Меню

Выходные и праздники

Манипулирование эмоциями: как маркетинг использует страх, удовольствие или гнев для продвижения продуктов

Манипулирование эмоциями: как маркетинг использует страх, удовольствие или гнев для продвижения продуктов
Реклама — основной способ привлечения внимания к товару или услуге. Она преследует нас повсюду и влияет на подсознание. Одного взгляда на дорожный баннер или телевизионный рекламный ролик достаточно, чтобы наш мозг считал и обработал месседж. О том, почему одна реклама влияет на нас, а другая оставляет равнодушными и какие механизмы используют маркетологи, чтобы сделать ее эффективной, рассказывает digital-маркетолог Эмин Сафаров.
AD
AD

Как работает маркетинг

Маркетинг состоит из 2-х элементов: продукт и коммуникация. Продукт — это товары и услуги, которые мы видим в рекламе. Коммуникация — это взаимодействие с покупателем, способ донести до него послание. Коммуникация в маркетинге по умолчанию включает манипуляцию. Только так месседж не затеряется в гигабайтах информации, которую мы получаем, и станет триггером и побудителем к действию.

Маркетологи используют сотни инструментов для управления нашим сознанием, но большинство из них базируется на эмоциях. Самая эффективная реклама построена на манипуляции базовыми, глубинными эмоциями — страх, радость, любопытство, грусть, злость и отвращение. Причем главное место занимают негативные эмоции, а позитивные стоят на почетном втором месте.

Какие приемы используют маркетологи

Маркетинг — игра, в которой побеждает тот, кто хорошо понимает природу человеческих поступков и умеет управлять ею. В крупных компаниях существуют специальные нейропсихологические лаборатории, которые изучают, как воздействует цвет, материал, звук на принятие решения о покупке. Например, такие лаборатории есть у брендов Coca-Cola и Lay`s.
С помощью психологических исследований и экспериментов рекламщики выявили несколько эффективных способов воздействия на бессознательное:
AD
AD
  1. Эмоции и чувства. Помимо эмоционального контекста, в рекламе важны звуки, запахи, тактильные ощущения. Например, каждый из нас помнит звук, с которым открывается алюминиевая баночка «Пепси». Именно с этого звука когда-то начиналась реклама этого продукта.
  2. Повторение. Чем чаще мы слышим сообщение, тем больше верим в его правдивость. В рекламе закрепились магические цифры 12 и 25 — это число повторений, необходимое для запоминания рекламы.
  3. Ощущение дефицита. Ограничение количества товара делает его более уникальным, эксклюзивным. А как мы знаем, люди любят обладать чем-то редким. Похожий эффект создают маркетологи, когда запускают программы лояльности.
  1. Истории. Люди любят истории, это в нашей природе. Сейчас недостаточно видеть логотип и слышать хорошие отзывы о товаре. Нам важно знать историю компании, видеть, кто за ней стоит, замечать в их деятельности философию и ценности, одобряемые в обществе. Поэтому большие корпорации стараются вести активную социальную жизнь, принимать участие в общественные проектах, помогать меньшинствам, участвовать в экологических кампаниях и так далее.

Как эмоции становятся средством манипуляции

Чтобы реклама эмоционально цепляла зрителя, она должна быть адресной. Эффективная манипуляция всегда обращена к определенной целевой аудитории. Например, реклама автомобилей может использовать положительные эмоции, завязанные на ощущении свободы и жажды приключений, и привлекать молодых людей. А реклама косметики может обращаться к страху старения и таким образом привлекать женщин.

Одним из наиболее эффективных способов использования эмоций в рекламе является создание истории, которая будет связана с продуктом или услугой. Это может быть история о том, как продукт изменит жизнь потребителя, или история о том, как продукт помогает людям в повседневной жизни. Эти истории могут быть эмоционально заряженными и вызывать у потребителей положительные эмоции. Реклама Apple часто использует этот прием — в рамках одного рекламного ролика мы можем проследить жизнь героя от звонка будильника до выключения светильника в спальне.
Знаменитая реклама Apple с известными людьми на билбордах создает чувство сопричастности обладателей Apple к образу жизни любимых певцов, актеров, общественных деятелей
Знаменитая реклама Apple с известными людьми на билбордах создает чувство сопричастности обладателей Apple к образу жизни любимых певцов, актеров, общественных деятелей
Другим способом использования эмоций в рекламе является использование цвета и звука. Цвета могут вызывать определенные эмоции, например, красный может ассоциироваться с энергией и страстью, а синий — с доверием и спокойствием. Звуковые эффекты также могут вызывать эмоции: мелодичная музыка может вызывать чувство радости и счастья, а громкие звуки — чувство страха или волнения.
AD
AD
Желтый и красный у целого поколения ассоциируется с M&M`s
Желтый и красный у целого поколения ассоциируется с M&M`s

Как бренды используют эмоции

Позитивные эмоции служат связкой между продуктом и потребителем. Утрированно месседж звучит так: купи наш продукт и будешь так же счастлив как персонаж из рекламы. Такой прием часто используется в рекламе премиальных продуктов: автомобили, квартиры, украшения, туалетная вода, а также в рекламе еды и напитков.
Реклама Coca-cola — это всегда чувство праздника, когда ты не одинок, рядом друзья, близкие, вкусная еда
Реклама Coca-cola — это всегда чувство праздника, когда ты не одинок, рядом друзья, близкие, вкусная еда
Реклама автомобилей часто демонстрирует престижную и успешную жизнь, а также обращается к образу семейной жизни
Реклама автомобилей часто демонстрирует престижную и успешную жизнь, а также обращается к образу семейной жизни
Отрицательные эмоции вызывают чувство страха или тревоги и заставляют приобрести продукт. Например, реклама страховых компаний может подчеркивать риски и последствия непредвиденных ситуаций, чтобы побудить нас к покупке страховки.
На страхах играет и социальная реклама
AD
AD
Если копнуть глубже красивой картинки и желания быть вечно привлекательной, то реклама косметики, косметологических услуг и операций обращается к страху смерти.
В нашем подсознании потеря молодости — равно увядание
В нашем подсознании потеря молодости — равно увядание
Сексуальность — еще один триггер, который часто можно встретить в рекламе одежды или парфюмерии. Такой месседж обращается к нашему желанию быть желанными и привлекательными, а значит, вновь обращается к глубинному страху одиночества.
Реклама с сексуальным подтекстом может вызвать критику со стороны общественности, поэтому не всегда является эффективным способом привлечения внимания
Реклама с сексуальным подтекстом может вызвать критику со стороны общественности, поэтому не всегда является эффективным способом привлечения внимания

Как замечать маркетинговые уловки, чтобы принимать взвешенное решение о покупке

Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман выделяет в психике человека две системы. Система 1: срабатывает автоматически и очень быстро, почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля. Система 2: выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений.

Манипуляция стремится воздействовать на Систему 1, инициировать впрыск дофамина (если говорить об удовольствии) и заставить вас быстро принять решение. Сумев разбудить ленивую по своей натуре Систему 2, мы можем принимать более взвешенные решения и покупать то, что нам нужно.

Чтобы Система 2 успела включиться, можно выждать время между рекламой и принятием решения о покупке. Лучше дать себе день или два на обдумывание решения и убрать из поля зрения триггеры: элементарно не проходить мимо и не смотреть на эту рекламу. Посоветоваться с близкими о том, насколько ваше решение аргументировано, а покупка необходима.

Сделать бессознательное осознанным. Технологии рекламы значительно продвинулись и давно ушли от прямого призыва к покупке. Маркетологи научились воздействовать на подсознание с помощью эмоций.

О том, как бороться с бессознательным писал еще Зигмунд Фрейд. Бессознательное теряет свою магическую силу, когда становится осознанным. Получается, что нам нужно прибегнуть к анализу своих ощущений.

Если вы обратили внимание на рекламу, спросите себя почему? Что привлекло ваш взгляд и заставило остановиться? Рекламу буквально нужно расщепить на составляющие, чтобы понять, какой триггер воздействует на вас. Как только вы найдете его, реклама перестанет довлеть над вами.
Эмин Сафаров
Эмин Сафаров
В руках маркетологов есть множество приемов для бессознательного воздействия на эмоции и чувства покупателей. Но постепенно наша психика учится защищаться от воздействия, мы начинаем замечать продающие приемы, и управлять нашими действиями становится сложнее. Однако есть и плохие новости — методы маркетологов становятся все тоньше и хитрее. Нам важно научиться их замечать и, конечно, не принимать сиюминутных решений.

После внезапного желания что-то купить, дайте себе несколько дней на обдумывание покупки, а после попробуйте понять причину возникшего желания: что именно стало триггером? Так ли это важно для вас?


Фото и материал Эмин Сафаров / фото также свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325