Эксперт: Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
На самом деле, спор о том, что в большей степени влияет на развитие ребенка: биология или воспитание так и не решен.
Но вернемся к генетике. Даже тут все непросто. На сцене появляется эпигенетика — область биологии, изучающая прижизненные изменения в активности генов, вызванные различными особенностями окружающей среды, образом жизни, питанием, стрессом и другими факторами.
Но вернемся к генетике. Даже тут все непросто. На сцене появляется эпигенетика — область биологии, изучающая прижизненные изменения в активности генов, вызванные различными особенностями окружающей среды, образом жизни, питанием, стрессом и другими факторами.
Эти изменения могут передаваться из поколения в поколение. То есть, у ребенка прижизненно могут возникнуть какие-то генетические изменения, которых не было у родителей. А потом он передаст их уже своим детям.
Как это устроено? Эпигенетический механизм можно сравнить с панелью, на которой множество выключателей. В процессе развития ребенка (или детеныша животного) не все гены «включаются» или «выключаются» одновременно. Определенный ген, чтобы открыться или закрыться получает команду. Это называется «метилирование» — к ДНК присоединяется особая группа из четырех атомов. Пока известно, что эти процессы происходят, но не вполне понятно, что их запускает.
Почему иногда происходит сбой в этом механизме? Пока не понятно. Когда механизм метилирования будет расшифрован, возможно, удастся победить многие заболевания, которые сейчас считаются неизлечимыми.
Сейчас эпигенетические исследования проводятся на животных моделях. Но провести параллели с развитием детей не так сложно. Например, в одном из исследований показано, что включение и выключение определенных генов у крысят зависит от уровня материнской заботы. Прикосновения мамы-крысы влияют на экспрессию генов детенышей. Все как у людей: стресс мешает развитию, а любовь и забота способствуют. И это не просто психология — это глубинные изменения генома, которые ваш ребенок может передать своим детям.
Как это устроено? Эпигенетический механизм можно сравнить с панелью, на которой множество выключателей. В процессе развития ребенка (или детеныша животного) не все гены «включаются» или «выключаются» одновременно. Определенный ген, чтобы открыться или закрыться получает команду. Это называется «метилирование» — к ДНК присоединяется особая группа из четырех атомов. Пока известно, что эти процессы происходят, но не вполне понятно, что их запускает.
Почему иногда происходит сбой в этом механизме? Пока не понятно. Когда механизм метилирования будет расшифрован, возможно, удастся победить многие заболевания, которые сейчас считаются неизлечимыми.
Сейчас эпигенетические исследования проводятся на животных моделях. Но провести параллели с развитием детей не так сложно. Например, в одном из исследований показано, что включение и выключение определенных генов у крысят зависит от уровня материнской заботы. Прикосновения мамы-крысы влияют на экспрессию генов детенышей. Все как у людей: стресс мешает развитию, а любовь и забота способствуют. И это не просто психология — это глубинные изменения генома, которые ваш ребенок может передать своим детям.
Еще один важный вопрос, связанный с генетикой — нарушения развития ребенка. Допустим, у ребенка нарушения речи. Стоит ли что-то предпринимать? Или лучше найти среди родственников виновного — носителя «плохих» генов, и успокоиться.
История с найденным и утраченным «геном речи» очень показательна. В начале 1990-х ученые описали ген FOXP2, определенная мутация которого наблюдалась в одной британской семье, три поколения которой страдали тяжелыми нарушениями речи. Но на сегодняшний день энтузиазм по поводу «гена речи» несколько снизился. Оказалось, что этот ген управляет вокальным поведением летучих мышей, некоторых морских млекопитающих, а также его рассматривают в качестве онкомаркера. Видимо, он выполняет некие общие задачи важные для развития организма. Поведение человека, а тем более речь — это очень сложные процессы. Поэтому не стоит надеяться на то, что будет найден ген речи, аутизма или шизофрении. Хотя, безусловно, генетика вносит существенный вклад в развитие всех этих состояния. Существенный, но не стопроцентный.
В книге нобелевского лауреата Эрика Канделя «Расстроенная психика» показано, что геном человека является биосоциальным конструктом. Это означает, что мы на многое можем повлиять в развитии детей.
История с найденным и утраченным «геном речи» очень показательна. В начале 1990-х ученые описали ген FOXP2, определенная мутация которого наблюдалась в одной британской семье, три поколения которой страдали тяжелыми нарушениями речи. Но на сегодняшний день энтузиазм по поводу «гена речи» несколько снизился. Оказалось, что этот ген управляет вокальным поведением летучих мышей, некоторых морских млекопитающих, а также его рассматривают в качестве онкомаркера. Видимо, он выполняет некие общие задачи важные для развития организма. Поведение человека, а тем более речь — это очень сложные процессы. Поэтому не стоит надеяться на то, что будет найден ген речи, аутизма или шизофрении. Хотя, безусловно, генетика вносит существенный вклад в развитие всех этих состояния. Существенный, но не стопроцентный.
В книге нобелевского лауреата Эрика Канделя «Расстроенная психика» показано, что геном человека является биосоциальным конструктом. Это означает, что мы на многое можем повлиять в развитии детей.
Задумайтесь: все, что происходит с ребенком каждый день влияет не только на его характер, но и на его гены.
Ранее мы пытались разобраться, можно ли узнать будущее ребенка по ДНК.
Фото: свободные интернет-источники
Фото: свободные интернет-источники