Эксперт: логопед-дефектолог Оксана Борщева.
Многочисленные исследования подтверждают: движение и развитие речи у ребенка неразрывно связано. Это же отмечают и нейропсихологи, неврологи и нейробиологи. Но почему так происходит? Давайте разберемся.
Речевые и двигательные навыки контролируются сложными участками головного мозга: сенсомоторной и премоторной корой. Они отвечают за координацию и взаимодействуют между собой.
Речь — это сложный процесс, в котором участвуют мышцы языка, губ, щек, а также дыхательная система. Например, для произнесения звуков [Р], [Л] и ряда других, важно, чтобы язык точно вставал за верхние резцы, а не упирался в нижние. Важно чтобы воздушная струя была сильная и направленная. И всё это контролируется моторными центрами мозга.
Речь — это сложный процесс, в котором участвуют мышцы языка, губ, щек, а также дыхательная система. Например, для произнесения звуков [Р], [Л] и ряда других, важно, чтобы язык точно вставал за верхние резцы, а не упирался в нижние. Важно чтобы воздушная струя была сильная и направленная. И всё это контролируется моторными центрами мозга.
Нарушения в функционировании мозжечка ведут к проблемам с общей моторикой, а значит, влияют и на речь. Например, при дизартрии (нарушении иннервации мышц речевого аппарата) человек испытывает трудности с четким произношением слов за счет мышечного тонуса.
Представьте, что вы впервые пробуете танцевать латиноамериканские танцы. Вам нужно одновременно запомнить шаги, держать спину ровно, координировать движения рук и ног. То есть мозгу приходится активно работать, создавая новые нейронные связи.
А теперь представьте малыша, который учится говорить. Для него произнести новое слово — это как выучить новый танец: язык, губы и голосовые связки должны двигаться слаженно и точно. Именно поэтому дети, которым родители создают условия для движения, развивают более сложные нейронные связи, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Еще один пример — младенцы. Когда они только начинают лепетать, их звуки сопровождаются активными движениями рук и ног.
Таким образом, двигательная и речевая функции активно взаимодействуют и контролируются разными областями мозга. Соответственно, мелкая, как и крупная моторика, речь не запускают.
А теперь представьте малыша, который учится говорить. Для него произнести новое слово — это как выучить новый танец: язык, губы и голосовые связки должны двигаться слаженно и точно. Именно поэтому дети, которым родители создают условия для движения, развивают более сложные нейронные связи, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Еще один пример — младенцы. Когда они только начинают лепетать, их звуки сопровождаются активными движениями рук и ног.
Таким образом, двигательная и речевая функции активно взаимодействуют и контролируются разными областями мозга. Соответственно, мелкая, как и крупная моторика, речь не запускают.
За последние десятилетия уровень двигательной активности детей уменьшился. Смартфоны, планшеты и компьютеры заменили детям активные игры во дворе. Они проводят много времени сидя или лежа, что негативно влияет на их развитие.
Если раньше ребенок, просыпаясь утром, придумывал себе игру, звал друзей, организовывал команду для дворовых развлечений, то сейчас его день зачастую начинается с включения экрана. В результате у него нет естественной необходимости двигаться и решать когнитивные задачи, связанные с игрой.
Если раньше ребенок, просыпаясь утром, придумывал себе игру, звал друзей, организовывал команду для дворовых развлечений, то сейчас его день зачастую начинается с включения экрана. В результате у него нет естественной необходимости двигаться и решать когнитивные задачи, связанные с игрой.
Все это проявляется в следующих проблемах:
- Дети хуже контролируют свои движения, у них нарушена координация.
- Дети не умеют планировать и последовательно действовать.
- Ослабляется мышечный тонус, что влияет и на артикуляционные мышцы.
- Затрудняется выполнение точных и сложных движений (например, письмо, застегивание пуговиц, работа с мелкими предметами).
Всё чаще у детей наблюдаются позднее начало речи, проблемы с произношением звуков, перестановка слогов в словах, трудности в построении фраз.
Есть важное правило в логопедии: пока не отработаны дефициты в теле, влияющие на речь, нет смысла работать непосредственно с аппаратом речи (языком, губами и т.д.). Когда мы говорим, язык за секунду выполняет несколько быстрых движений, и без развитой моторики этот процесс наладить сложно.
Если ребенок не может топать, прыгать, то как он сможет поднять язык к верхним резцам или, например, сделать дудочку из губ, отправить маме «воздушный поцелуй»? Если ребёнок не может чередовать движения рук и ног (топать-хлопать, прыгать-перешагивать), ему будет сложно чередовать движения языка при произнесении звуков.
Если ребенок не может топать, прыгать, то как он сможет поднять язык к верхним резцам или, например, сделать дудочку из губ, отправить маме «воздушный поцелуй»? Если ребёнок не может чередовать движения рук и ног (топать-хлопать, прыгать-перешагивать), ему будет сложно чередовать движения языка при произнесении звуков.
Какие упражнения полезны для крупной моторики?
- Бег, прыжки, лазанье, катание на велосипеде, прыжки через скакалку;
- Игры, требующие координации: например, «классики», «хождение по мостикам и бревнам»;
- Преодоление препятствий (перешагивание камней).
Ребенок должен чувствовать: «я контролирую свое тело, я знаю, насколько сильно мне нужно прыгнуть. Я знаю, как мне перешагнуть камень или ручей, чтобы не упасть.» То есть он как бы прогнозирует амплитуду движения своей ноги, руки, а потом и языка.
Когда крупная моторика развита, можно подключать мелкую. Здесь полезны рисование, лепка, шнуровка, складывание конструктора, вырезание ножницами, игры с бумагой (рвать, мять, складывать фигурки) и пальчиковые игры.
Не все родители знают, что в развитии речи нужно обратить внимание и на осанку и навыки баланса. Чем лучше ребёнок управляет своим телом, тем легче ему осваивать речевые навыки и говорить чётко, уверенно и выразительно. Для развития хорошо подойдет ходьба по бревну или балансировочной доске, занятия АФК и игры на равновесие.
Когда крупная моторика развита, можно подключать мелкую. Здесь полезны рисование, лепка, шнуровка, складывание конструктора, вырезание ножницами, игры с бумагой (рвать, мять, складывать фигурки) и пальчиковые игры.
Не все родители знают, что в развитии речи нужно обратить внимание и на осанку и навыки баланса. Чем лучше ребёнок управляет своим телом, тем легче ему осваивать речевые навыки и говорить чётко, уверенно и выразительно. Для развития хорошо подойдет ходьба по бревну или балансировочной доске, занятия АФК и игры на равновесие.
Моторное и речевое развитие можно отслеживать с раннего возраста. Уже в 9 месяцев логопеды и дефектологи могут прогнозировать, какие речевые навыки будут у ребенка в 2-3 года.
Это может быть что угодно, что нравится и вам, и ребенку. Игры с мячом (броски, ловля, ведение мяча), катание на велосипеде, самокате, прыжки, бег, лазание, догонялки, прятки.
Важно! Родители должны участвовать в активностях вместе с детьми. Просто вынести мяч во двор и сидеть с телефоном на лавочке — не эффективно. Ребенку важно видеть пример авторитетного взрослого.
Чем больше ребёнок использует руки в повседневной жизни, тем лучше развиваются точные движения, необходимые для артикуляции.
Рукоделие, шитьё, сортировка предметов — например, сортеры, перекладывание макарон и фасоли, складывание носков по парам. А еще в последнее время стали даже появляться кружки пантомимы — еще одно полезное и необычное занятие.
Быт — тоже поле для тренировки. Пусть ребенок помогает раскладывать столовые приборы, выгружать посуду из посудомоечной машины, сортировать вещи (например, носки папы отдельно, ребенка отдельно), самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы.
Рукоделие, шитьё, сортировка предметов — например, сортеры, перекладывание макарон и фасоли, складывание носков по парам. А еще в последнее время стали даже появляться кружки пантомимы — еще одно полезное и необычное занятие.
Быт — тоже поле для тренировки. Пусть ребенок помогает раскладывать столовые приборы, выгружать посуду из посудомоечной машины, сортировать вещи (например, носки папы отдельно, ребенка отдельно), самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы.
С 9 месяцев до 3 лет важно читать ребенку вслух — медленно, выразительно, с повторениями. Отлично подходят стихи — они задают ритм речи и развивают ее слуховое восприятие. Можно двигаться во время чтения — например, читая стихотворение про медведя, изображать, как он шагает. Имитировать звуки: «биби», «гав-гав» и т.д.
Простой пример: на кухне не до конца закрыли кран, и вода капает. Мама услышала и, как обычно, встала и пошла закрывать. Здесь важно сначала акцентировать внимание ребенка: «Кажется, капает вода. Ты слышишь?».
Когда где-то на улице лает собака, шумят деревья за окном, идет дождь — на это тоже нужно обращать внимание. Ребенок должен не только слышать речь, но и учиться различать звуки окружающего мира.
Когда где-то на улице лает собака, шумят деревья за окном, идет дождь — на это тоже нужно обращать внимание. Ребенок должен не только слышать речь, но и учиться различать звуки окружающего мира.
Человек — это единая система, и ребенка неправильно рассматривать как «набор отдельных деталей». Нельзя развивать слух отдельно от зрения, руки отдельно от ног, а речь отдельно от моторики. Поэтому и в развитии речи мы начинаем с фундамента — с моторных навыков, координации и физического развития.
Ранее мы пытались разобраться все ли в развитии ребенка решает генетика.
Анимация: свободные интернет-источники
Анимация: свободные интернет-источники