Эксперт: логопед-дефектолог Оксана Борщева.
Речевое развитие ребенка происходит поэтапно. И хотя многие сейчас утверждают, что нормы изменились, на самом деле это не так, ведь природу (ее сенситивные периоды) никто не отменял.
- До года: малыши начинают лепетать, произносить простые звуки и слова.
- 1 год: ребенок может сказать несколько слов.
- 1,5 года: у малыша развит словарь примерно из 10-15 слов.
- 2 года: ребенок должен произносить простые фразы.
- 3 года: речь становится более сложной, ребенок начинает строить предложения и использовать местоимения.
При этом важно, чтобы в любом возрасте речь была понятна окружающим, а словарный запас постепенно увеличивался.
2. Как родителям отличить вариант нормы от признаков нарушения? Когда стоит немедленно обратиться к специалисту?
При оценке развития ребенка родители порой теряются между «еще рано» и «уже поздно». И даже родительская интуиция иногда нуждается в подкреплении четкими ориентирами.
- Малыш не проговаривает первые слова до 1 года;
- К 2 годам ребенок не использует фразы или имеет трудности с пониманием простых просьб и инструкций;
- В возрасте 3-4 лет ребенок не может выговорить звуки или у него наблюдаются проблемы с формированием фраз.
В последнем случае лучше как можно скорее проконсультироваться со специалистом.
Иногда такие ситуации могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития ребенка. На диагностике специалист должен выявить наличие или отсутствие отклонений и, при необходимости, предложить варианты коррекции.
Иногда такие ситуации могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития ребенка. На диагностике специалист должен выявить наличие или отсутствие отклонений и, при необходимости, предложить варианты коррекции.
Тело и речь связаны теснее, чем может показаться на первый взгляд. Наблюдательный родитель может заметить тревожные сигналы задолго до того, как ребенок произнесет первые слова.
Например, задержка в моторном развитии, недостаточная координация движений, проблемы с дыханием или частые простуды могут нарушить нормальное развитие речи. Даже формирование вальгусной стопы бывает следствием того, что ребенок неправильно жуёт, глотает и дышит.
Если ребенок не воспринимает и не реагирует на окружающие звуки, не поворачивает голову на свое имя, не реагирует на музыку или, наоборот, закрывает уши, это также может быть сигналом о возможных нарушениях слуховой системы, которые влияют на речь.
Если ребенок не воспринимает и не реагирует на окружающие звуки, не поворачивает голову на свое имя, не реагирует на музыку или, наоборот, закрывает уши, это также может быть сигналом о возможных нарушениях слуховой системы, которые влияют на речь.
Временная задержка речи может быть связана с индивидуальными особенностями развития ребенка, сменой обстановки (например, переездом, изменением окружения) или другими внешними факторами.
Однако если ребенок не делает прогресса в своем речевом развитии, несмотря на поддержку со стороны родителей, это уже может указывать на более серьезные проблемы. Регулярное отсутствие улучшений в речевом развитии, несмотря на все усилия, это повод для обращения к специалисту.
Однако если ребенок не делает прогресса в своем речевом развитии, несмотря на поддержку со стороны родителей, это уже может указывать на более серьезные проблемы. Регулярное отсутствие улучшений в речевом развитии, несмотря на все усилия, это повод для обращения к специалисту.
Важно: задержка может быть только в масштабах 1 года, но не позднее 3,5 лет.
Слух — как мост к развитию речи. И любые, порой даже незначительные нарушения в работе слуховой системы могут затормозить речевое развитие ребенка. Родители или специалист определяют отклонение от нормы по следующим признакам:
- Отсутствие реакции на обращенную речь;
- Неумение отличать громкие и тихие звуки;
- Частые простуды, с которыми связано появление проблем с восприятием звуков;
- Ребенок не реагирует на собственное имя или не различает слова, сказанные с разной интонацией.
Все это повод обратиться к сурдологу для диагностики. Помните, что существуют неречевые шумы (стук, чириканье птиц, шуршание пакета), а есть речевые (это речь человеческая). Ребенок должен слышать все, при этом отличать их друг от друга.
Родители могут обратить внимание, как именно ребенок “строит” слово. Не путает ли он слоги местами, не пропускает ли он начало или конец слова, умеет ли составлять простые фразы.
Также стоит проверить, понимает ли ребенок простые просьбы и инструкции. Попробуйте произнести ту же инструкцию, но в незнакомом месте, а еще лучше — попросите другого человека это сделать. Ребенок привыкает к звуковому диапазону речи близких и зачастую понимает речь только на бытовом уровне.
Проверьте, называет ли ребенок предметы на картинках, показывает ли на них пальчиком, узнает ли эти предметы в повседневной жизни.
Также важно, чтобы родитель мог оценить, насколько речь ребенка понятна окружающим.
Также стоит проверить, понимает ли ребенок простые просьбы и инструкции. Попробуйте произнести ту же инструкцию, но в незнакомом месте, а еще лучше — попросите другого человека это сделать. Ребенок привыкает к звуковому диапазону речи близких и зачастую понимает речь только на бытовом уровне.
Проверьте, называет ли ребенок предметы на картинках, показывает ли на них пальчиком, узнает ли эти предметы в повседневной жизни.
Также важно, чтобы родитель мог оценить, насколько речь ребенка понятна окружающим.
7. Влияет ли на развитие речи семейный анамнез и наследственность? Какие факторы риска должны насторожить родителей?
Наследственность играет немаловажную роль в развитии речи. Если в семье есть случаи речевых нарушений (дислалия, дизартрия, заикание, аутизм, ЗПР), то вероятность их появления у ребенка выше. В таком случае следует внимательнее отнестись к развитию речи.
Также важно учитывать личный анамнез ребенка. К факторам риска относятся преждевременные или затяжные роды, низкий вес при рождении, маловодие, гипоксия, обвитие или повышенный билирубин.
Чем раньше родители заметят проблемы в речевом развитии и обратятся за помощью, тем эффективнее можно будет скорректировать нарушения.
Логопеды-дефектологи проводят диагностику детям с 9 месяцев. Да, в этом возрасте уже многое можно увидеть и предотвратить. Логопеды могут помочь разработать индивидуальную программу развития с учетом особенностей и потребностей ребенка.
Раннее вмешательство помогает избежать дальнейших проблем с обучением и социальной адаптацией.
Логопеды-дефектологи проводят диагностику детям с 9 месяцев. Да, в этом возрасте уже многое можно увидеть и предотвратить. Логопеды могут помочь разработать индивидуальную программу развития с учетом особенностей и потребностей ребенка.
Раннее вмешательство помогает избежать дальнейших проблем с обучением и социальной адаптацией.
Для стимуляции речевого развития родители могут использовать игры с простыми, понятными предметами.
Можно возить на тележке зайца и прыгать с ним по кочкам, произнося «прыг-прыг», а можно играть с уточками в ванной, произнося «кря-кря». Медленное, плавное чтение вслух и активные разговоры с ребенком также способствуют улучшению речи.
Главное правило — делать это регулярно и с интересом для ребенка.
Можно возить на тележке зайца и прыгать с ним по кочкам, произнося «прыг-прыг», а можно играть с уточками в ванной, произнося «кря-кря». Медленное, плавное чтение вслух и активные разговоры с ребенком также способствуют улучшению речи.
Главное правило — делать это регулярно и с интересом для ребенка.
Общение с родителями, братьями и сестрами, сверстниками помогает ребенку развивать навыки коммуникации, расширять словарный запас и улучшать произношение.
Важно, чтобы ребенок слышал правильно построенную речь взрослых и имел возможность активно участвовать в беседе.
На пути речевого развития каждый ребенок идет своим темпом, но родителям важно иметь ориентиры — контрольные точки. Помните: мозг маленького человека пластичен, и чем раньше мы начнем работу, тем легче скорректировать отклонения. Так ребенок сможет общаться, взаимодействовать с социумом и познавать этот удивительный мир.
Ранее логопед-дефектолог рассказал про связь движения и речи ребенка.
Фото: свободные интернет-источники
Важно, чтобы ребенок слышал правильно построенную речь взрослых и имел возможность активно участвовать в беседе.
На пути речевого развития каждый ребенок идет своим темпом, но родителям важно иметь ориентиры — контрольные точки. Помните: мозг маленького человека пластичен, и чем раньше мы начнем работу, тем легче скорректировать отклонения. Так ребенок сможет общаться, взаимодействовать с социумом и познавать этот удивительный мир.
Ранее логопед-дефектолог рассказал про связь движения и речи ребенка.
Фото: свободные интернет-источники