесс обучения, ходите новыми маршрутами, чистите зубы левой рукой, читайте книги, к которым вы не привыкли. Это дает мозгу нагрузку.
• создание нейронных связей, по сути, обучение, когда наш мозг создает и связывает ранее не связанные единицы, то есть осваивает новые навыки, прокладывает нейронные пути, изучает информацию. Это энергетически затратный процесс, поэтому обучение эквивалентно настоящей работе. По статистике, большинство людей прекращает учиться после 25 лет.
• использование того, что уже есть (навыки, доведенные до автоматизма). Нейронные связи, которые многократно используются и закрепляются, требуют меньше энергии. На работе мы активно работаем с информацией, но не создаем новые связи, а эксплуатируем уже существующие. В результате наш мозг отучается создавать новые нейронные связи, а с возрастом процесс упразднения происходит быстрее.
А вы знали, что до трех лет мозг ребенка создает больше нейронных связей, чем за всю оставшуюся жизнь? Каждый момент ребенок чему-то учится, для него новое — абсолютно все. А в 40 лет человек может прожить неделю, ни разу не встретив ничего нового. Именно поэтому людей в возрасте трудно удивить: они уже все видели, а то, что не видели — и не стремятся увидеть. Их сложно переубедить, заставить изменить свои убеждения и взгляды.
Чем мы старше и чем меньше обучения в нашей жизни, тем слабее способность создавать новые нейронные связи. Чтобы не терять ее и хотя бы имитировать процесс обучения, ходите новыми маршрутами, чистите зубы левой рукой, читайте книги, к которым вы не привыкли. Это дает мозгу нагрузку.
Что же делать? Бросаться учить стихи — это полезный, но из всех вариантов самый трудоемкий и наименее эффективный метод.
Первым делом займитесь изолированной тренировкой психических процессов: память и внимание. Сейчас много тренажеров и приложений, например, таблице Шульте — эффективное и простое упражнение. Тренируйте память через мнемотехнику. Суть в том, чтобы запоминать новое необычным способом, используя визуализацию, которая задействует колоссальный объем нашего мозга и формирует максимальное количество нейронных связей. Как этому научиться, читайте в нашей статье, которая содержит топовые методики. Вы не только сможете улучшить память, внимание и интеллектуальную выносливость, но и получите заряд мотивации, потому что мнемотехника уже в первый день позволит запомнить 50 или 100 новых иностранных слов.
Первым делом займитесь изолированной тренировкой психических процессов: память и внимание. Сейчас много тренажеров и приложений, например, таблице Шульте — эффективное и простое упражнение. Тренируйте память через мнемотехнику. Суть в том, чтобы запоминать новое необычным способом, используя визуализацию, которая задействует колоссальный объем нашего мозга и формирует максимальное количество нейронных связей. Как этому научиться, читайте в нашей статье, которая содержит топовые методики. Вы не только сможете улучшить память, внимание и интеллектуальную выносливость, но и получите заряд мотивации, потому что мнемотехника уже в первый день позволит запомнить 50 или 100 новых иностранных слов.
Есть еще классное упражнение, которое вы можете делать всегда и везде — «Пересмотр». Суть в том, чтобы перед сном или находясь в транспорте, вспомнить свой день с открытыми глазами. Припомните свой день с самого утра в подробностях и на высокой скорости: вот вы встали, пошли чистить зубы, приготовили яичницу и т.д. Сначала будет получаться медленно, но со временем вы научитесь за 5-10 минут полностью пробегать свой день, не отвлекаясь, не теряя подробностей и элементов. Потом попробуйте вспомнить день наоборот.
Выбирайте те упражнения, которые нравятся вам, однако имейте в виду: если вы действительно хотите поднять тонус мозга и прокачать свои способности, важно, как вы тренируетесь. Рекомендую тренироваться короткими забегами (по 5-10 минут, а не 2 часа подряд). Делайте упражнения максимально интенсивно, а как только достигнете пика, переключайтесь на следующее. В итоге за 15 минут вы отработаете несколько разных упражнений, что обеспечит правильную нагрузку и научит создавать новые нейронные связи.
Выбирайте те упражнения, которые нравятся вам, однако имейте в виду: если вы действительно хотите поднять тонус мозга и прокачать свои способности, важно, как вы тренируетесь. Рекомендую тренироваться короткими забегами (по 5-10 минут, а не 2 часа подряд). Делайте упражнения максимально интенсивно, а как только достигнете пика, переключайтесь на следующее. В итоге за 15 минут вы отработаете несколько разных упражнений, что обеспечит правильную нагрузку и научит создавать новые нейронные связи.
Начать снова учиться важно именно после изолированной тренировки психических процессов, чтобы мозг подготовился и научился создавать нейронные связи.
Просто вспомнить студенческую молодость недостаточно — учиться нужно максимально правильно. Мы советуем использовать технологии обучения и вспомогательные инструменты, например майнд-карты.
Особенно полезно для памяти учить языки. Если обучаться правильно, они дают разнонаправленную комплексную нагрузку и задействуют оба полушария:
• грамматика и изучение правил — левое,
• запоминание слов, мнемотехника и воображение — правое.
Как только вы начнете целенаправленно и интенсивно работать с мозгом в новом формате, способность создавать новые нейронные связи восстановится. Прокачивайте психические процессы, обучайтесь новому, и проблемы с памятью вас покинут.
Просто вспомнить студенческую молодость недостаточно — учиться нужно максимально правильно. Мы советуем использовать технологии обучения и вспомогательные инструменты, например майнд-карты.
Особенно полезно для памяти учить языки. Если обучаться правильно, они дают разнонаправленную комплексную нагрузку и задействуют оба полушария:
• грамматика и изучение правил — левое,
• запоминание слов, мнемотехника и воображение — правое.
Как только вы начнете целенаправленно и интенсивно работать с мозгом в новом формате, способность создавать новые нейронные связи восстановится. Прокачивайте психические процессы, обучайтесь новому, и проблемы с памятью вас покинут.