Эксперт: Марина Сорокун, логопед, нейродефектолог и преподаватель РУДН.
Зачем и как исправлять речь после начальной школы? Существует устойчивое заблуждение, словно к логопеду ходят только малыши и ученики младших классов. Когда у подростка сохраняется особенное произношение некоторых звуков или нечёткая речь, взрослые часто списывают это на индивидуальность, полагая, что момент для коррекции упущен. Специалисты в области речевого развития с этим категорически не согласны: с возрастом трудности не растворяются, а меняют свою форму, превращаясь из учебной проблемы в источник социального дискомфорта и внутренних конфликтов. Пубертатный период сам по себе является испытанием для психики, и несовершенство собственной речи может стать одним из ключевых факторов формирования неуверенности.
Существует устойчивое заблуждение, словно к логопеду ходят только малыши и ученики младших классов
Смазанность артикуляции, чрезмерная скорость говорения, речевые запинки — всё это напрямую воздействует на самооценку молодого человека или девушки. В классе такой подросток предпочтёт отмалчиваться, лишь бы не привлекать внимание, будет уклоняться от творческих конкурсов, презентаций и групповых выступлений. Это приводит не просто к пробелам в знаниях, но и к изоляции в коллективе. Виртуальное пространство, где можно общаться текстом, становится безопасным убежищем. По данным психологов, устойчивое недовольство качеством собственной речи — прямой провокатор повышенной тревожности, сложностей в социализации и даже депрессивных состояний. Таким образом, казалось бы, небольшой изъян превращается в высокую стену на пути гармоничного взросления.
Вопрос будущей профессиональной реализации — ещё более веский довод за то, чтобы заняться речью. Круг специальностей, где ясная, уверенная и убедительная речь является не дополнительным плюсом, а базовым требованием, невероятно широк. Речь уже давно не только об учителях, адвокатах или телеведущих. Способность структурировано и чётко излагать идеи, аргументировать позицию и управлять вниманием аудитории стала необходимой в маркетинге, управлении проектами, IT-консалтинге, предпринимательстве и многих других сферах. Собеседование, питч-презентация стартапа, защита диплома, выступление на совещании — каждое из этих событий превращается в пытку для того, кто испытывает трудности с речью.
Многие публичные личности в России прошли через осознанную работу над своей речью, и их примеры особенно показательны. Например, некоторые известные актрисы в начале карьеры отмечали, что их природная манера говорить была недостаточно выразительной для сцены. Целенаправленная работа с педагогами, в том числе над дыханием, дикцией и силой голоса, позволила исправить это. Более наглядный пример — телеведущий и режиссёр Андрей Малахов. В своих интервью он не раз упоминал, что в юности ему приходилось прилагать значительные усилия для отработки чёткой дикции и интонационной подачи, что впоследствии стало неотъемлемой частью его профессионального успеха и харизмы на федеральном телевидении.
Вопрос будущей профессиональной реализации — ещё более веский довод за то, чтобы заняться речью. Круг специальностей, где ясная, уверенная и убедительная речь является не дополнительным плюсом, а базовым требованием, невероятно широк. Речь уже давно не только об учителях, адвокатах или телеведущих. Способность структурировано и чётко излагать идеи, аргументировать позицию и управлять вниманием аудитории стала необходимой в маркетинге, управлении проектами, IT-консалтинге, предпринимательстве и многих других сферах. Собеседование, питч-презентация стартапа, защита диплома, выступление на совещании — каждое из этих событий превращается в пытку для того, кто испытывает трудности с речью.
Многие публичные личности в России прошли через осознанную работу над своей речью, и их примеры особенно показательны. Например, некоторые известные актрисы в начале карьеры отмечали, что их природная манера говорить была недостаточно выразительной для сцены. Целенаправленная работа с педагогами, в том числе над дыханием, дикцией и силой голоса, позволила исправить это. Более наглядный пример — телеведущий и режиссёр Андрей Малахов. В своих интервью он не раз упоминал, что в юности ему приходилось прилагать значительные усилия для отработки чёткой дикции и интонационной подачи, что впоследствии стало неотъемлемой частью его профессионального успеха и харизмы на федеральном телевидении.
Подросток может воспринимать предложение поработать с логопедом очень болезненно
Это доказывает, что систематические занятия, в том числе направленные на коррекцию сложных звуков вроде «р» или «ш», являются для многих неотъемлемой частью профессионального становления.
Основное препятствие для визита к специалисту в подростковом возрасте — чувство стыда и активное сопротивление. Подросток может воспринимать предложение поработать с логопедом очень болезненно. Задача близких — не давить, а стать союзниками. Вместо ультиматумов работает стратегия «мягкой договорённости», ориентированная на личные выгоды самого подростка. Стоит вместе подумать, как новая, уверенная речь откроет конкретные двери: поможет вести стримы или подкасты, позволит блистать на школьной конференции, облегчит сдачу устного экзамена или просто сделает общение с интересными людьми более лёгким. Важно транслировать мысль, что работа над речью — это такой же осознанный вклад в собственный имидж и будущее, как занятия спортом или изучение иностранного языка.
Стандартный путь коррекции включает диагностику, если необходимо коррекцию звуков, постановку реалистичных целей, тренировку артикуляционной и дыхательной мускулатуры, введение новых навыков в живую спонтанную речь и отработку интонационных паттернов. Особая роль отводится психологической поддержке и формированию позитивного внутреннего настроя.
Если есть трудности, то работа над речью в подростковый период не просто актуальна, а критически важна. Это долгосрочная инвестиция в психологическую устойчивость, социальную интеграцию и карьерную траекторию. Своевременная помощь способна кардинально изменить жизненный сценарий, убрав искусственные барьеры на пути к целям. Для стеснительного подростка первая консультация может казаться непреодолимым шагом, но, как показывают примеры и практика, после первых же заметных результатов дискомфорт сменяется азартом, а затем и гордостью за себя.
Ранее мы писали в чем причина задержки речи у ребенка.
Основное препятствие для визита к специалисту в подростковом возрасте — чувство стыда и активное сопротивление. Подросток может воспринимать предложение поработать с логопедом очень болезненно. Задача близких — не давить, а стать союзниками. Вместо ультиматумов работает стратегия «мягкой договорённости», ориентированная на личные выгоды самого подростка. Стоит вместе подумать, как новая, уверенная речь откроет конкретные двери: поможет вести стримы или подкасты, позволит блистать на школьной конференции, облегчит сдачу устного экзамена или просто сделает общение с интересными людьми более лёгким. Важно транслировать мысль, что работа над речью — это такой же осознанный вклад в собственный имидж и будущее, как занятия спортом или изучение иностранного языка.
Стандартный путь коррекции включает диагностику, если необходимо коррекцию звуков, постановку реалистичных целей, тренировку артикуляционной и дыхательной мускулатуры, введение новых навыков в живую спонтанную речь и отработку интонационных паттернов. Особая роль отводится психологической поддержке и формированию позитивного внутреннего настроя.
Если есть трудности, то работа над речью в подростковый период не просто актуальна, а критически важна. Это долгосрочная инвестиция в психологическую устойчивость, социальную интеграцию и карьерную траекторию. Своевременная помощь способна кардинально изменить жизненный сценарий, убрав искусственные барьеры на пути к целям. Для стеснительного подростка первая консультация может казаться непреодолимым шагом, но, как показывают примеры и практика, после первых же заметных результатов дискомфорт сменяется азартом, а затем и гордостью за себя.
Ранее мы писали в чем причина задержки речи у ребенка.