Меню

Драматургия для современного зрителя: 5 авангардных пьес

Драматургия для современного зрителя: 5 авангардных пьес
Современный театр с каждым годом теряет свою актуальность, а режиссеры все меньше находятся в художественном поиске оригинального театрального языка, перманентно пережевывая классику русской и зарубежной драматургии. Нормально ли это или пора что-то менять? Поинтересовались мнением актера, режиссера и блогера Андрея Бабаева.
Андрей Бабаев
Андрей Бабаев
От условных Чехова и Горького до Метерлинка и Бернарда Шоу. Еще чаще театры прибегают к безпроигрошному варианту в лице признанных классиков слова, таких как Шекспир, Мольер, Бомарше и др. Более смелые обращаются к античной драматургии и ее авторской интерпретации через призму русского театра времен Станиславского.

Авангардные эксперименты студийцев из 70-х годов до сих пор кажутся чем-то свежим, несмотря на огромную зависимость от контекста времени, в которые они были созданы. Однако, далеко не все экспериментальные пьесы из 20 века были поставлены или хотя бы проанализированы массовым читателем, особенно на отечественной сцене.

По мнению Андрея Бабаева, актера, режиссера и блогера, современный театр должен задавать зрителям сложные вопросы, требовать от него более серьезной художественной подготовки, либо полной готовности отдаться в руки автора. Андрей Бабаев привел в пример пять авангардных пьес, которые заставят попотеть и читателя, и потенциального режиссера.

«Что где», Сэмюэл Беккет (1983)

«Что где», Сэмюэл Беккет (1983)
«Что где», Сэмюэл Беккет (1983)
Последняя одноактная пьеса ирландского драматурга. Неопределенное место действия и отстраненные диалоги, вкупе с вакуумной атмосферой и отсылками к цирковому искусству, создают уникальный мир, поддающейся к любой жанровой трактовке.

«Архитектор и император Ассирии», Фернандо Аррабаль (1967)

Фернандо Аррабаль
Фернандо Аррабаль
Сюрреалистическая пьеса для двух сильных актеров с широчайшим диапазоном. На первый взгляд может показаться, что это просто безумные диалоги двух душевнобольных, однако весь философский надрыв, культурные аллюзии и специфическая, концентрированная сценичность действия, с низким поклоном французским сюрреаилстам и лично Антонену Арто и его театру жестокости, вряд ли оставят равнодушным хоть кого-то, кто дойдет до конца! Паническое удовольствие образного ряда и особого черного юмора.

«Реквием», Леонид Андреев (1915)

«Реквием», Леонид Андреев (1915)
«Реквием», Леонид Андреев (1915)
Мрачная и таинственная пьеса самого загадочного драматурга Российской империи. Синтез холодного, скандинавского театра с его экспрессионистскими образами и горячего нрава масок итальянской комедии дель арте. Большой простор для художественно-постановочного решения спектакля или фильма. Тема потери близкого человека и медленной потери рассудка очень точно описана автором.

«Бог Курт», Альберто Моравиа (1968)

«Бог Курт», Альберто Моравиа (1968)
«Бог Курт», Альберто Моравиа (1968)
Сильнейшая по духу пьеса классика итальянского романа. История, которая оставит отклик в сердце каждого и впечатлит самого равнодушного. Неустаревающая и до сих пор актуальная тема Второй Мировой. Бездонная по своей глубине проблематика поведения человека в концентрационных лагерях смерти и великий по неожиданности поворот сюжета в финале. Пьеса сравнимая своим драматизмом, доведенным до предельной точки с древнегреческими трагедия.

«Этюд для четверых», Эжен Ионеско (1959)

Эжен Ионеско
Эжен Ионеско
Одна из самых коротких и «дурашливых» пьес, которая, несмотря на свое небольшое содержание, способна вызвать у читателя бурю эмоций: от негодования до неоправданного восторга, от смертной скуки до повышенного артериального давления. Так же, как и в большинстве изложенных здесь пьес, преимущество данного материала именно в вариативности толкования при постановке на театральной сцене и/или съемочной площадке.

Ранее мы рассказывали, как привить себе любовь к театру.

Текст и референсы: Андрей Бабаев.

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325